Ольга Рязанова
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе на тему «Решение арифметической задачи. Число и цифра 8»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «Решение арифметической задачи. Число и цифра 8»
Образовательная область – познание.
Интеграция образовательных областей – социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество, физическое развитие, здоровье, музыка.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе на тему „Решение арифметической задачи, Число и цифра 8“» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 8. Состав числа восемь, счёт до восьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Цель – обучать решению арифметической задачи, познакомить с числом и цифрой 8.
Задачи:
1. Воспитывать усидчивость, уважительное отношение к труду пилота и изобретателя.
2. Развивать логическое, мышление, творческое воображение, аудиальную, зрительную и моторную память, координацию движений.
3. Познакомить с цифрой 8, с образованием числа 8.
4. Продолжать обучать детей решению арифметической задачи.
5. Закреплять состав числа 8, умение понимать отношения между числами в числовом ряду.
6. Уточнить пространственные понятия «длинная», «короткая».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент в кругу
Доброе утро, ребята.
Я предлагаю вам встать в кругу и взяться за руки, чтобы почувствовать тепло рук ваших друзей.
А теперь повернитесь спиной в круг и возьмитесь за руки.
Как удобнее вам было? Почему?
Давайте встанем так, как вам удобно, возьмемся за руки, улыбнемся и передадим частичку тепла и добра своим друзьям.
2. Беседа в кругу
Ребята, давайте вспомним, кто такие изобретатели? (версии детей)
Да, это люди, как и мы, но более любознательные, творческие и наблюдательные, они первыми создают разные полезные и интересные предметы и вещи.
А что люди изобрели? (бытовую технику, компьютеры, транспорт, космические корабли и многое другое)
Ребята, а зачем человек изобрел транспорт?
Какой транспорт вы знаете? (водный, наземный, подземный, воздушный)
Что можем мы изобрести?
Я хочу вам предложить сегодня побыть изобретателями и попробовать создать свой воздушный транспорт – самолет, но такой, которого еще не существует. Попробуем?
Что для этого нам нужно? (выслушать предложения детей)
Ребята, чтобы появилось новое изобретение, мы должны проверить какие знания для этого у нас есть? Так как изобретателям необходимо не только быть творческими, но и хорошо уметь считать, прекрасно знать все цифры, решать сложные задачи, измерять и многое другое. Ну что, согласны проверить свои знания? Тогда вперед!
3. Социоигра «Один – много»
Для начала давайте вспомним, какие части есть у самолета, я буду бросать вам мяч и называть 1 часть самолета, а вы будете отвечать словом, как можно назвать много таких частей. (крыло, штурвал, кабина, пропеллер, двигатель, иллюминатор, колесо, кресло, датчик)
4. Д/и «Сложи узор»
Теперь мы создадим одну из частей самолета – пропеллер. (Каждый из детей берет кубик из игры и находит ему необходимое место, чтобы получился рисунок пропеллера)
Хорошо, вот мы и научились создавать очень важную часть самолета.
А еще у изобретателей очень хорошо развита память, внимание, они отлично считают.
Давайте проверим и мы свои знания.
5. Знакомство с образованием числа 8, с цифрой 8
Следующее задание для самых сообразительных:
(Дети воспринимают задание на слух)
Вот в самолете сидят
Семь маленьких котят
Они в полет отправится спешат,
Но один котеночек проспал
И на самолет тот опоздал.
Ну-ка дружно посчитай
Сколько всего котят узнай? (8)
Верно, ребята всего их восемь и обозначается это число цифрой 8. На что похожа эта цифра? (подвести ребят к тому, что она похожа и на пропеллер самолета)
Давайте найдем ее место в числовом ряду и поставим эту цифру на свое место.
6. Состав числа 8. Упражнение «Помоги пилоту правильно найти числа»
Посмотрите на доску, как вы думаете, какое задание мы должны выполнить? (Поставить цифры так, чтобы получилось число 8)
Оказывается, на аэродроме должен приземлится самолет с номером 8, но он приземлится только тогда, когда пилот сможет составить это число из двух меньших чисел.
Может быть, поможем пилоту в этом? Какие цифры поставим? (Число 8 – это 4 и 4, 3 и 5, 5 и 3, 2 и 6, 6 и 2, 1 и 7, 7 и 1)
7. Решение задачи
(В это время в группу влетает бумажный самолет, на борту которого написана цифра 8, в него вложено письмо с арифметической задачей)
Ребята, для нас новое задание (Чтение текста задачи 2 раза): На аэродроме стояли 5 самолетов. Потом на этот аэродром приземлились еще 3 самолета. Сколько всего самолетов стало на аэродроме? (1 слайд)
О чем говорится в задаче? (о самолетах) (2 слайд)
Что говорится? (3 слайд)
Что нам известно? (сколько было самолетов и сколько самолетов прилетело)
Что неизвестно? (сколько самолетов стало)
О чем спрашивается? Какой вопрос в задаче? (4 слайд)
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Как можно узнать?
У нас станет больше или меньше самолетов? Какое действие сделаем? Почему? (4 слайд)
Как с помощью цифр и знаков запишем решение? Сколько было? (5) Сколько прилетело? (3) Какой знак применим? (+) (5 слайд)
Как запишем ответ? (=8) Запись решения: 5+3=8 (6 слайд)
Проверка:
Итак, о чем спрашивалось в задаче?
Какой ответ у нас получился?
Что обозначает цифра 5, 3, 8?
Давайте проверим (пересчитаем самолеты) (7 слайд)
Какой вывод можно сделать? (задача решена правильно) (8 слайд)
8. Физминутка «Я пилот»
Приземлился самолёт в аэропорту, (руки в стороны, приседаем)
Буквы крупные видны на его борту. (поглаживание по бокам)
Пассажиры долетели, счастливы они: (показываем большие пальцы обеих рук)
Стюардессы разрешили отстегнуть ремни. (имитация движения)
Здесь в салоне самолёта много мам и пап, (указательным пальцем правой руки показываем)
Держат за руки детишек, выходя на трап. (беремся за руки)
И усталые пилоты вышли не спеша, (проводим рукой по лбу)
В небо синее вернуться их зовёт душа. (руки вверх)
Я пилотом тоже стану, всех возьму в полёт, (правая рука на груди)
Из конструктора я строю синий самолёт. (стучим кулачками друг о друга)
9. Работа с раздаточным материалом
Ребята, куда приземляется самолет? Как называется это место на аэродроме?
Перед вами полоска бумаги – это взлетная полоса. Проведите по ней пальчиком.
У нас на аэродроме 2 взлетные полосы, а у нас всего 1 полоска бумаги. Как из 1 полоски сделать 2 равные взлетные полосы? (сложить напополам и разрезать на 2 части)
Что у вас получилось? На сколько частей мы разрезали полоску?
А теперь проведите пальчиком по одной из половинок. Что длиннее целая или половина? (уточнить понятия «длиннее», «короче»)
10. Конструирование самолета (звучит спокойная музыка по выбору воспитателя)
Я считаю, что мы прошли все испытания, выполнили все задания и вполне готовы стать настоящими изобретателями. Вы со мной согласны?
Тогда давайте пофантазируем и попробуем создать такой самолет, который еще не придумали изобретатели. (Ребята сами выбирают материал, из которого создают модель необычного самолета)
12. Презентация самолетов (анализ моделей, рассказ о том, что необычного придумали ребята)
13. Итог занятия
Ребята, какие вы все хорошие изобретатели!
Чему вы сегодня научились на занятии?
С какой цифрой познакомились?