Олеся Иванова
Конспект НОД по художественной литературе в средней группе «Теремок на новый лад»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Изменение сюжета русской народной сказки «Теремок»
Цель: Учить детей изменять сюжет сказки, используя прием-фантазирования; изменять характер героев сказки
Задачи:
Воспитательные:
1. Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.
2. Воспитывать у детей желание говорить на татарском языке.
Обучающие:
1. Учить детей анализировать сказочные ситуации с помощью взрослого.
2. Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи.
3. Учить изменять действия героев в знакомых сказках.
Публикация «Конспект НОД по художественной литературе в средней группе „Теремок на новый лад“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказки на новый лад
- Средняя группа
- «Теремок» на новый лад
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
4. Закреплять умение анализировать «что хорошо, что плохо»; понятие системного видения окружающего мира - понятие: части-целое.
Развивающие:
1. Продолжать развивать воображение и творческие способности детей.
2. Продолжать развивать психологическую базу речи: восприятие, внимание, память, мышление.
Основная образовательная область:
«Чтение художественной литературы».
Вспомогательные образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Словарная работа: Расширять, обогащать и активизировать образный словарь - прозвища сказочных героев
Материал: настольный театр «Теремок», дидактические игры: «Составь круг» (Никитина, «Подбери ключик к замочку», счетные палочки - набор для каждого ребенка.
Ход: дети свободно располагаются на ковре.
- Ребята, все вы помните сказку «Теремок»?
- Вспомним, кто первым пришёл к теремку? А за ним? (вспоминают всех героев)
- Всех вспомнили, а теперь давайте со всеми поздороваемся.
Пальчиковая гимнастика «Здороваемся со всеми зверями» :
Иснме, мышка,
Иснме, лягушка,
Иснме, зайка,
Иснме, лисичка,
Иснме, волк,
Иснме, мишка.
- Молодцы, очень хорошо! А сейчас отгадайте загадку:
Терем-терем-теремок!
Он не низок, не высок!
Всем знаком этот дом!
А зверюшек сколько в нем!
Знают все. Лишь серый волк
Взять никак не может в толк…
Сколько жило зверюшек в теремке,
Пока не пришел медведь?
Давайте все вместе посчитаем по-татарски: бер, ике, ч, дрт, биш.
- Молодцы, ребята отгадали загадку!
- А что же сделал с теремком медведь?
- Правильно, раздавил, его!
- Как вы думаете, почему он его раздавил? (был большим)
- Вам хочется, чтобы медведь был добрым и теремок остался целым?
- Тогда слушайте: «Жил-был медведь-аю. И был он не простой медведь, а умный медведь и жил он в теремке. А где живут обыкновенные медведи?» (в лесу, в берлоге)
- Хорошо, правильно. Слушайте дальше.
- Теремок стоял на высокой горе. Был медведь работящий, потому что возле теремка был сад, где росли яблони. Он очень любил яблоки».
- А как по-татарски будет «яблоко»? (алма)
- Правильно, а как сказать вкусное яблоко? (тмле алма)
- Молодцы! Правильно больше всего медведь любил яблоки, потому что он был сказочный, необычный медведь.
- А на какую фигуру похоже яблоко? (круг)
- Подойдите к столам и составьте своё яблоко, т. е. круг.
Игра «Составь круг» (Никитина). Дети выполняют задание, стоя за столами.
- Молодцы, вы очень хорошо справились! Подошли ко мне, сели на ковер и приготовились слушать дальше…
- Вот однажды собрался медведь в лес за ягодой лакомой. Взял корзину большую и ушел в лес на весь день. А дверь теремка не запер на замок, потому что потерял ключ от замка.
Игра «Подбери ключик к замочку»
- Посмотрите, это замок от теремка. Обратите внимание на форму отверстия, среди этих ключей найдите тот ключ, который подойдет к этому замку. Этот ключ подарим мишке.
- Кто найдет первым? Почему ты считаешь, что именно этот ключик от замка?
Дети находят ключ.
- Молодцы, ребята. Слушайте сказку дальше.
- «Прикрыл медведь дверь, да пошел в лес. Только он ушел, как на теремок набрела мышка-норушка. Видит – стоит теремок. Большой или маленький? (зур или кечкен).
- Правильно, зур. Подбежала мышка к теремку и спрашивает : Терем-терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вот мышка стала жить- да поживать в тереме.
- Чем мышка занималась в теремке? (уборкой)
- Молодцы! Вот так и жила мышка, но тут прискакала лягушка-квакушка: «Терем-терем-теремок, кто в тереме живет?»
- Я Мышка-норушка, а ты кто?
- А я Лягушка-квакушка.
- Ну и ступай куда шла.
- Прыгнула лягушка тогда в теремок, а мышка, как заверещит: «Я первая сюда пришла, имею право жить одна». А лягушка-квакушка ей в ответ: «А я вторая, значит теремок пополам!» На этом и сговорились. Мышка в тереме убирается, а лягушка – квакушка…
- Что будет она делать? (готовить еду)
- Вроде бы жить им да поживать, но не так все просто в этой сказке.
- Прибежал к теремку заяц - куян, он от волка спасался.
- Давайте и мы подвигаемся, попрыгаем, как зайчики.
Физкультминутка.
Зайчик скок-скок-скок!
На зелёный лужок.
Травку щиплет, кушает,
Осторожно слушает
Не идет ли волк.
-Молодцы, слушаем продолжение сказки.
- Подбежал заяц к теремку и спрашивает : «Терем-теремок, кто в тереме живет?»
- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, а ты кто?
- Мин куян, чиста, кечкен куян, от волка спасаюсь!»
- Беги куда бежал! Мы тебя от волка прятать не будем.
- Ребята, правильно ли поступили лягушка и мышка?
- Хотите узнать, что дальше было? Съел зайчика волк или нет?
- Просит зайка жалобным голоском: «Впустите меня», а потом подумал и молвит: «Не впустите, вам же хуже будет! Волк и вас съест!» Пришлось впустить им зайца в терем. Стали они жить втроем.
- Напомните мне, пожалуйста, чем занимались мышка и лягушка?
- Правильно! А что будет делать зайка?
- Молодцы, пусть белье стирает. Вот так они и стали жить. Только закрыли дверь, стучится лиса. Терем-теремок. Кто в тереме живет? Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я заяц- прозвище не скажу! А ты кто?
- А я лисичка- везде подглядишка.
Поглядела и иди дальше - отвечают ей звери. Но не так просто от лисички избавиться.
Она им в ответ: «Вот расскажу кое-кому, что вы в чужом теремке живете, вот уж вам будет!»
- Ладно иди к нам! Всем места хватит.
- Сколько же их стало?
- Посчитаем: бер, ике, ч, дрт.
- Правильно, четверо.
- А что же будет делать лисичка? (посуду мыть)
- Ребята, а, что относится к посуде?
Игра «Части-Целое» :чашка, тарелка, чайник и т. Д.
- Очень хорошо, молодцы!
- А какие части есть у чайника? (носик, ручка, крышка и т. д.)
- Молодцы, все знаете. Слушайте дальше: Долго ли коротко ли пришел к теремку волк. Подошел к теремку и спрашивает : «Терем – терем, теремок, кто в тереме живет?
Я мышка-норушка теперь теремушка!
Я лягушка тоже терем-теремушка.
Я зайка в теремок забегайка.
Я лисичка везде подглядишка.
А ты кто?
А я волк из-за кустов хвать.
Все дружно: Из-за кустов пришел туда и иди, а к нам не лезь, а волк им отвечает: «Если меня не впустите, я вас всех из-за кустов переловлю»
- А если впустим…
- охранником у вас буду-чужих-гнать, своих охранять.
-Заходи!
Зашел волк и стали они худо-ли-бедно-ли жить-поживать. Вот бы и сказке конец, но тут-то и пришел медведь!
-Откуда он пришел? Где так долго пропадал?
-Молодцы, вы очень внимательны!
-Пришел медведь, войти хочет в теремок, а дверь-то открыть не может.
-Кто, кто в теремочек вошел, кто меня домой не пускает?
-Ты-то кто такой!
-Я мишка-топтыжка, хозяин теремка.
-Вот и топай отсюда, нас теперь новых хозяев здесь много, еще одного не надо!
Сначала медведь растерялся, потом постоял,подумал, не стал буянить да кричать, из дома их прогонять, а говорит: «Я тут за вещами пришел, потому что в лесу домик-домище нашел, огромный. Вы тут живите, а я туда пошел»
Смекнули звери, что где-то дом совсем пустой пропадает. И как кинуться гурьбой-это значит все вместе – в лес! А мишка зашел в теремок, закрыл дверь на щеколду и стал малину и яблоки на зиму готовить. Умным был медведь.
-Ребята, а на самом деле медведь в лесу нашел дом?
-Правильно, медведь их перехитрил. Каким он был? (хитрым). А еще? (трудолюбивым, добрым и т. д. /)
-Вот и закончилась сказка. А суть этой сказки, ребята, в том, что: кто за большим помчался, тот ни с чем остался, потому как каждому зверьку по своему теремку. Вот какая «умная» сказка.
-Понравилась она вам? А ведь наши зверьки без домиков остались, на улице, под дождем и ветром.
-Чем мы можем им помочь? (построить домики)
Игра «Строим дом»
Дети подходят к столам и из счетных палочек строят домики.