Лучший педагог года

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Отражение русских традиций в национальном костюме«

марина богачева
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Отражение русских традиций в национальном костюме«

Тема: «Отражение русских традиций в национальном костюме

Шебекинского края.»

Обучающие задачи: Учить детей различать значение элементов старинной одежды нашего края, продолжать знакомить с орнаментом вышивки, значением некоторых узоров и символов. Закреплять знания о способах изготовления ткани в старину, о названиях ткани в прошлом веке и в настоящее время.

Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Отражение русских традиций в национальном костюме„» размещена в разделах

Развивающие задачи: продолжать развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления. Развивать мелкую мускулатуру рук.

Воспитательные задачи : Воспитывать уважение к традициям русского народа, к человеку–труженику. Развивать у детей национальное самосознание, интерес к национальной одежде родного края.

Демонстрационный и раздаточный материал: дидактическая игра «Одень куклу», штампы с изображением орнаментов вышивки одежды жителей слободы Шебеко, презентация об одежде людей 18 века, стилизованные народные костюмы.

Предварительная работа: Знакомство с предметами быта жителей Шебекинского района в прошлом веке, рассматривание фотографий, рисунков, НОД по рисованию «Роспись рушника»,

Ход:

Воспитатель : Здравствуйте! Как много у нас сегодня гостей. Дети, а как в старину встречали гостей?

Дети: В старину встречали гостей по одежде. По одежде можно было определить из какой человек местности, богат он или беден.

Воспитатель : Дети, а о чем еще могла рассказать одежда человека?

Дети: Если это мужчина,то по одежде можно было понять совершеннолетний ли он. А если женщина – замужняя или девица, а может и вовсе вдова.

Воспитатель : Правильно, все это открывал наблюдательному взгляду народный костюм. Особенности его покроя, цвет ткани, вышивка и другие детали. Свои отличительные черты имела и одежда жителей Шебекинского края. Сейчас вы увидите, как одевались люди на нашей родине в прошлом веке.

Демонстрация костюмов через проектор.

Воспитатель :Дети,а вы хотели бы побывать в прошлом веке и увидеть эту одежду?

Дети: Да, очень хотим!

Воспитатель : Тогда сейчас мы попробуем произнести волшебные слова и увидим прошлое. Но попасть туда очень сложно. Для этого нужно вспомнить, как раньше назывался наш город.

Дети: Наш город назывался слобода Шебеко.

Воспитатель : Как в старину назывался месяц апрель?

Дети: Брезень –потому что распускается береза, снегогон – уходят и тают снега, цветень – распускаются первоцветы.

Воспитатель : Молодцы, вы готовы к путешествию в прошлое! А теперь вместе со мной скажем волшебные слова :

Крутиться вертится шар голубой,

Крутиться вертится вместе со мной,

Хочется, хочется увидеть мне

Как жили люди в далекой старине.

Закрывайте глаза, не бойтесь. А теперь посмотрите – мы с вами переместились во времени в прошлое и оказались в русской избе.

Открывается занавес и перед детьми возникает интерьер русской избы.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие.

Девочка: Хорошему гостю хозяин рад.

Хозяйка: Садитесь к столу, угощайтесь чем бог послал. Откуда вы гости нежданные?

Дети: Здравствуйте! Мы издалека.

Хозяйка: Одежда на вас странная, у нас так не одеваются.

Воспитатель : Мы, хозяюшка, жители городские. А вот ваша одежда нам знакома, по ней мы можем все о вас рассказать.

Дети: Вы женщина замужняя, молодая. Потому что одеты в нарядную, с вышивкой рубаху. У пожилых женщин рубахи были скромные, без вышивки. А замужняя, потому что на голове у вас кокошник.

В старину женщины не должны были ходить простоволосым. По праздникам женщины надевали головной убор «сорока», а молодые девушки украшали голову веночком.

Хозяйка: Ай, какие молодцы, все то вы знаете. А про деток моих что скажете?

Воспитатель : Дети у вас красивые, опрятные. Ребята, а о чем еще рассказала вам их одежда?

Дети: По одежде девочки можно сказать, что живет она в слободе Шебеко, потому что рубаха расшита у нее узором красного и черного цвета. Эти узоры пришли к нам из Украины, приграничного государства.

Поверх рубахи надета юбка, старинное название «понева». Фартуком или «завеской» прикрыты завязки на юбке.

А сынок ваш молод да не женат. Ведь рубашка на нем вышитая, яркая. На голове у него картуз, так только холостые ребята одевались.

Хозяйка: Да про нас вы все рассказали. А вот на вас одежда незнакомая. Из какого холста сшитая конопляного или замашного?

Дети: Одежда наша сшита из ситца, трикотажа, джинсовой ткани.

Девочка: Это где же такую ткали? Наверное ваши мамы постарались.

Дети:Такую ткань выпускают на ткацких фабриках, делают ее специальные машины.

Мальчик: Ну а шила одежду ваша мама?

Дети: Нет., одежду шьют в ателье или на швейных фабриках. А покупают в магазинах или на рынке.

Хозяйка: А я сама холста наткала, одежду своим деткам сшила. Днями и ночами трудилась, все рученьки свои исколола веретеном и иголкой. И одежда у них одна – и в пир и в мир и по задворью.

Девочка: А играть ваши дети любят?

Воспитатель : Конечно любят!

Мальчик: Мы хотим поиграть в вами в игру «Шатер». Звучит плясовая рус. нар. мелодия.

Дети встают вокруг трех стульев, на каждом из которых раскинут красивый большой платок, все платки разные.

Хозыйка: Прежде чем начать играть,

Дружно мы начнём считать.

Дети выполняют движения под стихи:

За морями, - движения пловца

За горами, - руки вверх

За железными столбами - кулак на кулак

На пригорке - теремок - руками над головой сложить «крышу»

На двери висит замок - сцепить руки в «замок».

Ты за ключиком иди и замочек отопри.

Звучит плясовая русская народная мелодия. Дети водят хоровод вокруг каждого платка, постепенно собираются в общий хоровод и водят его.

В это время платки меняют местами. По сигналу ведущего нужно быстро собраться у своего платка и поднять его над головой, как шатер, раскинув за углы.

Хозяйка: Молодцы! И мои дети тоже любят играть, рисовать. Да вот рисовать им не на чем, да и красок у нас нет.

Воспитатель : Не печальтесь хозяюшка. Сейчас и ваши дети позабавятся. Мы приготовили интересное задание. Из бумаги вырезали рубахи, фартуки, а дети их украсят.

Дети украшают изображения.

Воспитатель : Очень нам у вас понравилось, но пора и честь знать. Спасибо за приют, до свидания.

Хозяйка: До свидания.

Звучит музыка, шторы закрываются.

Воспитатель : Ну что дети вам понравилось путешествие в прошлое?

Дети: Да понравилось.

Воспитатель : Расскажите, что же вам запомнилось?

Дети: Одежда мальчика и девочки, сарафан у хозяйки.

Понравилась игра «Шатер».

Понравилось украшать узорами фартуки и рубахи.

Воспитатель : Давайте вспомним русские старинные пословицы, связанные с одеждой.

Дети: -Береги одежду снова,а разум с молоду.

- Без нитки и иголки шубы не сшить.

- Рубашка износиться, а доброе дело не забудется.

- Платье красно за реку видно.

-По одежде протягай и ножки.

-С миру по нитке — голому рубаха.

-Бедному да вору — всякая одежда впору.

-Новую одежу кроят, к старой примеряют.

Воспитатель : А мне хочется закончить вот так :» По одежке встречают, а по уму провожают».

Публикации по теме:

«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе "В гости к кошке Мурке" конспект занятия Программное содержание: - подводить детей к умению называть свое имя и фамилию. - способствовать.

Конспект беседы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя Родина» в старшей группе Цель: воспитание патриотического чувства, уважения и любви к Родине. Предварительная работа. Разучивание русских народных пословиц о России.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец» Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец» Программное содержание: - Расширить.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Служебные собаки» в подготовительной группе Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Служебные собаки» Цель: создание условий для формирования представлений детей о.

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе «Поможем Зайчику найти свой дом»Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе «Поможем Зайчику найти свой дом» Тема: «Поможем Зайчику найти свой дом». Цель: Расширить представление детей о Родине России, о своей малой родине городе Пугачёве. Пробудить.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группеКонспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе Цель:Развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обобщить знания детей о растительном.

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у бабушки Варварушки» Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему «В гостях у бабушки Варварушки». Цель: Приобщение дошкольников.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Отражение русских традиций в национальном костюме«
Опубликовано: 18 августа 2022 в 11:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД