Гоарик Есаян
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление у детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеологическое древо», «поколение»;
- активировать словарь детей на основе углубленных знаний о семье, совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком;
- закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
- закреплять умение согласовывать прилагательные с именем существительным в роде, числе, падеже;
- развивать связную речь детей, составлять рассказы, опираясь на предложенную схему, последовательно высказывать свои мнения;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Развивающие:
-развивать творческие способности детей, познавательные интересы, логическое мышление.
Воспитательные :
-воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства к близким людям, желание заботиться о родных;
-развивать чувство гордости за свои семьи.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов о семье, беседы, составление рассказов о семье по схеме, закрепление фамилии, имени, отчества родителей; сюжетно – ролевая игра «Семья»; разучивание стихотворений о маме, папе, семье; заучивание пословиц о семье.
Словарная работа: произнесение труднопроизносимых слов, произнесение скороговорок и пословиц о семье, объяснение их значений использование в обыденной речи.
Оборудование: портреты дедушки, бабушки, папочки, мамочки, брата, сестры; слайды с изображением членов семьи. Мишутка из сказки «Три медведя», фотовыставка на тему «Семейное дерево», корзинка для игры, ромашка, мяч.
Индивидуальная работа – проговаривание скороговорок о семье в быстром, медленном темпе.
Содержание НОД
Ход занятия
Воспитатель : Здравствуйте ребята! Какое у вас сегодня настроение?
Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня!
Скажите вы любите играть?
Игра на развитие эмоционального настроя «Улыбка»
Представьте себе, что вы видите перед собой красивое, яркое солнышко, которое вам улыбается. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще радостнее. Дышите и улыбайтесь. (повторить 2 -3 раза).
Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, от нашей встречи.
Сюрпризный момент.
Приходит Мишутка из сказки «Три медведя».
Мишутка с ромашкой (на лепестках загадки, корзина с мячом.
Мишутка - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишутка, а вы знаете я из какой сказки? («Три медведя»)
Воспитатель - Проходи, Мишутка, присаживайся, какая у тебя красивая ромашка. А ведь ромашка – это символ семьи, верности и любви.
Мишутка - Ой, как интересно! Ребята, а это ромашка не простая, а с загадками. Сорвите лепесток и отгадайте загадку.
1-й лепесток:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям.
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…семья.
Воспитатель : Как вы уже догадались, мы сегодня будем говорить о семье.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. Интересно, да, ребята, как люди жили в древние времена.
Воспитатель : Мишутка, а у тебя есть семья?
Мишутка: Ребята, а что такое семья?
Дети: Семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестра. Но ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья и сёстры. Если у человека много родственников – значит у него большая семья. Семья – это не просто родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, а это мир, где друг друга любят. Давайте послушаем стихотворение о семье, которое написала одна девочка.
Семья – это мы.
Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя.
Семья – это Владик, братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой.
Семья – это бабушки две дорогие.
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестная, тети и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье, семья – это дом,
Где любят и ждут и не помнят о злом!
Мишутка – Ребята, а вы ещё знаете стихи о семье?
1-й ребёнок - Семья должна учить любить!
Жалеть и вежливыми быть!
2-й ребенок
Семья – это дружба, стабильность, уют,
Семья – это место, где любят и ждут.
3-й ребёнок
Семья - где примут с любовью, поймут и простят,
Семья - где правят улыбки и любящий взгляд.
4-й ребёнок
Что может быть семьи дороже?
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Воспитатель – Ребята, Мишутка спрашивает, а вы знаете пословицы о семье?
Пословицы
В дружной семье и в холод тепло.
В семье и каша гуще.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дружная семья не знает печали.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Воспитатель. Мишутка, какой красивый мяч ты принёс?
Мишутка: Да, я очень люблю играть с мячом. А ещё хочу узнать по – больше о вашей семье. Давайте поиграем в игру.
Игра с мячом «Какая у вас семья?
Какая у вас семья - большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, весёлая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая.
Слайд «Моя семья» (рассматривание)
Воспитатель : Ребята, давайте сорвём 2-й лепесток. А теперь послушайте загадку. Если правильно отгадайте, на экране появиться картинка.
2-й лепесток
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит?
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
(мама)
Презентация. Слайды о маме: мама готовит, стирает, кормит ребенка, гладит белье, шьет, моет полы.
Дидактическая игра «Корзина добрых дел»
Воспитатель : Ребята, посмотрите, какая красивая корзина у Мишутки. Сейчас мы эту волшебную корзину наполним ласковыми и красивыми словами о маме. (Дети называют ласковые слова и «складывают» в корзину.) А теперь вы узнаете, сколько же важного и нужного делает для нас мама.
Воспитатель : Дети, что нужно делать, чтобы наша мама меньше уставала?
Дети: нужно маме помогать.
Игра «Поможем маме»
Давайте сыграем в игру «Поможем маме». Делимся на две команды, как только зазвучит музыка, будет помогать маме. Первая команда – складывает красиво посуду, а вторая – игрушки. Ну что готовы? Вот и поработали, хорошие помощники растут у мам!
3-й лепесток
Мишутка: давайте сорвём лепесток, хочется услышать про кого будет следующая загадка?
Воспитатель читает следующую загадку:
Может он в футбол играть,
Может книжку почитать.
Может рыбу он ловить.
Кран на кухне починить.
Для тебя всегда герой
Самый лучший (папа) мой.
- Дети, расскажите, какие ваши папы. (Называют и складывают в корзину слова, характеризующие папу.)
Воспитатель : - Да, очень много могут ваши папы. Давайте подробнее узнаем, что могут наши папы.
Презентация. Слайды о папе: папа может строить дом, копать огород, носить тяжелые чемоданы, работать на заводе.
Воспитатель : - Наши папы очень сильные, смелые, добрые.
- Ребята, вы знаете, что семьи бывают и большие и поменьше. Как называются семьи, где много детей?
Дети: многодетные.
Слайд с изображением детей.
- У вас есть сестры, братья? Какие они?
(«Складывают слова в корзину»)
Мишутка. У моей ромашки есть ещё лепестки.
Воспитатель срывает лепесток и читает загадку:
Кто любить не устает,
Вкусные оладушки,
Пироги для нас печет,
Это наша. (бабушка)
Слайд с изображением бабушки.
Воспитатель. Сколько лепестков осталось у ромашки? (3)
Прочитаем, что написано на этом лепестке.
Воспитатель читает загадку о дедушке.
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш. (дед)
Слайд с изображением дедушки.
Воспитатель. Ребята, и ты Мишутка, как вы думаете для того, чтобы быть здоровым и не болеть, что нужно делать по утрам.
Правильно, зарядку. Давайте вместе с Мишуткой сделаем зарядку.
Физминутка «Моя семья».
Осенью, весною,
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
Воспитатель : - Ребята, произошло чудо, ваши ласковые слова превратились в сердечки. Сердечки собой вечером берите домой и с ласковыми словами подарите членам вашей семьи.
Воспитатель : Раз вы уже знаете всех членов вашей семьи, давайте поиграем в игру «Кому дадим?»
Воспитатель : Что это?
Дети: Это очки (фартук, тюбетейка, бантик, кукла, машина, платок, молоток и т. д.).
Воспитатель : Очки кому дадим?
Дети: Очки дадим бабушке и т. д
Воспитатель : - А теперь, дети, я предлагаю пригласить Мишутку на нашу фотовыставку под названием «Семейное дерево».
- Ребята, что объединяет все эти фото? - Кто на них изображен? - Почему вы решили, что это семья?
Дети садятся на места. На мольберте модель генеалогического древа. Рассказ воспитателя.
- С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
Для того, чтобы было легче рассказать о своих родных и чтобы знать своих предков люди составляют дерево или древо семьи. Расскажите о своей семье. (Дети рассказывают о своих семьях)
Ребята, посмотрите, что у нас на нарисовано? Правильно дерево.
Как вы думаете, у семьи есть корни? Кто это? ( Дети: корни в семье это бабушки и дедушки). Они самые старшие члены в семье, дающие начало. От корней растет ствол дерева. Он несет веткам и листьям питательные соки. Это ваши родители. Они молодые люди, они работают, трудятся, заботятся о младших и старших. Веточки и листочки на нашем дереве - это дети, которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку. Чтобы дерево прочно стояло, нужно заботиться о корнях. Любить и ухаживать за старшими членами семьи.
Имеют право на семью!
Ребёнок встаёт, показывает свою семью на фотографии и рассказывает о маме и о своей семье.
- Давайте мы расскажем Мишутке о своих замечательных семьях.
-Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
Мишутка. Ребята, какие у вас красивые фотографии. Я хочу тоже фотографию своей семьи, потому что знаю, что такое семья.
Воспитатель. Мишутка, у нас есть волшебная ромашка, она нам поможет.
Воспитатель. Сколько лепестков осталось у ромашки?
Прочитаем, что же написано на последнем лепестке.
Задание. Найдите семью Мишутки и сделайте картину семьи. Дети идут к столу, находят среди других сказочных персонажей Мишуткину семью.
Приклеивают силуэты медведей, картину дарят Мишутке.
Мишутка. Спасибо, ребята! Какой красивая картина получилась. Теперь я знаю, что такое семья. Я картину покажу своей семье, а потом принесу на вашу фотовыставку. До свидания, ребята!