Вероника Васягина
Воспитание у дошкольников чувства уважения к народным традициям. Конспект НОД в подготовительной группе «Светлая Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширять знания детей о народных праздниках. Обучать декоративному оформлению пасхальных яиц. Развивать образное и творческое мышление, наблюдательность. Воспитывать аккуратность, трудолюбие усидчивость. Прививать чувство уважения к народным традициям.
Дети входят в группу. На мониторе ноутбука слайд с изображением храма, звучит запись пасхального перезвона.
Публикация «Воспитание у дошкольников чувства уважения к народным традициям, Конспект НОД в подготовительной группе „Светлая Пасха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Воспитатель :
Звонко капают капели
Возле нашего окна
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла.
В день Пасхи звонили в церквях колокола, звонили по-особому, торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.
Сегодня мы будем говорить про Пасху. Мы узнаем, что такое ПАСХА? Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи? Какие обряды связаны с этим праздником?
А сейчас я приглашаю вас к волшебному экрану, проходите и занимайте свои места.
(Дети садятся. На экране слайд с пасхальной картинкой)
Воспитатель : Пасха – самый большой и светлый праздник христианской церкви. К Пасхе люди готовились долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель, в эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.
Воспитатель : Христос Воскрес, дети! Наступил праздник Пасхи. Церковь называет Пасху Праздником праздников. Когда-то очень давно Бог прислал к нам на Землю Иисуса Христа, своего сына, чтобы он победил Зло.
На пасху люди внимательно наблюдали за погодой. Народные приметы :
-на Пасху пасмурная или снежная ночь, значит, год будет урожайным,
-на Пасху дождь с громом - к богатому урожаю,
-ясная погода на пасху - к сухому лету.
Воспитатель : Ребята, скажите, какие особые блюда готовятся на Пасху? (ответы детей)
Пасху делают из творога. Кулич – вкусный сдобный круглый хлеб. Пасху, кулич, крашеные яйца освящали в храме, а потом разговлялись (пробовали).
Но конечно главное место в пасхальной обрядности занимает яйцо. Крашеное в один цвет или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Освященное в храме яйцо едят утром, когда садятся за стол. Яйцами обмениваются, их дарят родным соседям, всем, кто придет поздравить с праздником. Ребята, какие слова говорят, когда подают яйцо?
Дети: Христос Воскрес, Воистину Воскрес.
Воспитатель : Раньше на Пасху яйца красили только в красный цвет, поэтому ее еще называют «Красная Пасха». Существует предание, что к царю пришла одна из проповедниц учения Христа Мария Магдалена с вестью о том, что Христос воскрес. В дар царю, как было положено, она принесла подарки. Так как она была женщиной бедной и, не имея за душой богатств, она подарила царю белые яйца. Царь сказал: как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Как невозможно поверить в то, что белые яйца станут вдруг красными». Пока он говорил эти слова, яйца стали менять цвет: они порозовели, потемнели и наконец стали ярко красными. Так были подарены первые пасхальные яйца.
На Руси верили, что освященное яичко наделяет человека силой. Целую неделю люди ходили друг к другу в гости и обменивались пасхальными яйцами Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что ты не держишь на него зла.
Пасхальные яйца считались чудесными, волшебными. Но яйца всегда отличались друг от друга по окраске, по способу окрашивания.
Одни яйца просто окрашены в один цвет, другие напротив, украшены различными узорами. Покрашенные яйца называют крашенками, а расписанные узорами – узорками или писанками.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Проходите на ковер и сделаем разминку.
Проснулась я и слышу-
Весна стучит в окно!
Капель несется с крыши,
Везде светло-светло!
И, кажется – не птицы,
А ангелы летят.
О том, что скоро Пасха,
Они нам говорят.
(Н. Горчаков «Воскресение Христово»)
Мы немного подвигались, а теперь я предлагаю вам побыть дизайнерами и разукрасить пасхальные яйца. Как мамы разукрасили яйца к празднику? Мы с вами попробуем придумать необычные способы украшения яиц.
Проходите в нашу творческую мастерскую и рассаживайтесь.
(На столах материал для украшения яиц на каждого ребё нка: гофрированная бумага, ленточки, кисти, клей, цветная соль, краски, разноцветные нити).
Выберите способ украшения яиц. (Воспитатель помогает каждому ребенку украсить яйцо).
Дети украшают яйца, звучит песня Е. Бушуевой «Пасхальный барашек».
Воспитатель : А теперь давайте устроим выставку пасхальных яиц.
Говорят, что если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может выполнить желание. А еще с яйцами можно играть.
Игра «За двумя зайцами» :
Берутся три крашенных яйца; два из них кладут рядом, а третье предлагается запустить детям так, чтобы оно попало по этим двум и они раскатились в разные стороны.
Игра «Чье яйцо дальше покрутится!» .
Игра «Прокати».
Играющие по очереди катают яйца с наклонной поверхности: кто дальше прокатит, тот и победил.
Воспитатель : Молодцы, весело поиграли.
Издавна существовал обряд «отпущения птиц на волю» Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.
(Хором с воспитателем) :
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.
(Дети с воспитателем отпускают воображаемых птиц).
Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы к нам поскорее пришла весна, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели, и в гости Пасха к нам пришла!
На этом наши пасхальные посиделки подошли к концу.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали о праздновании Пасхи?
- Что вам понравилось?
До свидания, до новых встреч.