Елена Шитова
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в средней группе «Волшебный мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать целостное представление о воде; познакомить детей с первоначальными свойствами воды, используя экспериментирование как эффективный метод познания.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программные задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей со свойствами воды: вода – это жидкость, прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, бесцветная. Расширить и уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни и природе.
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познание“ в средней группе „Волшебный мир воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Учить соблюдать правила поведения во время опытно-экспериментальной деятельности.
• Развивающие:
• Развивать познавательный интерес и активность детей в процессе экспериментирования с водой.
• Развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение.
• Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие, эстетический вкус.
• Формировать социально - личностные качества каждого ребёнка:
наблюдательность, любознательность, инициативность, сообразительность, исследовательские навыки.
• Способствовать укреплению здоровья детей: физкультминутка, гимнастика для глаз.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к воде и всему живому.
• Воспитывать умение работать сообща. Формировать дружеские, доброжелательные отношения и радость от совместной деятельности.
• Воспитывать умение слушать воспитателя и своего сверстника, не перебивая при разговоре.
Речевые:
• Активизировать и обогащать словарь детей.
• Развивать диалогическую речь, умение рассуждать, отвечать на вопросы, делать выводы.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде.
2. Наблюдения в природе.
3. Рассматривание иллюстраций о воде и её состояниях.
4. Чтение художественной литературы.
Методы и приёмы:
Наглядные: демонстрация слайдов - ответы детей на загадки; показ слайдов: «Кому нужна вода?», «Зачем нужна вода людям?»; показ фильма - презентации «Где можно встретить воду?».
Словесные: художественное слово, вопросы, пояснения, объяснения.
Игровые (сюрпризные моменты): тучка с капельками – загадками; превращение в волшебницу-Воду, фокус с волшебной водой.
Практические: опыты с водой.
Материалы и оборудования:
тучка с капельками - загадками; по два прозрачных стаканчика на каждого ребёнка (один пустой, другой с водой, 1 стакан с молоком, камешки;
стаканчики с водой и с соком (по кол-ву детей, трубочки для коктейля, свежий лимон, сахарный песок; полоски из цветной бумаги, бутылки с водой для фокуса; атрибут для волшебницы - Воды, фартуки для проведения опытов; мультимедийное оборудование; аудиозапись для проведения физкультминутки.
ХОД НОД
Организационный момент
В. - Ребята, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением!
Воспитатель обращает внимание детей на тучку с капельками.
- Ребята смотрите, что это? Да это же тучка с капельками. Капельки эти не простые – это капельки-загадки, которые мы сейчас постараемся отгадать. Воспитатель читает их вслух. На экране мультимедийного проектора появляются слайды - ответы на загадки.
С мамой мы пошли гулять,
Стал он землю поливать.
Поливал да поливал –
Всех под зонтики загнал. (Дождь)
Вьётся, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Тёмной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне. (Река)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеек)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли
- Жить нельзя нам без. (Воды)
В. – Ребята, отгадывая загадки, вы, наверное, догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Д. - О воде!
В. - Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница-Вода! Хотите с ней познакомиться? Давайте закроем глаза.
Воспитатель одевает голубого цвета шарф (накидку, ободок на голову.
В. - Открывайте глаза. (Дети рассматривают воспитателя)
- Я – волшебница - Вода. Сегодня вы узнаете обо мне много интересного! Проходите, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
- Ребята, как вы думаете, кому нужна вода?
Д. - Людям, животным, птицам, растениям, насекомым. (Просмотр слайдов «Кому нужна вода?»)
В. - Зачем нужна вода людям?
Д. - Чтобы пить, мыть посуду, готовить пищу, мыться, стирать, тушить пожары и т. д. (Просмотр слайдов «Зачем нужна вода людям?»)
В. - Молодцы ребята. А где можно встретить воду?
Д. - В кране, в луже, в речке, в море, лед, снег и др.
- Скажите, ребята, а вот что будет, если исчезнет вода? (Ответы детей).
Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода, и их нужно поливать водой — иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, мыться, закаляться, отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вот поэтому меня называют «Царица всей природы».
В. (читает стихотворение)
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
В. - Как мы можем сберечь воду? (Ответы детей).
- Ребята, вы любите купаться? Сейчас я предлагаю вам окунуться в теплое время года – лето. Для этого встанем в круг и представим: тепло, ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок, в реке плещется вода.
Физкультминутка: «Тихо плещется вода» под аудиозапись «Звуки природы».
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
В. - Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. (Дети надевают фартуки и проходят в экспериментальную лабораторию).
- Ребята, давайте вспомним правила поведения во время проведения опытов.
Чтобы хорошенько рассмотреть опыты, мы сейчас настроим глазки.
Гимнастика для глаз: посмотрим вправо, влево, вверх, вниз (2-3раза, зоркими стали, можем начинать.
Свойство 1: вода – это прозрачная жидкость.
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 1. «На определение прозрачности воды»
На столе стоят два стакана. В одном из них молоко, в другом вода, предложить опустить одни камешки в стакан с водой, другие – в стакан с молоком.
В. - Что заметили? В каком стаканчике мы видим камешки?
Д. - В стаканчике с водой.
В. - Почему?
Д. - Потому, что молоко белого цвета, и в стаканчике камешек не видно.
В. - Правильно, а в другом стаканчике камешек видно? Почему?
Д. - Видно, потому, что вода прозрачная, светлая, чистая.
В. - Верно. Мы видим потому, что вода это прозрачная жидкость.
Свойство 2: вода безвкусная, не имеет запаха.
Опыт 2: «На определение запаха воды»
В. - Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.
Д. - Нет.
В. - Правильно, вода нечем не пахнет. А если в воду добавим дольки лимона.
И теперь понюхайте воду. Есть запах?
Д. - Есть.
В. - Почему вода с лимоном пахнет?
Д. - Потому, что лимон пахнет.
В. - Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили.
Опыт 3: «На определение вкуса воды»
В. - Теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?
Д. - Вкусный, сладкий.
В. - Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (дети пробуют воду на вкус).
Д. - Вода безвкусная!
В. - Теперь посмотрите, что будет, если я в стакан с чистой водой добавлю сахар, который находится у нас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, и теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Д. - Сладкая.
В. - Правильно, вода стала сладкой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили. А если в воду добавить соль, то какая она будет?
Д. - Соленая.
В. - Правильно! Молодцы.
Опыт 4: «На определение цвета воды»
В. - Скажите мне ребятки, какого цвета вода?
В. - Давайте мы с вами это проверим. У меня есть разноцветные полоски. Я буду опускать в воду эти полоски по очереди, а вы будете смотреть, с цветом какой полоски совпадет цвет воды. (Проверяет цвет воды с помощью цветных полосок)
- Ребятки, подошла какая-нибудь полоска по цвету?
Д. - Нет.
В. - Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Что вода бесцветная.
Вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как? Тогда я сейчас покажу вам фокус! У нас на столе стоят волшебные бутылочки, и если сказать волшебные слова, вода в бутылках окрасится. Попробуем? Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
В. - Подуйте теперь на бутылочку. (Дети говорят слова, дуют.)
- Теперь бутылочку потрясем хорошенько (заранее на крышки бутылок нанести гуашь разных цветов). Что мы видим?
Д. - Водичка окрасилась.
В. - В какой цвет превратилась? Дети называют цвета.
В. - Правильно, значит, вода может ещё, и окрашиваться в разные цвета.
Ребята, вам, понравилось быть учеными и делать опыты? (Ответы детей)
Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории, но мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты. Давайте снимем фартуки. Теперь, пожалуйста, закройте глаза. (Вода - Волшебница превращается в воспитателя).
В. - Открывайте глаза. Ребята, вы, молодцы. Много знаете о воде, и сегодня вы узнали много нового и интересного. Давайте повторим, о каких свойствах воды вы узнали? (Дети называют свойства воды: вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.)
В. -Запомните, ни одно живое существо не может жить без воды, поэтому вы её берегите и охраняйте.