Приложение МААМ

Конспект НОД по речевому развитию «Письмо от художника Кисточкина»

Орехова Татьяна
Конспект НОД по речевому развитию «Письмо от художника Кисточкина»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Письмо от художника Кисточкина"

Цель: Развитие речевого творчества.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие :

1. Воспитывать интерес детей к поэзии.

2. Закрепить у детей умения использовать в речи средства выразительности (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения).

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Письмо от художника Кисточкина“» размещена в разделах

3. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей (сочинение простейших стихов).

Художественно – эстетическое развитие :

1. Развитие у детей умения понимать и воспринимать произведения изобразительного искусства.

Социально – коммуникативное развитие :

1. Воспитывать желание помогать другу.

Материал: Письмо от художника Кисточкина; самодельная книга с иллюстрациями (без текста); книга со стихами Пушкина.

Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счёт слов - эпитетов, сравнений, образных выражений, олицетворений (дуб - великан, свинцовая туча, роща золотом одета, в багрянец и золото одетые леса).

Предварительная работа: Наблюдение за природой осенью; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры; организованная образовательная речевая деятельность.

Ход НОД

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что в детский сад пришло письмо от художника Кисточкина).

Воспитатель: Ребята, кто-то бросил, нам в оконце посмотрите письмецо, может это лучик солнца, что щекочет нам лицо, может это воробьишка, пролетел и обронил, может кот письмо, как мышку на окошко заманил, давайте посмотрим от кого оно. (Воспитатель достаёт письмо и обращает внимание, что письмо от художника Кисточкина).

Воспитатель: (читает детям письмо Кисточкина) «Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Я нарисовал несколько красивых осенних пейзажей и хотел выпустить книгу, но в редакции мне сказали, что к картинам нужны стихи, а я не поэт, а художник. Помогите мне, ведь я знаю, что вы умеете сочинять. Заранее благодарен вам, художник Кисточкин».

Посмотрите, в конверте лежат репродукции картин художника, именно для них он просит нас сочинить стихи. Да, сложную задачу задал нам Кисточкин.

Ребята, а вы помните какие-нибудь стихи про осень?

(Дети зачитывают отрывки стихов). Осень на опушке краски разводила,

Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте какое я знаю стихотворение. Написала его Зоя Федоровская.

Осень на опушке краски разводила.

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень: не жалейте лета.

Посмотрите - осень в золото одета!

Обратите внимание на то, как поэты описывают предметы и явления природы, какие они используют средства выразительности. Сравнивают осень с художником (осень на опушке краски разводила, используют различные эпитеты (Пожелтел орешник, и зарделись клёны)

Воспитатель: Какими красками поэты рисуют картины осени?

Дети: Красными, жёлтыми, багряными, пурпурными и т. д.

Воспитатель: Какие образные выражения используют для описания дождя, тучи, неба, деревьев, листвы?

Дети: Дождь – осенний, туча хмурая, листва золотая, небо пасмурное, деревья в золотом наряде.

Воспитатель: А давайте с вами поиграем в игру «Подбери сравнение». Я вам называю слово, а вы мне называете слова с чем его можно сравнить.

Дуб - великан, господин;

Осень - царица, рыжая красавица, художница;

Трава - ковёр;

Небо - крыша, свод, свинцовый зонт;

Туча - барыня, тёмная карета, водная громада.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, сколько интересных сравнений мы с вами смогли подобрать к словам. А вы знаете, что поэты, когда хотят сочинить стихи, тоже подбирают интересные, образные слова и выражения? А что ещё нужно уметь, чтобы сочинять хорошие стихи?

Дети: Надо уметь видеть необычное в обычном. Уметь выбирать средства выразительности: сравнения, эпитеты, образные выражения, слова близкие по смыслу и слова, с противоположным значением.

Воспитатель: Правильно дети. А сейчас я предлагаю вам поиграть вам в ещё очень интересную игру, которая называется «Скажи наоборот». Я буду называть слово и передавать вам мяч, а вы мне будете называть слово противоположное моему и передавать мяч обратно мне.

Большой - маленький; длинный - короткий; узкий - широкий; пушистый - гладкий; весёлый - грустный; ласковый - грубый; добрый - злой; тихий – громкий, тёмный – светлый, сильный – слабый.

Воспитатель: А сейчас мы тоже самое попробуем сделать в стихотворной форме. Вам нужно подобрать противоположное по значению слово, чтобы закончить стихотворную строчку:

Скажу я слово высоко, а я отвечу (низко,

Скажу я слово далеко, а я отвечу (близко,

Скажу тебе я слово трус, а я отвечу (храбрец,

Теперь начало я скажу, а я отвечу (конец,

Скажу я слово молодой, а я отвечу (старый,

Скажу я слово белый, а я отвечу (лохматый,

Скажу я слово мокрый, а я отвечу (лохматый,

Скажу я слово читый, а я отвечу (грязный)

Воспитатель: Ну что, молодцы, вы правильно подобрали слова с противоположным значением. А теперь давайте немного отдохнём. Я объявляю физкультминутку.

Воспитатель: Как хорошо мы отдохнули! Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы написать стихи ещё нужно уметь сочинять рифмы. А вы знаете что такое рифмы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, рифмы - это слова, которые одинаково заканчиваются. Например, шишка-малышка, птичка-невиличка, но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха. Послушайте строчки, которые написал писатель Николай Красильников:

• «Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку)».

• «Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд (мёд)»

Предлагаю вам поиграть в такую игру, я вам слово, а вы мне рифму к этому слово.

«Подбери рифму» (день - тень; осень - просим; дожди - подожди; сапожки - ножки; листва – густа).

Воспитатель: Ребята, как вы ловко научились придумывать рифмы к словам. А сейчас я, предлагаю вернуться к картинам художника Кисточкина, давайте рассмотрим, что же на них нарисовано.

Обратите внимание, в художник Кисточкин нарисовал четыре иллюстрации, и все они посвящены золотой осени. Посмотрите на краски, которые использует художник, совпадают ли они с описанием поэтов?

Дети: Да!

Воспитатель: Если вы заметили, все 4 картины имеют разное по настроению небо, опишите его? (дети по очереди описывают небо на каждой из картин, используя сравнения, эпитеты).

Воспитатель: (на первой картине небо нежно-розовое, на второй - свинцово-синее, на третьей-белое, а на четвёртой - голубое). Ребята, по цвету, можно понять настроение картины. Как вы думаете, почему по цвету можно понять настроение картины?

Дети: Если, например, небо изображено пасмурно, тёмными красками, то и настроение у картины грустное, печальное, а если небо изображено голубыми, розовыми красками, то и настроение у картины весёлое, радостное.

Воспитатель: Родились ли у вас какие-нибудь образные выражения, глядя на эти картины?

Дети: Огромный дуб, серая туча, золотая осень, нежное небо, ясный день и т. д.

Воспитатель: Предлагаю вам попробовать сочинить две строчки, к любой картине.

Дети придумывают несколько образных выражений к любой из картин. Все ответы детей выслушиваются.

Воспитатель: Ну что ж, вы прекрасно справились с заданием, я думаю, мы оформим с вами книгу и отправим её нашему другу. Мне очень понравилось, как мы с вами сегодня занимались, а что понравилось вам?

Дети: Сочинять рифмы, играть в игру «Скажи наоборот», придумывать стихотворения к картинам про осень.

Воспитатель: Надеюсь, что всё чему мы научились, пригодится вам в дальнейшем. А наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с профессией художника» в средней группе Программное содержание: Познакомить детей с профессией художника; Способствовать развитию внимания, творческих способностей; Совершенствовать.

Конспект НОД по развитию речи «Письмо Дед Морозу» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Письмо Дед Морозу» в старшей группе Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о новогодней игрушке. Активизировать знания по теме «Новый год». Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Конспект НОД по речевому развитию «Мое здоровье»Конспект НОД по речевому развитию «Мое здоровье» Задачи: учить составлять предложения по сюжетным картинкам; составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным вопросам;.

Конспект НОД по речевому развитию «Осень» Задачи: - учить детей отвечать на вопросы, используя картинный план; - расширять словарь по теме "Осень"; - развивать умение образовывать.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Цель: Формирование у детей умений составлять описательный рассказ о зиме, отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные.

«Зима». Конспект НОД по речевому развитию«Зима». Конспект НОД по речевому развитию Задачи: учить сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении;.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Задачи: учить узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении; наблюдать образные слова и выражения в стихах; подбирать обобщающие.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в младшей группе «Письмо от Дедушки Мороза»Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в младшей группе «Письмо от Дедушки Мороза» Тема: Письмо от Дедушки Мороза. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в сказочный лес»Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в сказочный лес» НОД по речевому развитиюс использованием театрализованной деятельности (с применением активных методов обучения) в подготовительной к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Письмо от художника Кисточкина»
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 16:31
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по речевому развитию «Письмо от художника Кисточкина»» (включая файлы) размещена пользователем Орехова Татьяна (УИ 2530900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД