Наталья Баймуратова
Дифференциация звуков [т] — [д]. Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Коммуникация» (обучение грамоте)
Тема: Дифференциация звуков «т – д».
Цель: - учить детей дифференцировать звуки (т-д) в слогах, словах, предложениях;
- развивать фонематический слух и восприятие;
Цель:
Коррекционно-образовательные :
Публикация «Дифференциация звуков [т] — [д], Конспект НОД по образовательной области „Коммуникация“ (обучение грамоте)» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- учить детей давать акустико-артикуляциооную характеристику звуков (т-д);
Коррекционно-развивающие:
- учить соотносить звук с буквой;
- развивать мелкую моторику;
- закреплять навык анализа односложных слов.
- продолжать учить составлять предложения с предлогами;
- упражнять детей в определении первого слова;
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать усидчивость, умение выслушать вопросы педагога и ответы товарищей.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация».
Методическое обеспечение:
доска, предметные картинки со звуками т-д, зеркала, дидактическое пособие к игре «Посели слово», «Дом, дворец, избушка», наборы для схем, макет дома, кукла Том.
Предварительная работа:
• проведение звукового анализа разных слов;
• придумывание предложений с предлогами из 3-х – 4-х слов;
I. Орг. момент.
Логопед заранее раскладывает на столах картинки, название которых начинается с гласных звуков. Садятся по инструкции. Сначала те, у кого в слове первый звук а, у, и, о, э.
Повторяется термин «гласный звук».
II. Основная часть.
1. Объявление темы.
Логопед: (показывает картинку с изображением дома) – Ребята, что изображено на этой картинке?
Дети: - Дом.
Логопед: - А мальчика, который живет в этом доме, зовут Том.
Дети проговаривают за логопедом слова дом, Том определяют первый звук в слове
Сегодня мы узнаем, чем отличаются друг от друга звуки (т-д). Логопед сообщает, что сегодня будем говорить про звуки т, д.
2. Акустика – артикуляционный образ звуков т, д.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков детьми. Характеристика звуков.
Дети вспоминают, что эти звуки петь нельзя. Эти звуки - согласные. Звук т – глухой, твердый, звук д – звонкий (проверяют, что делает голосок, звенит или спит).
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Посели слово»
Картинки, в названии которых слышится звук (т, поселяют в домик, где живет буква Т. То же с картинками, где слышится звук (д).
4. Связь звука с буквой.
Дети выкладывают буквы Т, Д из счетных палочек.
5. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях.
Игра «Испорченный телефон» (преобразование слогов). Логопед говорит детям, что в нашем доме провели телефон, только он путает звуки т, д, показывает, как работает телефон. Затем дети сами преобразуют слоги та-ту-то-ты в слоги да- ду-до-ды.
Игра «Дом», «Дворец», «Избушка». Дети называют картинки, выставленные на доске. Определяют место звуков (т, (д) в словах. Делят слова на слоги и размещают в «дом» слова с одним слогом, во «дворец», слова с двумя слогами, в «избушку» слова с тремя слогами.
6. Звуковой анализ слова Том.
Работа по звуковой линейке.
Логопед произносит слово, открывая при этом окошечки – звуки на линейке.
Дети определяют, что открылось и загорелось три окошка, значит в слове Том 3 звука. Окошки надо заполнить кружочками – звуками.
Какой первый звук? (Т) Какой это звук? (согласный) Каким кружком будем обозначать звук т? (синим) Поставим синий кружок в первое окошко.
Какой звук слышится в конце слова? (м) Какой это звук? (согласный) Каким кружком будем обозначать? (синим)
Два окошка заполнили, осталось одно в середине. Смотрите внимательно на мой рот, он вам подскажет. (Т-о-о-о-м) Какой звук показали мои губы? (о) Да, губки круглые при звуке о, значит второй звук о.
Сколько всего звуков? ( три: гласных-1, согласных-2)
7. Составление предложений с предлогами «Где Том?»
Логопед ставит куклу за домом, в доме, перед домом, около дома, а дети составляют предложения. (Тома стоит около дома)
Итог занятия и оценка деятельности детей:
Дайте характеристику звукам (д, (т). Почему звук (т) – глухой, а (д) – звонкий?