МААМ-картинки

Конспект НОД по обучению грамоте детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста

Вера Слепушкина
Конспект НОД по обучению грамоте детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №10

муниципального образования Каневской район

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте

для детей с нарушениями речи 7 года жизни

Тема: Звуки С, С’ и буква С

Учитель-логопед

Слепушкина Вера Викторовна

ст. Каневская 2013г

Тема: Звуки С, С’ и буква С

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цели: Знакомство детей со звуками С, С’ и буквой «С».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять произношение звуков С, С’ в слогах, словах и предложениях.

Учить детей соотносить звуки С и С’ с буквой С.

Продолжать закреплять навыки проведения анализа предложения.

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать фонематический слух и восприятие.

Развивать просодическую сторону речи.

Развивать внимание, память, зрительное восприятие, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля в работе.

Оборудование:

Модель слова «Птичка-синичка», схемы для проведения анализа предложения, ноутбук, экран, мультимедиа проектор, презентация.

Ход НОД:

1. Организационный момент с элементами психогимнастики:

- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились. Как замерзли ваши ладошки? Погрейте их своим дыханием. Отогрелись и расслабились.

2. Сообщение темы НОД:

- Если вы отгадаете загадки и назовете первый звук в словах-отгадках, то узнаете, какие звуки мы будем изучать сегодня:

/Мультимедийное сопровождение/

Слайд 2

• Сели детки на карниз и растут все время вниз.

Слайд 3

(Сосульки)

• Сколько дней в неделе?

(Семь)

/Дети называют слова-отгадки и определяют звук, который слышится в начале этих слов/

- Правильно, мы сегодня будем работать со звуками С и Сь и буквой, которая обозначает эти звуки.

З. Характеристика звуков С, Сь.

- Охарактеризуйте звуки С и Сь. /Звук С-согласный, твердый, глухой. Звук Сь – согласный, мягкий, глухой/.

4. Совершенствование фонематического слуха:

- Молодцы! Вы правильно охарактеризовали звуки. А сейчас поиграем в Слайд 4. Игру «Где спрятался звук?». Каждый ребенок называет картинку, появляющуюся на экране, определяет позицию звука С в данном слове, изображенном на картинке, демонстрирует при помощи модели слова «Птичка-синичка» положение звука в слове, подняв определенную часть тела (голова – начало слова, туловище – середина слова, хвост – конец слова). А остальные дети контролируют правильность выполнения задания.

/Сначала работают со звуком С, затем (слайд 5) аналогично играют в игру со звуком Сь/

5. Сопоставление звуков и буквы:

Слайд 6

Буква С возникла вдруг

/На экране появляются буквы С/

- Давайте пропишем в воздухе эту букву указательным пальцем вашей ведущей руки сверху вниз. А сейчас пропишем букву С в воздухе сначала правым локтем, а затем левым.

- Повторите стихотворение про эту букву сначала шепотом, а затем громко.

6. Развитие зрительного внимания: Слайд 7

- Вашему вниманию предлагаю Игру «Найди букву». На экране вы видите 4 ряда букв. Начинаем с первого верхнего ряда. Вы должны отыскать букву С и сказать, какая она по счету. Если вы правильно назовете, то буква С будет выделена синим курсором. / Дети называют считают и называют какая по счету буква С стоит в 1-м ряду: седьмая, десятая и т. д/

7. Физминутка: (Логопед читает стихи, а дети сопровождают движениями)

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках,

Дружно ими побросались

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить-

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили.

Сверху третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

8. Закрепление произношение звуков в слогах: Слайд 8

- Давайте прочитаем слоги. /Дети читают каждый по цепочке слоги. Сначала закрытые, затем открытые. А слоги я йотированными гласными читают только дети по желанию/

9. Закрепление произношение звуков в словах: Слайд 9

- А теперь почитаем слова.

/На экране появляются последовательно слова. Каждый ребенок прочитывает слово/

- Молодцы! Вы и с этим заданием успешно справились!

Слайд 10

/На экране появляется сюжетная картинка «Гусь едет на такси». Логопед задает вопросы-дети отвечают одним словом/

10. Закрепление произношение звуков в предложениях: Слайд 11

- Перед вами сюжетная картинка. Придумайте имя мальчику, которое начинается со звука С или Сь (Слава, Семен, Савелий, Саня) и составьте предложения. /Дети подбирают имя ребенку и составляют предложения/

Савелий косит траву.

- Выложите схему предложения из слов-полосок. Сколько слов в данном предложении? /Три/. Не забывайте, что каждое предложение начинается с заглавной буквы и в конце предложения всегда ставится точка.

- О чем говорит точка в предложении? /Высказанная мысль закончилась/

- Давайте подберем слова-признаки к слову ТРАВА и добавим в исходное предложение.

- Трава (какая) /Зеленая, сочная, высокая/.

- Что получилось?

Савелий косит зеленую сочную траву.

- Добавьте схемы слов в вашу модель предложения. Сколько слов в данном предложении? /Пять/

-Таким образом, мы можем составлять длинные, распространенные предложения и делать нашу речь более развернутой и красивой!

11. Совершенствование просодической стороны речи : Слайд 12

/Предлагается читающим детям прочитать скороговорки, либо логопед сам читает скороговорки-дети произносят/

- Произнесите скороговорки сначала грустно, затем весело. Сначала медленно, затем быстро. /Каждый ребенок проговаривает скороговорку в разном темпе и с разной интонационной окраской/.

12. Итог НОД:

- Наше занятие подошло к концу. Вы все сегодня хорошо потрудились. Предлагаю дома вместе с родителями нарисовать букву С на альбомном листе и принести в группу на выставку!

/Оценивается работа детей в целом и индивидуально/

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 марта 2014 в 19:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД