Татьяна Пищейко
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «По дороге с колобком»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР :«По дороге с колобок».
ТЕМА: «Закрепление звуков: «К» - «КЬ" Знакомство с буквой: «К».
Цель: дети закрепят по акустико – артикуляционным признакам звуки: «К» - «КЬ» и познакомятся со зрительным образом буквы.
Программное содержание :
Дидактическая (обучающая) задача:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР „По дороге с колобком“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- уточнить произношение звуков: «К» - «К» по акустическим и артикуляционным признакам;
- упражнять детей в выделении, узнавании и определении позиции звуков: «К» - «К» в слове;
- развивать у детей сложные формы фонематического анализа;
- упражнять детей в чтении коротких слов и их осознанности;
- познакомить с буквой: «К» и формировать ее буквенный гнозис;
- учить понимать простую и сложную инструкции.
Воспитательная задача:
- развивать познавательный интерес, мотивацию к учению.
Корригирующая задача:
- корригировать активные формы слухового, зрительного и тактильного восприятия;
- формировать пространственное восприятие, пространственные представления, зрительно – пространственный анализ и синтез;
- корригировать ЭВС - накапливать представления о чувствах других людей, расширять словарный запас (пополнять его словами, обозначающими чувства, формировать эмоциональное реагирование, развивать внешние формы экспрессии.
Оборудование: сюжетные картинки к сказке: «Колобок», цветные фишки, предметные картинки, цифры, 2 палочки, колокольчик, буквы демонстрационные и раздаточные.
Ход НОД
Дети заходят в кабинет и встают в кружок.
1. Э. К. педагога на предстоящую деятельность. Самомассаж лица и шеи. Коррекция долговременной памяти.
Прозвенел звонок (учитель звонит колокольчиком, начинается наше занятие. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей.
Для того чтобы красиво говорить, нам необходимо разогреть мышцы лица и шеи.
Ручки растираем и разогреваем.
И лицо теплом своим мы умываем,.
Грабельки сгребаю все плохие мысли.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом уходит пальцами на щечки,
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки растираем, чтобы улыбались.
А потом ладошки мы кладем на шейку
Шейку растираем и разогреваем.
А сейчас ладошки мы кладем соседу на спинку
Спинку растираем, чтобы приятно было.
Я желаю вам хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу.
- Встанет за стульчик тот, кто услышит свое имя (с экраном) – коррекция слухового внимания, восприятия.
Поощрение детей – индивидуально.
2. Орг. момент: коррекция слухового внимания, восприятия. Узнавание и выделение звуков из ряда других звуков.
- Хлопните в ладошки, если услышите звуки: «К» - «КЬ» (с экраном).
- Мне очень понравилось, как вы выделяли хлопком заданные звуки. Вы были все внимательны.
-Сядем красиво за столы. Проверьте, как приятно всем сидеть, какие вы стройные, спинки прямые. И во всем нашем теле сила и бодрость.
3. Сообщение темы занятия. Закрепление звуков. Коррекция слухового внимания, фонематического анализа и синтеза.
Сегодня мы с вами повторим звуки «К» - «КЬ», познакомимся с буквой «К» и проведем наше занятие вместе с КОЛОБКОМ.
Испекла однажды бабушка Колобок. Положила она его на лавку остужаться, а он – прыг на окно, с окна – на завалинку, с завалинки – на травку, да и покатился по двору, а навстречу ему Заяц – бежит, торопится, чуть с ног не сбил.
- Куда торопишься, Косой? – спрашивает Колобок?
- Да, вот телеграмму получил, а прочитать не могу.
Задумался Колобок. Помогите ему, ребята.
А) Артикуляционная гимнастика для губ (телеграмма).
Колобок благодарит детей за помощь.
Б) Хочешь, Заяц - мы с ребятами тебя научим произносить звуки: «К» - «КЬ».
Возьмите ребята зеркала, поставьте их перед собой.
Вспомните, при произнесении звука:
- губки свободны
- кончик языка опущен вниз, задняя часть спинка языка прикасается к мягкому небу;
- горлышко «молчит»
Скажем: хором и по одному.
А сейчас, поиграем: я буду показывать 2 картинки: если сильный идет дождь, то вы произносите звук: «К», а если – мелкий идет дождь – «КЬ» : хором – по одному.
- Как мы называем эти звуки?
- Почему?
- Чем отличается звук «К» от звука «КЬ»?
- Произнесите звук, который живет в замке синего цвета?
- Назовите звук, который живет в замке зеленого цвета?
Поощрения.
А, сейчас, Заяц мы с ребятами покажем, как умеем определять место звука в слове.
В) Возьмите звуковые домики и картинки, положите их перед собой.
- Что у тебя?. - по одному
- Определите место звука в слове? - индив. работа
Молодцы!
А, еще мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Да, ребята!
Г) Звуковой анализ слов: вместе с педагогом – Кит.
Крот – ребенок индив.
Куст – ребенок индив.
Вот какие умницы и Зайца научили, говорит Колобок и покатился дальше. Ребята, встанем и пойдем вместе с Колобком (дети около стульев маршируют).
Ф/ М: Мы шагаем, мы шагаем
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем
И тихонечко садимся.
4. Знакомство с буквой: «К». Коррекция зрительного восприятия (тактильного, зрительного, памяти, пространственного мышления.
Катится себе, катится, песни распевает, вдруг видит Волка. Сидит он на лужайке и играет с буквой.
- Волк, а волк, - говорит ему Колобок. – Ты, что как маленький, с буквой играешь?
-Да понимаешь, наш учитель Котофей Леопольдович, дал задание – запомнить букву.
Растерялся Колобок. Вас, ребята, он просит помочь ему. Поможем?
А) - Вот фотография наших звуков (педагога показывает зрительной образ буквы).
- Чтение стихотворения Волиной + сюжетная картинка
- На что похожа буква?
- Из каких элементов состоит?
- Сколько палочек?
- Чем отличаются палочки?
- В какую сторону расположены палочки?
Б) Возьмите букву и положите ее перед собой. Обведение букву пальчиком + чтение стихотворения Волиной или под счет 1-2--3
В) Упр. «Соберите букву» - индив. работа. Разрезная 4 -5 части + назовите слова с этими звуками.
- Какого цвета буква?
- На сколько частей она разделена? (4-5)
- Назовите слова с этой буквой?
Г) А, сейчас, посмотрим, чьи глазки самые внимательные?
Упр. «Где спрятались буквы»? – демостр. картинки (3)
3 ребенка выходят и обводят букву указкой или пальчиком.
Д) Прежде, чем будем выполнять следующее задание, подумаем.
Из скольких элементов состоит наша буква? (из 3)
А, я вам предлагаю 2 палочки.
Как можно из 2 палочек сделать букву «К»? (1 палочку надломить)
Обведите пальчиком на столе свою букву.
Е) Упр. «Закрасьте все буквы: «К» и подберите цифру».
Возьмите красный карандаш, найдите на картинке все буквы «К», закрасьте их и подберите к ним цифру.
- Какую цифру подобрали? Почему?
- Я обвожу красным фломастером на картине буквы – демостр. + счет вместе.
- Ну, что Волк запомнил букву? – спрашивает Колобок и покатился дальше.
5. Ф/ М: развитие общей моторики, памяти и имитация движений животных.
Катится Колобок, песни поет, птиц слушает. Выкатился на поляну, видит – сидит Медведь и такой грустный. – Что ты Косолапый такой печальный? – спрашивает Колобок. – Да, не с кем поиграть, отвечает Медведь.
- Ребята, обращается Колобок к детям, - поиграем с Косолапым?
Проводится игра.
У медведя дом большой, - руки вверх, потянуться.
А у зайца – маленький. – руки вниз, присесть.
Наш медведь пошел домой – ходьба в «перевалочку»
А за ним и заинька. – прыжки на месте.
Мы зверяток провожаем – маршируют
И занятье продолжаем. – садятся за столы.
- Ну, что Косолапый развеселили тебя детки?
- Молодцы дружно поиграли?
6. Чтение слов с буквой: «К». Развитие сложных форм фонематического анализа.
Пока играли, Колобок соскучился по бабушке и решил вернуться домой. Катится по тропинке, вдруг навстречу ему - Лиса.
- Слушай, Колобок, - говорит Лиса, - выполнишь мои задания – домой вернешься, нет – съем тебя. Быстро, а то я опаздываю. Поможем Колобку?
А) Каких животных видите на картинки, назовите их?
- Что общего в названиях этих животных? – демонстр. работа
- Коза, корова, крокодил, кенгуру, кит.
Б) Возьмите буквы и выложите их слева направо, посчитайте сколько букв?
Постройте буквы от самой высокой до самой низкой и прочитайте слово - индив. работа. (КОСА, ЛУК + 2 картинки).
В) Упр. «Лабиринт» : демостр. Чтение слова: МАКИ + картинка
7. Закрепление звука во фразе. Коррекция слухо – речевой памяти, слухового внимания.
Прикатился Колобок домой, а бабушка хоть и обрадовалась, но все же решила немного проучить Колобка за непослушание и дала ему задание.
Составьте из слов предложение:
- Утки, болото, крякать, на;
- Гнездо, сидеть, в, птенцы;
8. Рефлексия.
Вот и закончилась наша сказка.
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
Колобок принес вам сигнальные карточки
Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, то покажите улыбающегося человечка.
Если где – то ошибались, что – то у вас не получилось – то покажите грустного человечка.