Наталья Аютова
Конспект НОД по обучению правилам дорожного движения в старшей группе «Путешествие в зимний сказочный город»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Актуальность – Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Нарушение правил дорожного движения становится обычным делом. Наиболее серьёзные трудности и опасности для жизни подстерегают самых маленьких пешеходов. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением, у них отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Самый травмоопасный период это – зима. В это время особенно нужно быть бдительным, осторожным. Ценность данной разработки состоит в том, что она направлена на решение очень актуальной проблемы – гололеда на дороге. Также она дает возможность получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести навыки культурного поведения.
Публикация «Конспект НОД по обучению правилам дорожного движения в старшей группе „Путешествие в зимний сказочный город“» размещена в разделах
- Зима. Безопасность детей зимой
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Цель: Знакомство и закрепление полученных ранее знаний о правилах дорожного движения; познакомить детей с понятием «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога».
Задачи:
Расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время. Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство.
Развивать умение прогнозировать события.
Развитие слухового восприятия.
Воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть на дороге, сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.
Технические средства обучения : магнитофон; мультимедийная система.
Материал:
Для воспитателя: презентация «Осторожно, гололед!», заснеженные деревья, ёлка, два одинаковых сундучка, разноцветные шарики, письмо от Деда Мороза, макет сказочного города, дорожные знаки, бумажные снежинки, грустный и веселый смайлик.
Для детей: набор геометрических фигур, вырезанных из картона; разрезные знаки, белые салфетки, картон, заготовки для выполнения аппликации, клей, ножницы.
Музыкальное оформление: хруст снега, фонограмма песни «Наш город» муз. Т. Чудовой, аудио – записи звуков специального транспорта, метрополитена, трамвая, автомашины.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Приветствие.
Беседа с детьми о зимних приметах, зимних праздниках.
2. Основная часть (путешествие)
Воспитатель: Хотите побывать в зимнем сказочном городе, в гостях у Деда Мороза?
Дети: Да
Воспитатель: А чтобы там оказаться, куда мы должны попасть?
Дети: В город.
Воспитатель: Прежде чем отправиться в город, нужно вспомнить правила поведения на городской улице. Вспомнили?
Дети рассказывают стихи про правила дорожного движения.
Первый ребенок: Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора –
Подчиняйся им без спора!
Второй ребенок: Желтый свет – предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Третий ребенок: Зеленый свет открыл дорогу :
Переходить ребята могут!
Четвертый ребенок: Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Воспитатель: На улице будьте внимательны, дети,
Твердо запомните правила эти!
Игра «Определи знак» Воспитатель: Сейчас я вам буду показывать дорожные знаки, а вы будете их называть
Говорит знак этот строго:
«Очень скользкая дорога.
Ты с дорогой не шути,
Руль напрасно не крути!» (Скользкая дорога)
Шли из сада мы домой,
Видим знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед.
Ничего другого нет. (Велосипедная дорожка)
Подошли мы к мостовой.
Знак висит над головой:
Человек шагает смело
По полоскам чёрно – белым. (Пешеходный переход)
Я хочу спросить про знак,
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Осторожно дети)
В треугольнике, ребята,
Человек стоит с лопатой,
Что-то роет, строит что-то,
Здесь … (Дорожные работы)
Воспитатель: Ну, вроде бы все! Ничего не забыли?
Ребята, а одеться забыли?
Шубу, шапку, рукавички,
Шарфик намотаем теплый,
Валеночки-невелички
И не страшен снег нам мокрый!
(дети имитируют движения).
Воспитатель: Ребята, наверное, в сказочном городе нет дорожных знаков, давайте захватим их с собой, чтобы люди, кто попал в сказочный город, знали как себя вести. Возьмите знаки.
Ну что, в путь?
Настроение каково?
Дети: «Во!»
Воспитатель: Все такого мнения? (Да)
Вокруг себя покружились, в сказочном городе оказались. Поставьте знаки.
Так много здесь снежинок. Возьмите на руки по одной снежинке. Красивая? Сколько лучиков? (6)
Ох, и мороз. Слышите, как хрустит снег под ногами? (включаем запись)
А кто знает, почему происходит хруст? (при сильном морозе у снежинок лучики обламываются)
Положите снежинки обратно на землю
Вот мы и выяснили, что снег хрустит при сильном морозе. А когда температура воздуха бывает близкая к нулю, то снег тает и образуется гололед. Послушайте, ребята, мой рассказ о том, как нужно быть внимательными и осторожными когда на улице гололед.
Показ презентации «Осторожно, гололед!»
Запомнить правила :
-не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;
если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
Воспитатель: Сморите какой-то сундук под елкой. (Воспитатель вытаскивает из-под сугроба один сундук). Интересно, что же там. Давайте откроем, посмотрим.
(внутри шарики и письмо)
- Смотрите, какое-то письмо (письмо от Деда Мороза).
ДОРОГИЕ ДЕТИ!
Я очень рад видеть вас в моем сказочном городе. Здесь вас ждут много интересного и увлекательного. В городе, под Новый год, очень много елок украшают шариками и гирляндами. На моей городской улице есть одна не украшенная елка. Украсьте ее, пожалуйста, шариками. У каждого шарика задание на знание правил дорожного движения. Если правильно выполните задания и украсите ёлку - вас ждет сюрприз.
Воспитатель: Хотите узнать, что за сюрприз вас ждет?
А с какого шарика начнем? Тут их много. Денис, посчитай. Какого цвета шарики? Интересно, 7 шариков и все разного цвета, что бы это значило? Ребята, что-то вам напоминают эти цвета? (Это цвета радуги.)
Антон, расскажи про радугу.
1-красный
2-оранжевый
3-желтый
4-зеленый
5-голубой
6-синий
7-фиолетовый
Воспитатель: Ребята, какой шарик возьмем первым? (Цвета шариков называем перед каждым заданием.)
1 задание: Отгадывание загадок
1. Ох, сегодня очень скользко!
Поскользнулся бедный Колька!
И барахтался на льду
У девчонок на виду.
Чтоб никто не падал с ног,
Сыпят дворники песок. (Гололед)
2. Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (Светофор)
3. Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет.
Это мой…. (велосипед)
4. Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой,
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Регулировщик)
5. Полосатые лошадки,
Поперёк дорог легли,
Все авто остановились,
Если здесь проходим мы. (Переход-зебра)
Воспитатель: Справились с заданием? Повесим шарик на елку (После каждого задания нужно повесить шарик на елку).
2 задание: «Сосчитай дорожные переходы»
Детям предлагается сосчитать, сколько на макете наземных, подземных и надземных пешеходных переходов.
3 задание: «Скажи наоборот».
Задание связано с понятием – дорога.
Дороги бывают разные :
Длинная - … (короткая)
Гладкая - … (шероховатая)
Сухая - … (мокрая)
Широкая - … (узкая)
Прямая - … (извилистая)
4 задание: «Разрезные знаки».
Детям раздаются части разрезных знаков, нужно на доске собрать из частей дорожные знаки ( 5 знаков: пешеходный переход, скользкая дорога, автобусная остановка; велосипедная дорожка; пункт медицинской помощи) и правильно назвать.
А теперь давайте отдохнем.
Дети встают врассыпную.
А сейчас поиграем в игру «Можно - нельзя», определим места для катания на лыжах.
Дети реагируют: если можно – имитируют движения лыжника, а если нельзя, то приседают, обхватывая колени руками.
На остановке автобуса (нельзя)
Во дворе (можно)
На проезжей части (нельзя)
В детском саду (можно)
На шоссе… (нельзя)
На автомагистрали (нельзя)
На полянке (можно)
По лужайке (можно)
По лестнице (нельзя)
По тротуару … (можно)
5 задание «Узнай по звуку»
Дети угадывают звуки сирен специального транспорта, метрополитена, трамвая, автомашины и т. п.
Воспитатель: А теперь, ребята, садимся за стол.
6 задание «Чудо на колесах»
Из отдельных геометрических фигур, сделанных из картона, собрать свой фантастический автомобиль и рассказать о нем.
7 задание «Снежки»
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку:
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь — ручеек. (Снег)
Воспитатель: Правильно, ребята, это - снег. Зимой снега бывает очень много.
Как можно превратить салфетки в снежинки?
(мнем, катаем)
Положите свои снежки в сундук. Вот и выполнили все задания. На елку повесим последний седьмой шарик.
Мы сундук тряхнем и под елку положим.
Посмотрим, что из этого получится.
Воспитатель: Что-то наша лесная красавица грустная. (На ёлке смайлик с грустной улыбкой). Надо чтобы ёлочка улыбалась. Давайте споем ей песенку, которая называется «Наш город» муз. Т. Чудовой.
(Дети поют песню про город).
Воспитатель: Все равно елочка грустная. Наверное, ей грустно от того, что на улице тихо, не едут машины. Давайте все вместе сделаем для нашей городской улицы транспорт.
3. Продуктивная деятельность (художественное творчество - аппликация)
«Городской транспорт»
Дети выполняют аппликацию «Городской транспорт»
Воспитатель: Посмотрите, наша ёлочка стала улыбаться (при этих словах воспитатель прикрепляет на елку веселый смайлик).
4. Анализ НОД
Воспитатель: Но прежде чем открыть сундук, вспомним, чем же мы занимались?
1. Как вести себя на улицах города?
2. Что такое гололед?
3. Где можно кататься на лыжах, на санках?
Пришло время посмотреть на наши снежки, которые мы сделали из бумаги. Вот сюрприз, который обещал нам Дед Мороз, если мы выполним все задания правильно. Наши снежки превратились в сладкие шарики.
Воспитатель: Вот и сказке конец. Нам пора возвращаться в наш детский сад.
Вокруг себя повернись. В детском саду окажись.
Список использованной литературы:
1. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. - М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010.
2. Ахмадиева Р. Ш. Воронина Е. Е. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах : учеб. пособие. - Издание ГУ «НЦ БЖД»,2008.
3. Правила дорожного движения для детей/ Сост. Н. АИзвекова, А. Ф. Медведева; Под ред. Е. А. Романовой. - М. :ТЦ Сфера,2006.
4. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. - СПб. : ООО «Издательство Детство-пресс»,2010.
5. Правила дорожного движения. Старшая группа. Занимательные материалы. -Изд. 2-е, переработанное. /Автор-сост. Л. Б Поддубная. - Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.
6. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук : Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. - М. :ТЦ Сфера,2009,2-е изд. -64с.
7. А. Дорохова «Красный, жёлтый, зелёный» М; Детская литература 2008г.