Корнеева Валентина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир химии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- познакомить детей с наукой о превращения – химией.
Задачи:
Развивающие:
- развивать социальные навыки: работать в группе,
- учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение,
- доказывать свою правоту,
- активизировать и обогащать словарь детей.
Обучающие:
- обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов,
- закреплять умения работать с посудой,
- продолжать учить пользоваться пипеткой.
- помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах различных веществ, через наблюдение.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Путешествие в мир химии“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Воспитательные:
- прививать бережное отношение к предметам опытов,
- воспитывать аккуратность в работе,
- соблюдать правила техники безопасности,
- вызвать у детей положительные эмоции.
Оборудование:
- оборудование для проведение опытов на каждого ребенка:
- пластиковые стаканы, пластмассовые тарелки, картофель, белый хлеб, сало, соль, раствор йода, пипетки, лимон, пакетик чая, лимонная кислота, пищевая сода, уксусная кислота и т. д.
Предварительная работа:
- беседы о химии, рассматривание иллюстраций, проведение химических опытов, чтение художественной литературы, загадывание загадок.
Ход занятия.
- Ребята, есть такая наука, которая отвечает на вопросы: почему соль соленая, почему мыло пениться, почему мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ, как получить крахмал? Это наука - (Химия). А если я скажу: химия нужна всем – это правильное утверждение? (да).
- Давайте порассуждаем.
- Для чего химию нужно знать врачу? (он определит, что болит у человека, и пропишет такие лекарства, которые излечат болезнь. Если не будет знать химию, не сможет разбираться в лекарствах)
- Для чего химию нужно знать повару? (потому что повар соединяет продукты, можно все приготовить вкусно, а можно не вкусно, еще повар пользуется опасными веществами, например, уксусная кислота. Добавишь много – человек отравиться)
- Для чего химию нужно знать маме? (мама пользуется разными порошками, средствами для чистки. Есть пятнашки, которые можно вывести только определенным средством)
- А для чего вам нужно знать химию? Для чего детям химия? (чтобы лучше знать окружающий мир, чтобы знать свой организм: что вредно, а что полезно и т. д.)
- А вы, хотите, стать настоящими знатоками химии?
Тогда я приглашаю вас в кабинет химии и в лабораторию.
Скажите, что такое лаборатория и что там делают?
(это помещение для опытов и экспериментов)
А что можно делать в лаборатории? А чего нельзя? (картинки «Можно - нельзя»)
- Сегодня я расскажу вам об удивительной науке, которая называется химия
Химия наука о веществах и их превращениях. Вещество – это то, из чего состоит все на свете. Стол, за которым вы сидите, сделан из дерева; ручка, которой мы пишем – пластмассовая. Дерево и пластмасса – это вещества, чай в стакане, облако в небе, все это – вещества.
А какие вещества вы, можете назвать? (Ответы)
Иногда одно вещество превращается в другое, а то в несколько разных.
Дети выбирают партнеров для работы в парах и готовят свое рабочее место для проведения опытов
Опыт № 1 «Опыт с картофелем»
Нарезаем картофель кольцами, затем капнуть раствор йода – результат картофелина стала синеватой.
- Ребята, скажите, что сделалось с картошкой?
Дети. Йодные пятна на картофеле стали синими.
- Правильно, это означает, что в картофеле есть крахмал. А для чего нам нужен крахмал?
Дети. Сварить кисель, крахмалить белье, для приготовления других блюд, масок для красоты.
Опыт № 2
Наличие или отсутствие крахмала можно увидеть проведя следующий опыт
Капнуть йодом на картофелину, кусочек белого хлеба, муку. В результате появится синее окрашивание – это показывает наличие крахмала во всех этих продуктах.
Но если мы возьмем, например: кусочек мясо, ломтик сала, соль, и капнем на них йодом – то не произойдет абсолютно ничего, так как в этих продуктах крахмала нет.
- Что вы нового узнали о крахмале сегодня?
Дети. В каких продуктах содержится крахмал, а в каких нет.
Опыт № 3. «Опыт с чаем»
В два одинаковых светлых стакана мы налили черный чай. В один стакан выжали кусочек лимона – вода сразу стала светлее. Произошло химическое превращение – вещества содержащиеся в чае, поменяли свой цвет в результате взаимодействия с кислым лимонным соком.
Физкультминутка «Воздух»
Мы сидели, мы устали
Опыты дружно изучали.
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши
И друг другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились, раз и два,
Отдохнули и теперь
Заниматься нам пора.
Опыт № 4 «Делаем газировку»
В стакан с водой выливаем лимонный сок, кладем 2-3 ложки сахара и размешиваем. Теперь самое главное, добавляем одну ложку соды.
- Смотрим, что происходит?
Дети. Огромное количество пузырьков и бурная реакция.
- Сода и кислый сок вступают в реакцию. В этой реакции выделяется много газа в пузырьках, поэтому этот напиток называется газированным. После реакции можно пить газировку «лимонад».
Опыт № 5 «Цветные вулканы»
- Этот опыт я проведу сама. Нам понадобится: стаканы, вода, пищевые красители (заранее разведены в воде, сода пищевая, жидкое моющее средство, уксусная кислота.
А теперь внимание! Эту жидкость я буду наливать сама. Это уксус….! Его я добавлю, когда у вас будет все готово.
Насыпаем ложку соды в каждый стакан с цветной водой, вливаем немного жидкости для мытья посуды. Теперь все хорошо перемешиваем в каждом стакане. А теперь внимание: эту жидкость я буду наливать сама (наливаю в каждый стакан). Вулкан тут же просыпается, из горлышка стакана начинает валить ярко окрашенная пена.
Этот опыт наглядно показывает взаимодействие соды и уксуса. Сада и уксус вступили в реакцию, и получилось такое извержение, а средство для мытья посуды дало много пузырьков.
- Ну, что мои юные химики. Мы сегодня познакомились с такой наукой, как химия. Проделали опыты. Какие опыты делали? (ответы)
- Вот мы и закончили наши опыты в химической лаборатории.
Вам, понравилось сегодня быть исследователями? (Ответы)
Давайте подведем итоги:
Что мы узнали нового? (Ответы)
Скажите, какие опыты вам, больше всего понравились? (Ответы)
Ребята, химию вы будете изучать, когда станете школьниками? (Ответы)
За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный химик» и вручить медаль. Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо