Ольга Вишнякова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе на тему: «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Обобщить знания детей о весне.
2. Активизировать использование в речи образных выражений и сложных слов.
3. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
4. Воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зависимости от сезона.
М. /п. : сюрпризный момент: внесение сказочного персонажа, вопросы к детям, использование моделей, д. /и. «Какой, какая, какое?», стихотворение-игра «Бабочка» (из серии «Расскажи стихи руками», развивающая игра «Чёрное – белое» (ТРИЗ, нар. П. /и. «Гори, гори ясно!», художественное слово, поощрения.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе на тему: „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Словарь:
Существительные: ледоход, сокодвижение, почки, насекомые, перелётные птицы, звери, подснежник, ландыш и др.
Прилагательные: яркое, ласковое, тёплое, звонкий, быстрый, говорливый, клейкая, нежная, ароматная и др.
Глагол: наступать, распускаться, просыпаться, появляться, менять и др.
Наречия: тепло, светло, весело, радостно и др.
Ход занятия.
(Дети сидят полукругом, воспитатель вносит конверт).
Кто-то бросил к нам в оконце
Посмотрите, письмецо!
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко
Пролетая, уронил?
Может, кто письмо, как шишку
К нам в окошко запустил?
- Ребята, что же это за письмо такое к нам пришло? Давайте-ка прочитаем. (Читает).
- Оказывается, это письмо от жителей волшебного леса. Знаете, что там случилось? Старичок-Лесовичок в свой лес весну не пускает. Говорит, что ему зима нравится. А ведь все так ждут прихода тепла. Нужно помочь жителям этого леса. Правда, ребята? (Да)
Но как же мы попадём в этот волшебный лес? (заглядывает в конверт)
А вот и слова волшебные. Послушайте внимательно, запомните, что нужно будет сделать. (Читает 1-й раз – дети слушают, 2-й раз – дети выполняют).
Глазки закрой
И два раза шагни,
Левую руку вверх подними,
Три раза вокруг себя повернись
И в волшебном лесу очутись.
- Откройте глазки, ребята. Вот мы и попали в волшебный лес. А где же Лесовичок? Да вот же он под кустами сидит. Здравствуй, Лесовичок. Что же это ты делаешь, весну в лес не пускаешь? (слушает Лесовичка).
- Ребята, Лесовичок говорит, что ему больше зима нравится, что зимой тихо, спокойно, никто спать не мешает. А весной шум, гам.
- Нет, ребята, не нравится ему. Лесовичок, пусти, пожалуйста, весну в лес, все так рады будут. …Кажется, согласился, но сначала мы должны рассказать ему всё, что знаем о весне так, чтобы убедить его, что весна – это хорошо. А за каждый понравившийся ответ он будет давать нам шишку. Если этих шишек будет меньше 10, то он весну в лес не пустит. Ну что, ребята, сможем выполнить условия Лесовичка? (Да).
(Дети садятся на стульчики, перед ними 2 фланелеграфа. Один пустой, на другом иллюстрация весны со стрелками).
- Ребята, посмотрите, Лесовичок нам подсказки приготовил. Ой, да тут и зимние есть. (Выкладывает их на пустой фланелеграф). Запутать нас хочет. Но мы будем выбирать только те, на которых изображены приметы весны.
(Дети выбирают карточку-модель с приметой, рассказывают про неё и помещают на 2-й фланелеграф).
1. День стал длиннее, а ночь короче. Солнце не только светит, но и греет. Оно доброе, нежное, ласковое. (Дети объясняют выражение «ласковое солнце»).
2. Тает снег. Сначала он немного подтаивает, а потом оседает, темнеет и исчезает совсем.
- Ребята, Лесовичок спрашивает, почему весной снег грязный. (Выпадая, он впитывает в себя выхлопные газы, дым, а когда тает, вся грязь остаётся на поверхности). Но даже такой тёмный снег упоминается в стихах. Послушай Лесовичок:
Чернея снегом умирающим,
Разбрызгав искрами капель,
Идёт о чём-то вспоминающий,
Весной, разбуженный апрель.
3. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики. (Дети объясняют выражение «говорливый ручей») И про ручей есть стихотворение:
Я звонким обручем качу
Воды своей колечко,
Я в май по камушкам скачу,
Меня ждёт мама – речка.
4. На реке начинается ледоход.
- Ребята, Лесовичок спрашивает, что это за слово такое интересное «ледоход»
( 2 слова: лед + ходит)
А Лесовичку интересно, почему начинается ледоход? (ручьи вливаются в реку, воды становится много, лед набухает, трескается, и начинается ледоход).
5. появляется первая нежная травка, первые весенние цветы.
- Ребята. Лесовичок думает, что мы не знаем названий первых цветов. Давайте их перечислим: подснежник, мать-и-мачеха, ландыш, фиалки, одуванчик и др.
А про весенние цветы тоже есть стихотворение, вот, например:
Лес стоит понурый, жалкий,
Он за зиму похудел.
Прибежали в лес фиалки,
чтобы он повеселел.
Им приятно в день весенний
Разливать лиловый смех.
Им не страшно, что под елью
Притаился талый снег.
- Набухают почки. Распускается листва. А Лесовичок говорит, что листочки могут и зимой распуститься, он их сам даже приклеит. Что-то он нас снова путает. Могут ли зимой появиться листья? Почему? (Нет. Потому что для роста растений необходимо тепло, а зимой холодно. Весной греет солнце, у деревьев начинается сокодвижение. На деревьях появляются листья.
Ребята, Лесовичку интересно, что означает слово сокодвижение. ( Два слова: сок + движется).
Ребята, и все равно Лесовичок ворчит: солнце жаркое, ручей шумный, листва липкая. Давайте поиграем и скажем, какое солнце, какая листва, какой ручей.
(Игра, «Какой? Какая? Какое?»)
7. Просыпаются звери, которые зимой ложились в спячку (медведи, ежи, мыши, куницы и др.). Заяц и белка меняют свои шубки с белых на темные.
Весело аукнула из лесу весна,
Ей медведь откликнулся, пробурчав со сна.
Всполошилась белочка, глянув из дупла,
Дождалась, пушистая, света и тепла.
8. Просыпаются насекомые: божьи коровки, бабочки, муравьи, пауки и др.
- Ребята, Лесовичок не любит насекомых, особенно гусениц. Он говорит, что они такие неприятные. А Лесовичок даже не вспомнил, что из гусениц появляются прекрасные бабочки. Давайте ему об этом напомним.
Игра-стих «Бабочка».
Лесовичок говорит, что у него в лесу зимой тоже были насекомые: белые мухи, и они не жужжали и не кусались. Что это за мухи? (снег). А где зимой были настоящие насекомые? (спали под сухой листвой, травой, листвой деревьев).
9. Прилетают птицы: грачи, скворцы, стрижи, журавли, ласточки, чайки, утки.
- Ребята, оказывается, Лесовичка больше всего раздражает весенний птичий шум. Он говорит, что птицы только и умеют, что шуметь, кричать, и никакой пользы от них нет. Ты не прав, Лесовичок, птицы – друзья природы. Они приносят много пользы. Ребята, докажем Лесовичку, что птицы приносят больше пользы, чем вреда.
Игра «Черное и белое»
- Лесовичок согласился с пользой птиц, но он ни разу не видел таких птиц как грач и чайка. Давайте, изобразим грача и чайку, а Лесовичок посмотрит.
( Дети изображают грача и чайку: движения и звукоподражание).
- Ребята, что-то мы с вами играем и играем, а Лесовичок смотрит. Давайте позовем его с нами поиграть. Лесовичок, поиграй с нами в русскую народную игру «Гори-гори ясно!». В нее играл народ, когда провожал зиму и встречал весну.
(Игра с музыкальным сопровождением).
Ну что, Лесовичок, убедили мы тебя, что весна прекрасное время года? Ах да мы забыли шишки пересчитать. (Пересчитывают). Вот, Лесовичок, их 10 штук. Справились мы с твоим заданием! Пора весну в лес пускать.
Уходи, мороз косматый,
Слышишь, старый или нет?
И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.
А зима сдала, осела,
Хватит ей озорничать.
Выходи, ребята, смело
Песни петь и май встречать!
Послушайте, ребята. Слышите, птицы запели.
(звуки «Голоса птиц»)
Значит, в волшебный лес пришла весна. А мы можем возвращаться домой. До свидания, Лесовичок!
Глазки закрой
И два раза шагни.
Левую руку вверх подними.
Три раза вокруг себя повернись
И в группе уютной своей очутись.
Ну вот, ребята, мы и дома. Понравилось вам это приключение? Молодцы, все вы были активными, внимательными, дружными, поэтому и помогли волшебному лесу.