Приложение МААМ

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»

Татьяна Манукян
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей об истории возникновения Кубанского казачества,

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков“» размещена в разделах

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями. - совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Ход НОД:

Воспитатель:

Вечер лег на хуторок, Сумрак темно-синий,

Думу думает казак о судьбе России.

Чернобровый, черноокий, Вьется чуб до уха,

Да папаха набекрень верная подруга.

Над станицей тишина, Да в хуторе раздолье,

Но не спится казаку мысли слишком вольны.

Вот бы все его сыны выросли достойно,

Было б счастье казаку и Родине спокойно.

— Ребята, как вы думаете, о ком говорится в этом стихотворении?

Дети: О казаках.

Воспитатель: Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. «Казак»означает «вольный человек». Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Давайте посмотрим, как одевались казаки в старину, какие у них были костюмы.

В: Так кто же такие казаки?

Ответы детей: Казаки были вольные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать всё самим,что нужно для жизни : жилище строить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Вольные казаки селились по берегам рек. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

- Так какое же главное призвание казаков?

Ответы детей: быть военным.

В: Верно. Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь.

А давайте вспомним пословицы или поговорки про казаков?

Ответы детей:

Казак без коня – что солдат без ружья.

Казак сам голодает, а коня накормит.

Казак без коня,что солдат без ружья.

Казак в беде не плачет.

Казак сам голодает,а конь его сыт.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Терпи казак-атаманом будешь.

Казаку честь-родину беречь.

Казачьему роду-нет переводу.

В: Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена

- А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?

- Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаковесть такое выражение : если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

- А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.

Жители Кубани ездили верхом на лошадях, а ещё на телегах, на подводах.

Дети: Ребята, у казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою.

Конь был верным другом казака

Воспитатель: У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, (показ иллюстрации)Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони.

А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?

Конь казаку – лучший друг.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казацкие.

А знаете, что главным оружием у казаков был кинжал. Покупать кинжал считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою, (показ иллюстрации)

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю ласково назвать: мама-мамочка, папа-папочка, сын-сыночек, дочка-доченька.

–Ребята, как можно назвать одним словом тех, о ком мы сейчас говорили?

Ответы детей: (семья).

В: Сейчас я вам покажу необычный портрет, а вы внимательно его рассмотрите и скажете - кто на нём изображён?

Ответы детей: казачья семья : дедушка, бабушка, мама, папа, сын и дочь, брат и сестра.

В: Как вы узнали, что на портрете казаки?

Ответы детей :( по одежде: у мужчин китель и брюки с лампасами, на голове фуражка, папаха).

В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.

Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви, Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Традиция

— это то, что передается от отца к сыну или от бабушки к внучке, например: как одеваться, как проводить праздники.

Обычай — это правило поведения людей, которые также передается от старших людей к младшим.

Существовали главные законы, которые должны знать казаки с детства.

-С уважением относится к старшим.

-Уважать мать, сестру, жену.

-Надо быть честным и скромным.

-Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.

-Защищать от врагов свою Родину.

-При появлении старшего по возрасту все должны были встать.

-Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке.

-Не разрешалось сидеть.

-Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших.

-Не разрешалось курить.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и с рождение мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. Игрушками ему служили, как правило, ружья и ножи, лук и стрелы, отец учил его стрелять с тех самых пор, как только ребенок мог удержать оружие в руках. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» - понукание коня двигаться и выстрел.

С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот (показ иллюстрации). Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня.

Физминутка. Проводятся игры.

" Скачки на конях"(на фитболах).

"Эстафета с шашками" (пронести кубик и не уронить.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали о жизни, обычаях и традициях наших предков — казаках. Ребята, а что больше вам понравилось сегодня. Ответы детей. Воспитатель: Молодцы ребята, давайте послушаем Кубанскую казачью песню «Ой, при лужке, при лужке». Звучит фонограмма песни.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных» Цель: Закреплять знания и представления детей о животных Задачи: Учить различать диких и домашних животных; Узнавать, называть их детенышей;.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика» Цель: уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать выразительность и точность движений, мимику. Учить расслабляться,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 летКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 лет Тема"Деревья" Цели: Образовательная: закрепить знания детей о деревьях,как представителях флоры Земли,их красоте и пользе. Воспитательная:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космическое путешествие» Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила : Шушлебина Елена Валерьевна Задачи: Расширить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Полет в космос» Конспект непосредственно образовательной деятельности с презентацией в подготовительной группе "Полет в космос". Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Части суток» Тема: Части суток Цели: развивать умение детей сравнивать предметы по длине, составлять узоры путем комбинирования цвета и формы; учить.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» Цель:Закрепить знания детей о плодах. Задачи: Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах, знать место их произрастания (овощи.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег» Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Задачи1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
Опубликовано: 3 июля 2021 в 22:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Манукян (УИ 1159927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД