Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в рамках тематической недели «О стихии — Земля и её секретах» (20 фото)

Юлия Федосеева
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в рамках тематической недели «О стихии — Земля и её секретах»

Тема: «О стихии Земля и её секретах»

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в рамках тематической недели «О стихии — Земля и её секретах»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Виды деятельности детей: познавательная, продуктивно-творческая, опытно-экспериментальная, игровая, коммуникативная, двигательная, трудовая.

Методы и приемы реализации содержания ОД:

• наглядный (показ картинок по теме)

Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в рамках тематической недели „О стихии — Земля и её секретах“» размещена в разделах

• словесный (вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).

• практический (экспериментирование - элементарные опыты).

• игровой (дидактическая игра «Что входит в состав земли, подбери»; «Кто, где живёт».

Цель: Ознакомление детей с природной стихией – «Земля».

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представления детей о составе земли, с тем как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины, песка.

2. Создать условия для формирования представлений о значении почвы, камней, глины, песка в природе и в жизни человека.

3. Дать представление, что почва – это верхний слой земли.

4. Подводить детей к ответу полным предложением.

5. Создать условия для проведения простых экспериментов.

6. Вызвать интерес к поисковой деятельности.

7. Продолжить работу по обогащению словарного запаса новыми понятиями: сыпучий, пластичный, рыхлый, пустыня, плодородная, чернозём.

Развивающие:

1. Обеспечить ситуацию, способствующую развитию познавательного интереса, мышления, речи.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

3. Способствовать стремлению видеть необычное в обычном и наоборот.

4. Развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать чуткое отношение к природе.

2. Содействовать процессу творческого отношения к работе.

Словарная работа: совершенствовать грамматический строй речи. Использовать в речи прилагательные: Земля – сухая, твёрдая, рассыпчатая, плодородная, песчаная, глинистая, голая, каменистая.

Предварительная работа:

Наблюдение во время прогулки, посадка огорода на территории ДОУ, ухаживание за цветами в группе, постройки из песка в песочнице во время прогулки, чтение стихов о Земле, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование:

• перегнившие листья, песок, глина, камушки, чернозём;

• лупа;

• вода, ложечки для воды, стакан;

• салфетки;

• трубочки для коктейля;

• миска для «создания» земли;

• семена салата;

• цветочный горшок;

• иллюстрации с изображениями по теме;

• глобус

• картинки крота, дождевого червя, горного козла, верблюда.

• картинки с изображением разного природного ландшафта;

• Цветок для игры: «Что входит в состав земли, подбери

Ход НОД

Организационный момент.

-Доброе утро! Я Вам говорю Доброе утро, я Вас всех люблю. Желаю Вам хорошо заниматься. Слушать внимательно, ума набираться.

Основная часть:

-А сейчас ребята, давайте настроимся на работу, и не будем отвлекаться. К нам в гости пришла весёлая сказочная героиня, защитница природы – Умница.

Фото «О стихии — Земля и её секретах»

Умница много знает и сегодня поделится своими знаниями по теме нашего занятия с вами ребята. А тему нашего занятия вы сможете узнать, отгадав загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все: и мал и стар,

Что она большущий шар.

(Земля).

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в рамках тематической недели - фото

-Правильно ребята, это Земля. Та самая, по которой мы с вами ходим каждый день, а ещё её называют почвой.

- Ребята, скажите мне какая у нас земля под ногами – твёрдая или мягкая?

Ответы детей:

-Что же делает землю такой твёрдой? Почему на ней растут растения? Какая бывает земля? Найти ответы на все эти вопросы нам поможет наша гостья.

Умница: Здравствуйте ребята! Вы узнали меня? Мои друзья и я сама защитники природы «Эколята», а зовут меня «Умница». Мои друзья отправились защищать природу, а я вам помогу, узнать из чего состоит земля. Для этого нам необходимо отправиться в лабораторию по проведению исследования и опытов.

А правила работы в лаборатории вы знаете?

-Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием, уважительно относиться друг к другу и т. д.).

Хорошо! Тогда занимайте места в лаборатории.

Умница: Предлагаю наши исследования начать с изучения песка.

Рассмотрите его внимательно при помощи лупы.

Фото №1 Тема О стихии Земля и её секретах

-Из чего состоит песок?

-Верно ребята из песчинок. Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они?

Возьмите песок пальцами и насыпьте в тарелку. Хорошо ли он сыплется?

Какой песок?

-Верно песок сыпучий.

Фото №2 Приоритетная образовательная область познавательное развитие

Умница: А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга.

Фото №3 Интеграция образовательных областей познавательное развитие социально коммуникативное развитие речевое развитие физическое развитие

Умница: А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

(Ответы детей и проведение опыта.)

-Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

Фото №4 Виды деятельности детей познавательная продуктивно творческая опытно экспериментальная игровая коммуникативная двигательная трудовая
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Умница: Правильно ребята, воды не стало потому, что она впиталась в песок, и он стал мокрым. Мокрый песок не сыпучий, сыпучий только сухой.

Вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».

Умница. Молодцы ребята, замечательно справились с заданием.

Мы с вами узнали, что в земле есть песок.

- А сейчас ребята я Вам предлагаю поиграть в игру «Словесный волейбол».

Игра «Словесный волейбол».

Я вам буду задавать вопросы, а вы постараетесь дать на них правильные ответы.

1. Из какого песка легче делать постройки мокрого или сухого?

2. Где можно применить песок? (Строительство, для игр, песком можно рисовать).

3. Легко или тяжело ходить по песку?

4. Где можно встретить много песка? (Пляж, море, песочница, стройка).

Фото №5 Конспекты занятий НОД Исследовательская и экспериментальная деятельность Конспекты занятий

Умница: молодцы ребята, вы быстро и правильно отвечали на мои вопросы. А сейчас я вам, ребятки, загадать хочу загадку. Вы смотрите, не зевайте на вопрос быстро и правильно отвечайте:

На север ли, восток,

На запад или юг.

Идешь, и все – песок,

Один песок вокруг.

Там не видать зверей.

И не цветут цветы,

Лишь ящериц и змей

Увидеть можешь ты.

- Правильно ребята, это ещё одно место, где очень много песка сразу, и называется оно - пустыня.

Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики и верблюды.

Умница: А сейчас ребята, я вам расскажу и покажу,

еще входит в состав земли, это - глина.

В нашей местности вы её можете увидеть под небольшим слоем чернозёма. Определить, что это глина можно по цвету, в зависимости от минерального состава она бывает: серая, белая, зелёная, красная, у нас она – коричневая.

Умница: Предлагаю продолжить наши исследования.

-Смотрите, как легко я отрываю кусочек глины от большого кома.

Фото №6 Все конспекты Экология экологическое воспитание природа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД март словесный вопросы к детям ответы указания пояснения беседа

- Попробуйте и вы помять глину в руках.

-Из влажной глины лепить хорошо? (Да).

- Верно ребята, еще в древние времена люди заметили, что влажная глина мягкая, пластичная, податливая и начали лепить из неё посуду, игрушки, строить дома, которые назвались – хата – мазанка.

Фото №7 практический экспериментирование элементарные опыты

- Ребята, а сейчас мы проведём опыт и узнаем, тяжёлая глина или лёгкая.

Ребёнок опускает комочек глины в стакан с водой, остальные наблюдают за тем, как комочек глины опускается на дно стакана. Затем делают вывод: глина тяжёлая, так как она тонет в воде.

Фото №8 игровой дидактическая игра Что входит в состав земли подбери Кто где живёт
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Благодаря тому, что глина входит в состав почвы в ней могут находить убежище и место для воспроизводства потомства многочисленные животные и насекомые. Например, куколки насекомых, многие жуки, комары, дождевые черви.

Умница: Ребята, следующим объектом наших исследований станет – красивый, крепкий и могучий, твёрдый, прочный не сыпучий камень. Их можно встретить: на поверхности земли, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, и рек, горы – это тоже камни. Они разные по цвету, форме, размеру и у каждого есть своё название.

- Ребята, кто из вас видел камни, где? (ответы детей)

-Давайте проведём опыт с камнем.

Ребёнок опускает камешек в стакан с водой, остальные дети наблюдают, затем делают выводы.

Фото №9 Цель Ознакомление детей с природной стихией Земля

- Что произошло с камнем в воде? (Он поменял цвет и стал ярче).

- Он стал мягче в воде? (Камень мягче не стал в воде).

Верно ребята, камень от воды мягче не стал потому, что он не пропускает в себя воду, а это означает, что он очень прочный. Благодаря этому качеству его используют в строительстве домов, мостов, украшения дворцов, храмов, изготавливают украшения.

Фото №10 Задачи Образовательные

Умница: Ребята, как вы думаете, есть ли жизнь среди серых камней? (ответы детей).

- Верно ребята, среди камней можно встретить насекомых, в горах обитают зайцы, лисы, волки, снежный барс, а также горные козлы.

Умница: Ребята, предлагаю вам встать в круг и немного отдохнуть

Физминутка: «Земелюшка - чернозём» (Хоровод).

«Земелюшка – чернозем». Русская народная песня

Земелюшка – чернозем. (2 раза) – Дети идут по кругу, взявшись за руки

Чернозем, чернозем.

Земелюшка - чернозем.

Тут березка выросла.

Выросла, выросла,

Тут березка выросла.

На березке листочки

Листочки, листочки,

На березке листочки.

Под березкой травонька

Травонька, травонька,

Под березкой травонька.

Земелюшка – чернозем.

Чернозем, чернозем.

Земелюшка – чернозем.

Фото №11 Формировать представления детей о составе земли с тем как образуется почва с некоторыми свойствами почвы камней глины песка

Умница: Ребята, возвращаемся на свои рабочие места и продолжаем опыты.

Исследование почвы.

Умница: Возьмите тарелочки. Что в ней? Здесь находится особая земля — почва. Это верхний слой земли и самый плодородный. Именно на верхнем слое земли растут растения. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Ответы детей:

Умница: правильно ребята, в ней есть сгнившие корешки растений, перегнившие листья, песок, глина, камушки. Всё это является «едой» для растений. Сейчас мы с вами проведем эксперименты и узнаем, что еще входит в состав почвы.

Опыт 1 «В почве есть воздух»

Умница. Возьмите ложечкой небольшой немного земли и опустите в воду.

- Что вы наблюдаете? (пузырьки поднимаются на поверхность).

- Где был воздух, пока он не вышел на поверхность? (Воздух был в почве).

-Какой вывод из этого следует: В почве содержится воздух.

Фото №12 Создать условия для формирования представлений о значении почвы камней глины песка в природе и в жизни человека

Опыт 2 «В почве есть вода».

1. Возьмите немного свежей почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой.

2. Ссыпьте почву обратно в тарелочку.

3. Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва.

Что вы видите? Какой вывод можно сделать?

Вывод: в почве содержится вода.

Фото №13 Дать представление что почва это верхний слой земли
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Умница. Сейчас ребята я вам предлагаю поиграть в игру «Кто, где живёт»

Игра «Твоя аппликация - Кто, где живёт»

Цель: Формирование умений соотносить изображение животных с их местом обитания.

Фото №14 Подводить детей к ответу полным предложением

Умница: ребята, какие секреты о земле я вам раскрыла? (Ответы детей);

- как называется самый верхний слой земли? (Ответы детей).

Правильно ребята, верхний слой земли называется – почва (чернозём, он самый плодородный.

- Предлагаю игру «Что входит в состав земли, подбери»

Цель: Формирование представлений детей о составе земли.

Описание игры:

Сердцевина цветка - земля. Вокруг лежат лепестки с разными картинками, в том числе и песок, глина, камень, воздух, вода, насекомые, палочки и веточки. Задача детей выбрать те лепестки с картинками, что входят в состав почвы.

(Дети собирают мозаику – цветок).

Фото №15 Создать условия для проведения простых экспериментов

Давайте мы с вами сейчас приготовим настоящую почву.

Что нам нужно, чтобы приготовить почву? (Ответы детей).

-Правильно ребята, сейчас вы высыпите в миску и перемешаете: перегнившие листья, песок, глину, камушки, чернозём и получите плодородную почву.

Фото №16 Вызвать интерес к поисковой деятельности
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

-Мы с вами сейчас обогатили почву и повысили её плодородность. Давайте её использовать для высадки огородного растения – салат.

(Дети сажают салат и поливают почву).

Фото №17 Продолжить работу по обогащению словарного запаса новыми понятиями сыпучий пластичный рыхлый пустыня плодородная чернозём
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Умница. Давайте я проверю вашу работу. Вы справились с заданием.

Давайте оставим этот цветочный горшок в лаборатории, и вы продолжите наблюдать за растением дальше.

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим нашу сказочную гостью за то, что она сегодня поделилась с нами своими знаниями о Земле. (Дети благодарят Умницу).

- Вот и подошло к концу наше интересное занятие, вы были активны, внимательно слушали, участвовали в экспериментах, отвечали на вопросы. Молодцы! Ответьте мне еще на несколько вопросов.

Рефлексия.

- Что входит в состав почвы?

-Какое значение для человека имеет: почва, песок, камень, глина?

-Появился ли у вас интерес к экспериментированию?

-Что вам больше всего понравилось?

-Что было для вас легко, а что было трудно?

- Хотели бы вы ещё поработать в лаборатории?

Публикации по теме:

Фотоотчет к кратковременному познавательно-исследовательскому проекту «Эти удивительные камни»Фотоотчет к кратковременному познавательно-исследовательскому проекту «Эти удивительные камни» В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир,.

Клубный час в рамках тематической недели «Прощание с летом»Клубный час в рамках тематической недели «Прощание с летом» В рамках тематической недели «Прощание с летом», мы с воспитанниками приняли участие в мероприятии «Клубный час». Педагогическая технология.

Праздник в рамках тематической недели «Удивительный мир насекомых»Праздник в рамках тематической недели «Удивительный мир насекомых» Цель:доставить детям радость от проведенного праздника в летний период. Задачи:расширить представление детей о разнообразии насекомых, их.

Фотоотчёт о продуктивной деятельности в рамках реализации тематической недели «Насекомые»Фотоотчёт о продуктивной деятельности в рамках реализации тематической недели «Насекомые» Фотоотчёт о продуктивной деятельности в рамках реализации тематической недели "Насекомые" в старшей дошкольной группе. Красавица осень.

Фотоотчёт о работе в рамках тематической недели «Наша Армия»Фотоотчёт о работе в рамках тематической недели «Наша Армия» С 12-22 февраля в группе прошла тематическая неделя «Наша Армия». В течении этого времени мы проводили различные мероприятия: беседовали.

Фотоотчёт «Знакомство с Муравьём Корнеем в рамках тематической недели «Насекомые»Фотоотчёт «Знакомство с Муравьём Корнеем в рамках тематической недели «Насекомые» День третий» В течении недели,каждый день,ребята из нашей группы,знакомились с новыми насекомыми. В третий день это был -муравей Корней.

Методическая разработка тематической недели «Разноцветная земля»Методическая разработка тематической недели «Разноцветная земля» Тематическая неделя " Разноцветная земля" для группы младшего возраста. Цель: Формировать представления о планете Земля. Рассматривание.

Проект «Творческая мастерская» в рамках тематической недели «Птицы»Проект «Творческая мастерская» в рамках тематической недели «Птицы» Сегодня в рамках тематической недели «Птицы» делали в творческой мастерской сразу две поделки: в одной старшей группе – поделка «Совушка,.

Прогулка в рамках тематической недели «Урожай собирай»Прогулка в рамках тематической недели «Урожай собирай» Наблюдение за пшеницей на экологической тропе. Продолжить знакомить детей с особенностями пшеницы; с природными особенностями родного края.

Фотоотчет «Развлечение для детей в рамках тематической недели «Останови огонь!»Фотоотчет «Развлечение для детей в рамках тематической недели «Останови огонь!» Всем добрый день. Хочу поделиться с вами разработкой развлекательного мероприятия для детей, посвященного неделе пожарной безопасности. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в рамках тематической недели «О стихии — Земля и её секретах»
Опубликовано: 13 марта 2023 в 19:16
+486Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 120.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД