Приложение МААМ

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Удивительная соль»

Наталья Валерьевна Паршакова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию

в старшей группе «Удивительная соль»

Цель: развитие познавательного интереса к изучению особенностей соли, ее свойств и области применения.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать представление детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.

- Уточнить и закрепить знания детей о значении соли в природе, в жизни человека.

Развивающие:

Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Удивительная соль“» размещена в разделах

- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

- Воспитывать любознательность, умение соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью и необходимые при этом меры безопасности.

Методы:Сравнение - сравнить свойства соленой и пресной воды.

Эксперимент - провести опыты.

Анализ - проанализировать полученную информацию.

Материал и оборудование: стаканы прозрачные одноразовые, питьевая вода, чайные ложечки, соль (морская аптечная, мелкая «Экстра», поваренная крупная, соляная лампа - для выставки, кусочки льда, 2 яйца, прозрачная стеклянная емкость; фотографии соледобычи на электронном носителе для демонстрации на экране.

Ход занятия:

Воспитатель:

По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей.

С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.

(Кукла в русском народном костюме с караваем в руках)

Приветствие друг друга

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем отгадать, что спрятано в моем чудесном мешочке (дети пытаются определить на ощупь).

Без нее,ребята, повар, просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет- испытаешь боль

Вы,конечно, догадались. Ну конечно это. (Соль)

Сегодня мы с вами постараемся найти ответы на очень интересные вопросы:

- Что такое соль?

- Для чего она нужна?

- Где люди ее используют?

- И откуда ее берут?

А вы мне в этом поможете.

Воспитатель: Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

1 ребенок: Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого-либо племени.

2 ребенок: Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил. У кого была соль на столе, тот считался самым богатым человеком.

3 ребенок: К соли относились очень уважительно. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: "Соль рассыпал – к ссоре, к неудаче".

Воспитатель: Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах. Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (солят огурцы, помидоры, капусту).

Поэтому люди придумали такую пословицу о соли: "Без соли не вкусно, без хлеба не сытно".

А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и проходите за столы.

Но прежде, чем начать наши исследования, давайте вспомним важные правила во время проведения опытов.

1. Соблюдать тишину!

2. Не трогать руками глаза!

3. Не отвлекать соседа во время работы!

4. Внимательно слушать инструкции воспитателя!

Воспитатель: Перед вами стаканчики с солью. Давайте мы её внимательно рассмотрим.

Опыт №1 «Соль сыпучая, без запаха»

- Что вы можете сказать о её внешнем виде? (белая, мелкая).

- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (сыпучее).

- Соль на вкус, какая? (соленая).

- Давайте внимательно рассмотрим соль.

- Что вы видите? На что она похожа? (с виду соль похожа на порошок, кристаллы, зернышки, крупинки).

Вывод: соль белого цвета, состоит из мелких частиц – кристаллов, сыпучая, не имеет запаха и на вкус соленая.

Опыт №2 «Соль хрустит»

- Ребята, возьмите ложечку надавите на соль. Что мы услышали?

(услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль поглощает воду»

- Добавьте в тарелку ложку соли и налейте ложку воды.

- Что произошло? Куда делась вода? (впиталась)

Значит соль поглощает (впитывает) воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде).

Вывод: Соль растворяется в воде.

Воспитатель: А как вы думаете, почему дворники в гололед посыпают дорожки солью? (предполежения детей).

Опыт № 4 «Замороженная вода и соль»

Перед вами лежат кусочки льда. А лед – это. (замороженная вода).

Потрогайте. Лед, какой на ощупь? (холодный).

Давайте проведем опыт. На один из кусочков льда насыплем чайную ложку соли, а второй оставим для сравнения. Как вы думаете, как соль повлияет на лёд? Посмотрим, что с ним произойдет.

Этот опыт требует времени, мы вернемся к нему в конце нашей разминки.

Физминутка.

Раз, два, три. четыре, пять! (шагаем на месте)

Все умеем мы считать (хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)

Руки за спину положим, (руки за спину)

Голову поднимем выше (подняли голову)

И легко, легко подышим! (глубокий вдох)

Дидактическая игра «Солёный – несоленый»

Предлагаю поиграть в игру «Соленый - несоленый».

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо).

- А сейчас давайте вернемся к нашему опыту со льдом и посмотрим, какой же лед растаял быстрее: с солью или без соли? Как вы думаете, можно ли использовать соль зимой во время гололеда?

Вывод: Соль разъедает лед. Как и ожидалось, кубик льда с солью растаял быстрее. Именно поэтому дворники зимой посыпают дороги солью для безопасности людей во время гололеда.

Опыт №5 «Плавающее яйцо» (или «Научи яйцо плавать»)

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно).

Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Какой вывод мы сделаем? Солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности.

Воспитатель: В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит, если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ. Например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.

О добыче соли

Воспитатель: А вы хотите узнать, как люди добывают соль? (Ответы детей).

Каменную соль добывают в соляных шахтах (воспитатель демонстрирует фотографии на экране).

Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?

Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины.

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Замечено, что шахтеры соляных шахт никогда не болеют заболеваниями органов дыхания и простудными заболеваниями. Микрочастицы соли, содержащиеся в воздухе, попадая в дыхательные пути, очищают организм от вредоносных бактерий.

Еще один способ добычи соли - выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Дидактическая игра : «Соль полезна для того, чтобы.»

Воспитатель: Соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Я предлагаю поиграть в игру «Соль полезна для того, чтобы.» (Дети передают по кругу мешочек с солью и заканчивают предложение)

1) Чтобы консервировать овощи.

2) Чтобы посолить суп.

3) Чтобы посыпать дорожки в гололед.

4) Чтобы посолить салат.

5) Чтобы засолить грибы.

6) Чтобы делать компрессы.

7) Чтобы полоскать горло.

Воспитатель:

Наше занятие подходит к концу. Что нового и интересного вы сегодня узнали?

(мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов).

Что бы вам еще хотелось узнать о соли?

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края» Цели и задачи: -формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей -развивать мышление и память, умение делать простейшие умозаключения.

Конспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группыКонспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы Цель: формирование у детей целостной картины окружающего мира. Задачи: - продолжать знакомить детей с родным городом, районами города,.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Поможем Буратино. Жанровая живопись» с детьми старшей группыКонспект НОД по познавательно-речевому развитию «Поможем Буратино. Жанровая живопись» с детьми старшей группы Цель: создание условий для приобщения детей к жанровой живописи. Задачи: - формировать интерес детей к живописи, познакомить с жанром.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Марсик» в гостях у ребят»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Марсик» в гостях у ребят» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Марсик» в гостях у ребят» Цель: Закрепление знаний детей о ПДД через.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта». Цель: Познакомить.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию «Цветы бывают разные» в старшей группе Цель. Формировать представления о разновидностях цветов, об их классификации; закрепить знание названий полевых и садовых цветов. Задачи.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Скоро Новый год» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательно - речевому развитию. Тема: «Скоро Новый год». В подготовительной группе. Цель: Формирование навыков связной.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Удивительная соль»
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 23:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Удивительная соль»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Валерьевна Паршакова (УИ 1926867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД