Ольга Шишаева
Конспект (НОД) по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)
по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды».
Интеграция: ОО «Познание», ОО «Социализация», ОО «Коммуникация», ОО «Здоровье».
Задачи:
Публикация «Конспект (НОД) по познавательному развитию в старшей группе на тему: „Удивительные свойства воды“,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
ОО «Познание» Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
ОО «Коммуникация» - развивать фонематический слух; Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, наречиями по теме, способствовать развитию мышления, любознательности.
ОО «Социализация» - Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности, воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
ОО «Здоровье» - Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы:
- Презентации –«Загадки», «Круговорот воды в природе».Глобус, чайник, зеркало.
Раздаточный материал на каждого ребёнка: одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, тарелочки, пластиковые контейнеры, салфетки, апельсиновый сок, молоко, камешки, картинки.
Место проведения – Музыкальный зал.
Методические приемы:
Беседа;
Вопросы;
Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);
Загадки;
Сюрпризный момент.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды
Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
Чтение сказки «Путешествие Капельки»
Проведение отдельных опытов с водой.
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
Наблюдение за водой на прогулке.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Организационный момент:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Приветствие гостей.
Предлагаю собраться на ковре образуя круг взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
- Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
- Где работают ученые? (в научной лаборатории)
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
- Но, чтоб попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше)
- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.
- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
Показ презентации «Загадки».
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней. (снег)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет. (сосулька)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)
- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)
-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)
- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.
- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.
Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 3-4недели.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.
И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.
(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Практическая часть.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе
Опыт №1 «Вода – жидкость»
Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку? (ответы детей)
Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Вывод: вода - жидкость.
Опыт №2. «Вода не имеет формы»
- Посмотрите у вас на столе, у меня лежит предмет. Что это? (Камушек)
Если мы опустим его в стакан, потом положим на стол, на ладошку, изменит ли он свою форму? (ответы детей) Нет, в любом месте форма его не меняется.
- А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Возьмите стаканчик с водой и перелейте из него воду в посуду разной формы. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Опыт №3. «Вода бесцветная»
- А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.
- Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?
Через воду рисунок виден, а через молоко нет.
Вывод: вода – прозрачная жидкость.
Опыт №4. Вода не имеет запаха
-Ребята понюхайте воду и скажите, чем она пахнет.
( У воды нет запаха).
- Понюхайте стакан с соком. (апельсиновый)
- Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №5. Вода не имеет вкуса.
- Ребята попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет)
- А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да)
- Да, сок имеет вкус. Он сладкий.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Опыт№6. «Пар – это вода».
- А сейчас я покажу вам опыт, как вода превращается в пар (демонстрация как вода испаряется)
- Посмотрите, как из чайника выходит пар.
- Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала воду.
Вывод: Вода при нагревании превращается в пар.
-Когда пар поднимается и остывает, он снова превращается в воду. Но если поставить над паром зеркало или стекло, то можно пронаблюдать, как скапливается вода.
Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.
Такое скопление мелких частичек воды в природе, высоко в небе мы называем облаками.
- Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.
Музыкальная физминутка «Тучка».
(сели на стульчики)
- Мы сейчас много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой как лед, в виде пара и жидкой.
- Свойства воды позволяют воде путешествовать – что это значит?
- А сейчас я расскажу вам об одном интересном законе природы, называется он: «Круговорот воды в природе».
Слайд: «Круговорот воды в природе»
Показываю схему круговорота воды в природе.
- Капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх, и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, образуются лужи…. и всё начинается сначала.
Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега.
Дождь и растаявший снег стекают в ручьи, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям и животным.
(Жестом показываю «как по кругу движется вода в природе, получается круговорот».)
Так происходит много раз: капельки путешествуют в природе по кругу всегда!
- Такое путешествие называется – «Круговорот воды в природе».
- Давайте вместе скажем: - Круговорот воды в природе.
- Сегодня мы познакомились с некоторыми свойствами воды.
А как вы думаете, смогли бы люди жить без воды? (Нет, вода нужна людям).
- Что может быть привычнее для нас, чем вода? Это самое обычное, самое распространенное вещество на нашей планете. Во все времена жизнь человека тесным образом связана с водой.
- Где человек использует воду? Для чего нужна человеку вода?
(ответы детей)
- Правильно, ребята, человек начинает свой день под освежающей струей холодной воды, пьет ее и готовит пищу, отдыхает у воды. Вода настолько привычная для нас, что мы ее перестаем замечать и ценить.
Без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно.
От загрязненной воды страдает все живое. Засыхают растения, погибают рыбы и птицы, болеют звери и люди. Поэтому нужно беречь воду, не загрязнять реки.
Озера, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду.
Для организации детей предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки.
Беседа по вопросам:
– Что интересного узнали?
Вода – может быть жидкой. Когда она жидкая - она текучая.
Вода – бесцветная.
Вода – безвкусная.
Вода – не имеет запаха
Вода - не имеет формы.
Но при желании мы можем изменить цвет, вкус, запах.
- Молодцы, ребята. Вы много знаете о свойствах воды.
Хорошо сегодня поработали в лаборатории.. Спасибо вам за активную работу.
- А сейчас послушайте сказку, про тучку.
Сказка.
Жила - была на небе небольшая туча. У нее было много-много дочек -голубых, синих, фиолетовых капелек. Капельки очень любили свою Маму - Тучку, а Тучка своих дочек. Но однажды на небе загремел гром, засверкали молнии. Туча испугалась и сказала: «Бегите скорее на землю, там вы спасетесь!».
И капельки запрыгали с неба быстрее и быстрее, и пролились веселым дождиком. На земле их радостно встретили. Голубые капельки позвали к себе ручейки, синие поселились в реках и морях, а фиолетовые в океане. Им жилось весело и хорошо. Они резвились, брызгались, переливались в лучах солнышка,
и даже ходили, друг к другу в гости, а всему живому на земле несли радость и прохладу. Плавали - плавали капельки, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх, испарились под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь побудьте с мамой Тучкой, я без Вас соскучилась
Сюрпризный момент «Волшебная тучка»