Светлана Карева
Конспект НОД по работе с детьми в мини-музее в подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Карева С. М.
Приоритетная область: познавательное развитие;
Интегрирование с образовательными областями: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид деятельности:
двигательная - подвижная игра «Невод», игра малой подвижности «Море»; продуктивная – изготовление морских обитателей;
Публикация «Конспект НОД по работе с детьми в мини-музее в подготовительной группе „Этот загадочный подводный мир!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
коммуникативная – беседа, речевые проблемные ситуации, чтение стихотворения, пальчиковая игра, ритмические упражнения.
познавательно-исследовательская – просмотр видеофильма «Подводный мир», д/игра «Помоги морским обитателям»
музыкально-художественная – слушание «Звуки моря»
Возрастная группа : подготовительная
Тема: «Путешествие в подводный мир!»
Цель: Развитие познавательных интересов детей, любознательности, создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей
- формирование, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов.
Задачи образовательных областей:
«Познавательное развитие» - Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;
«Речевое развитие» - Совершенствовать грамматический строй речи, выразительность речи. Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
«Социально – коммуникативное развитие» - учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; развивать выразительность движений; формировать умение работать и играть в коллективе.
«Физическое развитие» - развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
«Художественно – эстетическое развитие» - развивать творчество детей, закрепить умения свободно использовать разные приемы лепки при создании обитателей подводного мира.
Предварительная работа : Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», ритмического упражнения «Подводный мир», «Мои руки это волны». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю. Просмотр фильмов о подводном мире «Этот красивый подводный мир», «Подводный мир «и другие…
Словарная работа : невод, чешуя.
Оборудование для педагога: презентация «Жители моря и океана», аудио пособия «Театральные шумы» («Море»); картинки обитателей моря рыбы-предметы; игрушки - обитатели моря; голубое полотно с изображением моря, ракушки, массажный коврик для тропинки, морские звезды красного и синего цвета.
Оборудование для детей: маска рыбы грустной и веселой, картинка -раскраска обитателей подводного мира, пластилин, влажные салфетки, клеенка для лепки, ванночки с песком, ванночки с морскими камушками.
Ход деятельности:
1. Приветствие: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться, доброе утро!
- Давайте и мы с вами пожелаем нашим гостям доброго утра и, скажем, здравствуйте!
2. Вводная часть
Все девчонки и мальчишки,
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки, про моря,
Про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
А попасть туда мечтает.
- А вы хотите попасть в подводное царство?
(Спросить 3-4 детей добиться полного ответа)
- И я хочу попасть в подводное царство, знаю я одну волшебную тропинку, она приведет нас к морю (дети идут по массажному коврику).
Игра малой подвижности “Море” (аудиозапись «шум моря»).
К морю синему спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот так славно освежились.
Воспитатель: Ребята, подойдите поближе, ощущаете, как вода ласкает ноги, какая она нежная. Волна накатывается и опять убегает. Вместе с волной уходит все, что накопилось плохого: обида, гнев, страх. Подышите морским воздухом (дети вдыхают носом, выдыхают ртом).
Упражнение на развитие дыхания.
Нам здесь хорошо и спокойно, морской воздух придает нам уверенности. Мы чувствуем прилив нежности, любви друг к другу, окружающему миру.
3. Основная часть
Воспитатель:
– А кто это плещется?
Ребята, посмотрите,
Возле моря у обрыва плачет рыба,
– Может ей кого – то жалко?
– Может ей на солнце жарко?
– Может ветер шаловливый, напугал морскую рыбу?
– Может рыба хочет пить,
- Может нам ее спросить?
Дети: Здравствуй, Рыбка! Что случилось?
Рыбка:
Ребята, помогите! От беды вы нас спасите.
Злой волшебник в Подводном царстве
Рыбок всех заколдовал.
Воспитатель: А как же мы попадем в подводное царство?
Рыбка: Вам помогут волшебные раковины.
Воспитатель: Положите на нее свои руки:
Сейчас начнутся чудеса! Надо только закрыть глаза!
1–2–3 – все замрем! В мир подводный попадем!
Воспитатель: Вот мы и попали в Подводное царство.
Детский сад наш изменился
В океан он превратился
Мы отправимся гулять
Морским животным помогать
Как здесь темно… Интересно почему?
- Мы находимся на самом дне, туда не попадают солнечные лучи.
- Давайте обследуем дно руками на ощупь.
- Злой волшебник засыпал песком всех обитателей подводного мира.
- Сможем их освободить? Но для этого надо отгадать, кто спрятан под песком.
- Вы готовы? Давайте, договоримся, называть морских жителей будем по одному, не перебивая друг друга.
Только правильный ответ, угаданный на ощупь, поможет обитателям подводного мира, будьте внимательны, опустите руки в песок, хорошенько ощупайте обитателя. Вспомните приметы морских жителей, которых вы знаете и сравните с теми, что у вас в руках.
- Молодцы, вы справились с заданием, освободили обитателей, от злого волшебника. И сразу стало светлее, от вашего доброго дела.
Вы помогли не только морским обитателям, но и солнечным лучикам добраться до дна.
Пальчиковая гимнастика «Подводный мир» сопровождается показом картинок.
Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком»
Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз.
Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны
Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движения ладонями вперёд
Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки Двигаются навстречу друг другу.
Скрестить ладони рук, широко
расставив пальцы в стороны.
А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в форме шара.
А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих
ладоней и перемещают их вверх,
выполняя колебательные движения
пальцами рук.
Гостей встречает осьминог.
Посмотрите, какое красивое море. (Звуки моря, видеофильм)
Беседа: Что есть на дне моря? На дне моря есть песок, камешки, ракушки, растения. А как вы думаете, для чего нужны камешки? Рыбки могут за ними прятаться. А для чего нужны растения? Рыбки ими питаются. Среди растений тоже прячутся.
Давайте мы изобразим подводный мир. Выходите в круг.
Ритмическое упражнение «Подводный мир».
Подводный лес качается
Как будто на ветру.
В нем сказочно, таинственно
И в холод, и в жару (дети изображают водоросли, плавно покачивая руками).
Небывалой красоты
В море выросли цветы.
А цветы те не простые:
Лепестки у них живые (встают на одно колено, сохраняя равновесие, сдвигают ладони вместе и шевелят пальцами, изображая распускающийся цветок).
Заблестели ярко струйки,
Серебристые чешуйки.
Рыбки разные порхают,
Словно звездочки, сверкают (ходят по группе, руками имитируя плавательные движения рыб).
Звезды в небе высоко,
Звезды в море глубоко.
Там сияют, тут сверкают,
А достать их нелегко (поднимают и опускают руки в такт словам).
- В море живет много разных обитателей, но больше всего в море рыб. Давайте рассмотрим их поближе. Чем рыбы отличаются друг от друга. Какие они? – Красивые, разноцветные. (размером, окраской, поведением). Чем они похожи?
- Давайте посмотрим, из каких частей состоит рыбка. У нее есть туловище, хвост, плавники, глаза, рот. Как передвигаются рыбы?
(Передвигаются рыбы с помощью плавников, хвост служит им рулем).
А кто скажет, чем покрыто тело рыб? (чешуей).
-Давайте сравним рыб по форме туловища (квадратное, круглое, треугольное).
- Посмотрите внимательно, (слайды) в море живут рыбы, которые похожи на предметы: рыба-пила, рыба-луна, рыба-коробка, рыба-меч, рыба-зеркало, рыба-гитара, рыба-игла, рыба-парусник. У них форма туловища разная.
- Молодцы! Очень интересно рассказали о рыбах
- Давайте покажем, как плавают рыбки. Поиграем в игру «Невод».
-Ребята, а что такое невод? В какой сказке встречается это слово?
Подвижная игра «Невод»
Выбираю, по желанию детей, двоих игроков – рыбаки. Они берут друг друга за руки, образуя «невод». Остальные дети-рыбки. Рыбки плавают, выполняя плавные движения руками. Под веселую музыку рыбки разбегаются по ковру, а рыбаки ловят их. Нельзя ловить «разорванным неводом», т. е. расцеплять руки. Пойманные рыбки, присоединяется к рыбакам, увеличивая «невод».
Воспитатель. Посмотрите ребята, мы заигрались, а рыбка-то загрустила, давайте с ней тоже поиграем.
Игра «Вопросы – ответы»
Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.
- Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост) .
- Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко) .
- Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости) .
- Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки) .
- Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).
Игра «Без чего не бывает рыбы?».
- Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы?
Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта)».
А теперь немного отдохнем
Мои руки – это волны имитация волны руками
Ветер гонит их вперед вытягивают руки вперед волнообразными движениями
Мои руки – крылья чаек взмахи руками
Небо их к себе зовет вытягивают руки вперед и вверх тянутся
Мои руки – это рыбы растопыривают пальцы и шевелят
Плавают вперед – назад движение рук вперед, назад
4. Художественное творчество
Воспитатель. Мы с вами замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб. Жаль, что нельзя взять их с собой! Но ведь рыбы живут в море, там их дом! А это, что такое, опять проделки злого волшебника. Посмотрите, он лишил рыбок их красивого, яркого наряда. Мне кажется им надо помочь, как вы думаете? Выберите себе любую рыбку и пройдите в подводную мастерскую. Необходимо украсит рыбок. В прошлый раз мы украшали рыбок морским песочком, а сегодня мы будем их украшать морскими водорослями и камушками, сделанными из пластилина. (показывает способ выполнения задания). Вот и получилась красивая рыбка! А сейчас каждый из вас. (Дети выполняют задание, воспитатель при необходимости помогает.) Какие красивые рыбки у вас получились! Остальных рыбок, давайте возьмем с собой украсим в группе и поместим в аквариуме нашего мини музея. Нам пора.
Мне кажется, что море начинает волноваться, наверно не хочет с нами прощаться?
- Посмотрите, дети, волны на берег выбросили морские звезды, оно хочет поблагодарить вас за оказанную помощь. Обратите внимание звезды не одинаковые?
- Красную звезду может взять тот, кому понравилась встреча с жителями подводного мира, кому было интересно, кто не устал.
- Синюю звезду возьмет тот, кому было не интересно, скучно, кто устал.
- Мне сегодня было очень интересно общаться с вами в подводном мире.
- А тебе Лена? Алиса? Настя?.
- Но пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с рыбкой.
Воспитатель:
Кладите руки на ракушку. 1, 2, 3 – все замрем. В детский сад мы попадем!
Воспитатель: Ну что ж, вышли на берег крутой и отправляемся домой.
(Дети идут по массажной дорожке.) Наше путешествие подошло к концу.
5. Итог занятия.
Воспитатель: Сегодня мы побывали в подводном царстве. Покажите, какие звезды вы выбрали? Замечательно вам понравилось наше путешествие. А что интересного вам запомнилось? Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли. Молодцы! Рыбка в благодарность за помощь передала вам морские камушки.
Словесная игра “Какие бывают рыбки?”
- Ответьте на вопрос, какие бывают рыбки?
– Круглые рыбы.
– Речные рыбы.
– Чешуйчатые рыбы.
– Морские рыбы.
– Колючие рыбы.
– Большие рыбы.
– Озерные рыбы.
– Аквариумные рыбы.