Ажар Тукжанова
Конспект НОД по развитию речи и исследовательской деятельности в подготовительной группе «Лаборатория добрых дел»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе «Ягодка»
«Лаборатория добрых дел».
Цели:
• Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать разговорную речь воспитанников, активизировать в речи детей слова, означающие обобщающие понятия.
• Расширять знания и представления о живой природе, вызвать желание беречь и охранять её, формировать знания о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. Уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса, побуждать к проведению опытнической работы, используя предложенный лабораторный материал.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи и исследовательской деятельности в подготовительной группе „Лаборатория добрых дел“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
• Развивать познавательную активность. Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать чувство радости у детей.
Предварительная работа:
Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения, опыты с водой, воздухом. Чтение познавательной литературы. Беседы о добре и зле; игра «Угадай сказку»; моделирование состояний веществ, наблюдения в природе. Рассматривание альбомов с иллюстрациями «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Деревья».
Материал и оборудование: картинки – Буратино, Домовёнок Кузя, Фея Воды, верблюжонок, макет вулкана ( реактив для опыта: пищевая сода, уксус, лимонная кислота, письмо от Домовёнка Кузи, картина зимнего леса, тазик с водой, воронка, вата, салфетки, замороженный во льду цветок, тёплая вода, музыка воды, «Песня о доброте», «Запись извержения вулкана», медали и фартуки на каждого ребёнка.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Здравствуйте, дети! К нам сегодня пришли гости, поприветствуем их. (Дети здороваются).
- Я знаю, что есть волшебная Страна Добрых Дел. Вы хотите туда попасть?
(Звучит приятная мелодия «песня о Доброте»)
В. Это — волшебная мелодия. Она делает нас добрыми, красивыми, сильными. Давайте сядем, закроем глаза и, взявшись за руки, мысленно передадим друг другу тепло наших сердец, добрые пожелания.
(Звучит мелодия 2—3 минуты.)
Чтобы попасть в Страну Добрых Дел мы сейчас поиграем в игру.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Бросаю мяч ребёнку, он называет «плохое» дело, ребёнок должен назвать слово наоборот- антоним.
Разорвать книгу – склеить книгу.
Толкнуть – обнять.
Ударить – приласкать.
Намусорить – убрать.
Поломать – починить.
Нагрубить – поблагодарить.
Промолчать при встрече – поздороваться.
Бросить в птиц камнем – покормить птиц.
-Молодцы! Вы справились с заданием. Нам пора в путь.
2. Дети подходят к 1 столу, звучит музыка, входит Фея Воды.
-Здравствуйте ребята! Мне нужна ваша помощь. - Случилась беда. Водопроводный кран сломался. Жителям приходится брать воду из речки, но она загрязнилась. Как очистить воду? Всем нужна чистая вода. Но её остается все меньше. Виноваты в этом люди. Они бросают в реки мусор, пищевые отходы. От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах погибают растения и животные. Помогите мне очистить грязную воду из нашей реки. Как река называется?
-Иргиз.
-Как можно очистить воду?
- Очистить воду с помощью фильтров (вата, салфетки). Подскажите, помогите!
- Ребята, это просьба о помощи. Помочь мы должны с помощью экспериментов. Наша лаборатория будет называться «Лаборатория добрых дел».
- А за работой нашей лаборатории будет наблюдать человечек- житель Страны Добрых Дел
(показываю изображение пиктограмму с грустным настроением).
-Какое у него настроение? (Грустное, печальное, хмурое). Он думает, значит какое у него настроение? (задумчивое).
-Постараемся сделать как можно больше добрых дел, чтобы человек развеселился.
(звучит «Песенка о доброте»)
(Дети приглашаются в «Лабораторию добрых дел», выбирают предложенный лабораторный материал, посуду для очищения. Берут все необходимое для эксперимента: баночки с грязной водой, пустые баночки, фильтры, воронки.)
- Пока вода будет очищаться через фильтры, мы поиграем.
Речевое упражнение “Доскажи словечко”.
- Не умыться, не напиться без… (воды)-
Листику не распуститься без… (воды)
Без воды прожить не могут звери, птицы, человек,
И поэтому всегда нам везде нужна… (Вода)
- Интересно, где бывает вода? (Ответы детей). Правильно, в морях и океанах.
В. - Можно ли её пить? Как называется вода, которую можно пить? (питьевая)-Молодцы! Отправляемся дальше! (подходим ко 2 столу).
- Ой, ребята, на столе лежит письмо. Интересно от кого же оно? Здесь портрет- кто это, ребята?
-С просьбой о помощи обращается домовёнок Кузя.
«Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я, Домовёнок Кузя! У меня к вам просьба о помощи! Зимой мне очень скучно, я стал сочинителем, писателем. Мне очень хотелось написать рассказ о лесе и зиме, но я никогда не был в лесу, а все говорят, что я все перепутал и того что я написал не бывает. Помогите мне разобраться, оцените мой рассказ и если надо, то ошибки исправьте, хотя никаких ошибок там нет, я уверен! Я знаю, что вы все очень умные и добрые, значит поможете.
(Предлагаю ребятам внимательно послушать рассказ, не перебивая.)
Зимний лес.
Как хорошо в лесу зимой! Над головой летают ласточки! На снегу краснеют ягоды земляники, желтеют одуванчики. Медведи зимой гуляют по лесу, поэтому нужно быть осторожным. Зайцы бегают за лисами, чтобы подкрепиться. А еще зимой очень тепло, так и хочется босиком по сугробам побегать!
(Разбор письма)
Ребята, назовите ошибки в тексте.
(Летают ласточки. На снегу краснеют ягоды земляники, желтеют одуванчики. Медведи зимой гуляют по лесу. Зайцы бегают за лисами. Зимой очень тепло.)
(выставляю картину о зиме)
- Ребята, что вы видите на картине?
Нужно исправить рассказ Домовёнка Кузи, сказать, как было бы правильно.
(Читает каждое предложение, а ребята изменяют его.)
-Ласточек зимой в нашем краю нет, ягод и одуванчиков зимой быть не может, медведь зимой спит в берлоге, зайцы от лис прячутся и убегают, зимой холодно)
(Составление письма для домовёнка Кузи.)
Повторяя правильные варианты ребят, читаю новое письмо и записываю его на лист бумаги.
Зимний лес.
Как хорошо в лесу зимой! Летают снегири. Все покрыто белым снегом, даже деревья. Медведи зимой спят в берлоге. Зайцы прячутся от лисы, которая хочет ими подкрепиться. В лесу зимой очень холодно, так и хочется закутаться потеплее!
(Упаковываю письмо в конверт.)
-Спасибо, вам ребята, вы очень помогли домовёнку Кузе! Отправим ему по почте.
Дыхательная гимнастика: “Понюхаем воздух”.
- Дышим с левой стороны. Чистый воздух? Вздохнем носом с правой стороны. И здесь воздух чист? Вам понравилось дышать свежим и чистым воздухом? Отправимся дальше.
(Дети подходят к 3 столу)
Угадайте загадку и вы узнаете, кому требуется помощь.
Живёт он долго без воды, а ещё больше без еды.
В еде, вообще, неприхотлив, ему не нужно сладких слив.
Колючка- лучшее из блюд, животное зовут (верблюд) (показываю картинку)
- Просит о помощи верблюжонок. Верблюжонок решил попутешествовать и забрёл в горы.
-Ребята, а что может случиться в горах?
- Извержение вулкана.
-А где живёт верблюд?
-В пустыне.
- Теперь верблюжонок вспомнил, где его родина, а чтобы он больше не забредал в горы, я сейчас вам покажу извержение вулкана. Пусть верблюжонок посмотрит, какая опасность подстерегает в горах. А чтобы всем было хорошо видно, все рассаживайтесь вокруг стола.
-Вулканы долгие годы «спят». Лишь дымок и пар, выходящие их трещин, напоминают, что вулкан может «проснуться». Но вот под землёй нарастает гул, раздаются удары, предчувствуя беду, убегают звери, улетают птицы. Из кратера- углубления на вершине горы- поднимается столб чёрного дыма и пепла, раздаётся грохот. Теперь надо ждать самого страшного. Из кратера начинает течь лава.
(Демонстрация эксперимента «Извержение вулкана» (звучит музыка).
Огненная река сжигает всё на своём пути. Остывая, она покрывает землю каменной корой. Понемногу вулкан стихает и «засыпает».
Вывод: Вот какая опасность подстерегает в горах. Но наш вулкан добрый. Он постоянно «спит».
-Молодцы, ребята. Мы подсказали верблюжонку, где он живет и что нельзя гулять в горах.
4. Дети подходят к 4 Столу.
- Осталось нам оказать последнюю помощь. Кто же к нам обратился за помощью? (на картинке
Кай и Герда. С просьбой о помощи к нам обратился Кай. Герой какой он сказки?
Он хотел подарить красивый цветочек Герде. Но Снежная Королева заколдовала его. Наклонился Кай к воде, а вода неподвижна и тверда.
-Что же случилось с водой?
- она превратилась в лёд.
- А как можно освободить цветок из плена?
(Дети высказывают свои предположения. Выбирают гипотезу: залить тёплой водой и проверяют её).
Пока будет цветок освобождаться, поиграем с Феей Воды.
Физминутка. «Освобождение цветка из ледяного плена».
Фея Воды в роли цветка, мальчики – замерзшие капельки. Они крепко обнимают Фею со всех сторон - цветок в ледяном плену. Девочки своими тёплыми руками гладят мальчиков льдинок, и они постепенно отпускают из плена цветок.
В. -Вот и оттаял наш цветок – Фея, сейчас проверим, оттаял ли наш цветок в лаборатории.
Вывод: цветок оттаял от горячей воды.
В. –Тот, кто делает добро, получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела?
Фея Воды: Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? (ответы детей)
В. –Правильно, ребята! Потому, что добро, всегда побеждает зло. Добро будет жить вечно!
Нет ничего на свете прекрасней доброты!
Она звездой нам светит с небесной высоты.
Она нас манит нежно, ласкает нас мечтой
Мы все живём надеждой на встречу с добротой.
5. Рефлексия.
В. - Сколько мы совершили добрых дел? Кому смогли помочь?
-Посмотрите, житель Страны Добрых Дел очень рад, что мы справились со всеми заданиями.
(показываю на изображение пиктограммы с весёлым настроением)
Фея Воды: Хотите, открою вам секрет? Чтобы попасть в Волшебную Страну Добрых Дел, необязательно ждать меня. Делайте только добрые дела, заботьтесь друг о друге, дарите всем радость- и у вас будет своя волшебная страна и свои чудеса.
Ну, а теперь до свидания. Мне пора идти к другим детям. Спасибо, я вижу, вы умеете делать добрые дела, и хочу подарить вам медали, пусть ваши сердца всегда будут добрыми.
Чем больше в мире доброты —
Счастливей будете все вы.
До свидания дети! Спасибо!
- Спасибо, Фея, до свидания!
В. - На этом у нас работа в «Лаборатории добрых дел» завершилась, нас ждут другие добрые дела. И тогда мы сможем не только совершать путешествие в Страну Добрых Дел, но мы будем жить в этой стране.