Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Перелётные птицы»

Светлана Антонова
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Перелётные птицы»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте в

подготовительной логопедической группе на тему «Перелетные птицы».

Интеграция образовательных областей: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская, физическая культура, чтение художественной литературы.

Цели:

1. коррекционно—образовательная: закрепить знания детей о перелетных птицах;

2. коррекционно—развивающие:

-упражнять детей в звуковом анализе слов;

- закреплять умение синтаксически верно строить предложения;

- упражнять детей в словообразовании сложных прилагательных;

-упражнять детей правильно употреблять существительные в родительном падеже (крыло ласточки, хвост грача);

-упражнять детей в согласовании существительных с числительными «2» и «5»;

- упражнять детей в делении слов на слоги;

-упражнять детей в разгадывании кроссвордов, ребусов;

-упражнять детей в чтении слов – названии птиц;

-развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, долговременную память, логическое мышление, творческие способности;

- тренировать мелкую моторику рук;

3. коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей интерес и бережное отношение к окружающей природе и ее обитателям.

Оборудование:

кроссворд,ребус, фломастер, набор картинок по теме (зимующие, перелётные птицы, мяч, конверты с разрезными словами для чтения, пазлы по теме «Птицы», набор картинок птиц для счета («2» и «5»).

Предварительная работа:

1. чтение художественных текстов Д. Н. Мамина—Сибиряка «Серая шейка», В. М. Гаршина «Лягушка—путешественница», К. Д Ушинского «Ласточка», И. Соколова- Микитова «Цапли», Н. Сладкова «Скворцы- знахари», «Кукушкины годы», «Почему зяблик- зяблик?», «Соловей и лягушка», «Чижик», «Птицы весну принесли».

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Перелётные птицы»

2. Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит?», «Чем питаются птицы, «Четвёртый лишний», «Чего не хватает?» «Раздели слово на слоги», «Посчитай», «Собери слово и прочитай».

3. Разучивание пословиц и поговорок по теме.

4. Разгадывание кроссвордов и ребусов.

Ход НОД:

1. Организационный момент. Игра «Улыбка» (Дети встают в круг)

«Улыбнёмся солнышку!» - «Здравствуй, золотое! - (вытянуть руки вперёд)

«Улыбнёмся небу! - «Здравствуй, голубое!» - (поднять руки вверх)

«Улыбнёмся мы друг другу. Веселее, детвора!» - (протягивают друг другу ладошки)

«Улыбнёмся всем гостям!»- «Пожелаем всем добра!» - (улыбнуться гостям, протянуть руки вперёд)

2. Сообщение темы занятия. Логопед: «Ребята, сегодня мы продолжим разговор о птицах. А как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются к нам?» (Перелетные). «Посмотрите, скворечник, а хозяина не видно. Но вот письмо. Давайте прочитаем, вдруг от скворца?»

Логопед читает письмо: «Дорогие ребята, зима не хочет уступать место весне, то подует ночью холодным воздухом, до снежные тучи нагонит на людей и птиц. Я- скворец, а вернуться с могу, если вы выполните все задания. Выручите меня, постараетесь?»

Логопед показывает конверт, в котором фотографии друзей скворца. Но вдруг все фотографии падают на ковёр.

Логопед просит детей выбрать только фотографии перелётных птиц, а одному ребёнку поручает собрать фото с зимующими птицами. (Дети называют птиц. Логопед оценивает ответы детей.)

3. Игры на закрепление лексико- грамматических категорий.

Логопед находит другой конверт с заданием для ребят и играет с детьми (Использует в игре мяч).Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост — короткохвостая утка.

У грача острый клюв — (грач какой) остроклювый.

У гуся красные лапы — гусь краснолапый.

У цапли длинные ноги — цапля длинноногая.

У грача черные крылья — чёрнокрылый грач.

У ласточки быстрые крылья- быстрокрылая ласточка.

Ласточка любит тепло- теплолюбивая ласточка.

У соловья звонкий голос- звонкоголосый соловей.

• Игра «Посчитай птиц» (логопед раздаёт детям карточки с изображением птиц» и просит посчитать птиц.

Дети называют: 2 скворца, 5 воробьёв; 2 синицы, 5 дятлов; 2 грача и 5 сорок.

Логопед просит назвать зимующих птиц, потом перелётных.

• Собирание пазлов по теме «Птицы»

Ребята, вы любите собирать пазлы? Давайте соберём картинки и назовём то, что изображено. (Это голова цапли, крыло грача, хвост трясогузки)

4. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Воробей».

И. п.:ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох носом, подняться на носки, руки вверх- в стороны; 2- вернуться в исходное положение, на выдохе произнести: «Чик- чирик! Чик- чирик!» Повторить 3-4 раза.

Упражнение «Дятел» (Аналогично со словами: «Тук-тук-тук»

Упражнение «Синичка» (Аналогично со словами: «Синь- тень)

Логопед приглашает детей сесть за столы на свои места.

5 .Угадывание птиц по звуковой схеме (Грач, аист, выпь)

6. Разгадывание кроссворда, ребуса.

7. Физминутка «Аист прожил с нами лето» на развитие координации, общей моторики детей.

Аист прожил с нами лето, а зимой гостил он где- то.

Аист жил у нас на крыше, а в подполье жили мыши.

8. Деление слов на слоги. Игра: «Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем» (Со-ло-вей, дя- тел, гусь)

Дети становятся вместе с логопедом в одну линию, берутся за руки, проговаривают слова: «Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем» и называют перелётную птицу по очереди и делают столько шагов, сколько слогов в её названии.

9. Итоги занятия. Логопед:" Ребята! Вы справились со всеми заданиями, молодцы. Давайте подойдём к дереву и посмотрим, вернулся ли к нам скворец?" Все дети радуются возвращению перелётных птиц.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте «Придумывание сказки на предложенную тему» Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте на тему: «Придумывание сказки на предложенную тему» (В подготовительной группе) Воспитатель:.

Интегрированное занятие в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе. Задачи: Образовательные: продолжать учить ребят внимательно слушать художественное.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [М], [М’]. Буква М» Программное содержание: познакомить детей с буквой «м» и с тем, что она обозначает звуки «м» и «мь» Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект НОД по развитию речи по обучению грамоте в подготовительной группе «Доброта — наше богатство!» .

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Перелётные птицы»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 20:29
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День весенних декораций на МААМ

Солнечный, согретый солнцем — именно так переводится с латыни название четвертого месяца года. Древнерусское имя апреля еще красивее — цветень. Ведь он знаменует собой начало цветения растений. Апрель...

24 апреля. День российского стоматолога

Стоматология является одной из самых древних отраслей медицины в мире. При археологических раскопках находили черепа людей, живших 5,5 и даже 7 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых для лечения кариеса...

Конспект прогулки «Наблюдение за сиренью» в старшей группе
Цель: формирование экологической культуры у детей. Задачи: расширять знания детей о сирени; развивать речь, внимание, наблюдательность, память;...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Рисование натюрморта «Букет цветов»
Цель: научить рисовать по образцу, правильно подбирая цвета, оттенки, акцентировать внимание расположения композиции на листе. Задачи: Учить детей...
Конспект ООД по эстетическому воспитанию «Детские памятники Санкт-Петербурга»
Образовательная область эстетическое развитие. ООД-Эстетическое воспитание — «Детские памятники Санкт-Петербурга» Цель: Закреплять и расширять знания...