Людмила Ревусова
Конспект НОД по развитию речи «Бабушкины помощники» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Бабушкины помощники
(конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие»
для детей группы общеразвивающей направленности от 3 – х до 4 – х лет)
Программное содержание:
Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Упражнять в чё тком произношение звуков: ч, с, ш.
Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы соответствующие действиям животных.
Закреплять обобщающее понятие «домашние животные».
Учить детей пересказывать ранее знакомый текст, с опорой на иллюстративный материал.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Бабушкины помощники“ (младшая группа)» размещена в разделах
Развивать связную речь детей, внимание.
Воспитывать желание прийти на помощь, формировать умение слушать своих товарищей.
Оборудование и материал:
демонстрационный – письмо в конверте, игрушка совы, ёлки разной высоты, «пенёчки» –модули, имитация сугробов, иллюстрации домашних животных (кошка, собака, корова, свинья, лошадь, композиция бабушкиного двора, игрушка бабушки, картинки к русской народной сказке «Репка», фонограмма «Поезд», «Сова»;
раздаточный – снежинка на ниточке, орех, карандаш, по 2 крышки.
Предварительна работа: чтение и драматизация сказок, рассматривание иллюстраций домашних и диких животных, отгадывание загадок, проведение пальчиковой и артикуляционной гимнастики, слушание аудиозаписи голосов птиц (сова, воробей, ворона) и домашних животных.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова – глаголы «сторожить, хрюкать, мычать, бодаться»; уменьшительно – ласкательные слова, производные от слов «кошка, лошадь».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе возьмемся за руки и скажем шепотом: «Доброе утро», а теперь скажем громко (ласково). Ребята, приглашаю вас поиграть нашими пальчиками.
Дети проходят за столы
Пальчиковая гимнастика «Орех», «Мышки».
Воспитатель: Ребята, что лежит под столом? (письмо, конверт)
Воспитатель: Здесь написано «Детский сад Росток, для детей группы «Одуванчики» от бабушки из сказки «Репка». Значит письмо для нас.
Открывает, читает: «Ребятушки, мы никак не можем вытянуть репку. Нужна ваша помощь»
Воспитатель: Что же делать? Вы готовы помочь вытянуть репку?
На чём нам добраться до сказки?
Фонограмма «Поезд»
Воспитатель: Ребята, слышите? Что это за звуки? (поезд едет)
Давайте поспешим на посадку, поезд долго ждать не будет. Да и не повезёт просто так, нужно выполнить задание – ответить на вопросы. Готовы?
слон большой, а мышка –… маленькая
летом тепло, а зимой – … холодно
лимон кислый, а мандарин – … сладкий
мама молодая, а дедушка – … старенький
чай горячий, а мороженое – … холодное
кубик твёрдый, а подушка – … мягкая
днем светло, а ночью – … темно
Дети становятся в колонку, руки на плечи («паровозик») и продвигаются змейкой по групповой комнате за воспитателем.
Воспитатель: Колёса поезда стучат «ч-ч-ч», «ч-ч-ч», «ч-ч-ч».
Выпускаем пар – «ссс, ссс, ссс».
Тормозит поезд – «пш-ш-ш, пш-ш-ш, пш-ш-ш).
Воспитатель: Куда это наш поезд приехал? (на полянку, в лес). Сколько здесь снега.
Как называются деревья, которые растут на полянке? (ёлки).
Посмотрите, что лежит на ветках у ёлок? (снежинки) Какие снежинки? (белые, красивые, лёгкие, пушистые)
Давайте возьмём по одной снежинке и подуем на них.
Дыхательная гимнастика «Снежинка» (дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и медленно выдыхают)
Фонограмма «Сова»
Воспитатель (удивлённо) : Кто это? Чей голос? (сова)
Да это совушка – сова – большая голова решила с нами в прятки поиграть.
Дети садятся на «пенёчки» – модули.
Воспитатель перемещает сову в разных направлениях.
Где сидит сова? (на ёлке, под ёлкой, за ёлкой, перед ёлкой)
Воспитатель: Что – то заволновалась совушка – сова – большая голова, захлопала крыльями.
Воспитатель достаёт из – под ёлки конверт с иллюстрациями животных.
Воспитатель: Да здесь животные…и они заблудились. А какие животные вы узнаете, отгадав загадки.
«Кто мурлычит у окошка:
— Ты погладь меня немножко!
От тепла и ласки
Я зажмурю глазки»
Воспитатель: Кто это? Что умеет делать кошка? (мяукать, царапаться, мурлыкать, шипеть)
Назовите кошку ласково … (кошечка, кисонька).
«Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит»
Воспитатель: Кто это? Что умеет делать собака? (лаять, гавкать, грызть косточку, рычать, сторожить, охранять)
«Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь»
Воспитатель: Кто это? Что умеет делать свинья? (хрюкать, рыть пятачком)
«Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко даёт»
Воспитатель: Кто это? Что умеет делать корова? (мычать, щипать траву, бодаться) Что даёт корова? (молоко)
«Я копытами стучу.
Я скачу, скачу, скачу
Грива вьётся на ветру.
Все подковы я сотру»
Воспитатель: Кто это? Что умеет делать лошадь? (скакать, ржать, щипать траву, возить)
Назовите лошадь ласково … (лошадка).
Воспитатель: Как можно назвать всех этих животных? (домашние животные)
Где они живут? (у бабушки в деревне).
Домашние животные заблудились и не смогут без нас найти дорогу на бабушкин двор. Возьмём их с собой, нам же по пути? Нам пора в путь, нас заждались в сказке.
Дети становятся в колонку, руки на плечи («паровозик») и продвигаются змейкой по групповой комнате за воспитателем.
Воспитатель: Колёса поезда стучат «ч-ч-ч», «ч-ч-ч», «ч-ч-ч».
Выпускаем пар – «с-с-с, с-с-с, с-с-с».
Тормозит поезд – «пш-ш-ш, пш-ш-ш, пш-ш-ш).
Воспитатель: Вот и двор бабушки.
На столе, перед доской композиция бабушкиного двора, игрушка бабушки.
Дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель: Бабушка благодарит вас за то, что вы нашли и помогли вернуться домой её животным.
На доске иллюстрации к сказке в хаотичном порядке.
Воспитатель: Что случилось, почему вы не можете сами вытянуть репку?
Делает вид, что слушает на ухо рассказ бабушки.
Оказывается, картинки рассыпались, и поэтому сказка не сказывается, репка не хочет из земли вылезать. Поможем вытянуть репку?
Нужно разложить картинки по порядку и рассказать сказку.
Дети по очереди берут нужную картинку и рассказывают сюжет.
Воспитатель: Ребята, бабушка говорит вам спасибо за помощь. Помогли вытянуть репку.
Помогли деду и бабе, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Но поезд наш уехал. На чём же нам вернуться в детский сад? Предлагаю на лошадке.
Дети изображают, что скачут на лошади, выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка».
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (в лесу, в гостях у бабушки)
Кто играл с нами в прятки? (сова)
Кого ещё встретили в лесу? (домашних животных)
Что мы делали у бабушки? (помогали вытянуть репку, рассказывали сказку)
Ребята, какие вы молодцы! Я рада, что вы согласились помочь вытянуть репку и это у вас хорошо получилось.