ольга денисова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи детей подготовительной к школе группы с ОНР
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
· закрепить знания детей о перелётных птицах;
· активизировать словарь детей по лексической теме «Перелетные птицы»;
· учить образовывать сложные прилагательные;
· закрепить умение классифицировать птиц по общему признаку;
· развивать навыки словоизменения и словообразования.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-развивающие :
· развивать слуховое внимание, память, тонкую и общую моторику, ориентацию в пространстве;
· учить координировать речь с движениями;
· развивать у детей умение составлять предложения и отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-воспитательные:
· стимулировать интерес к логопедическим занятиям;
· воспитывать навыки наблюдательности;
· формировать доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа:
· беседы о перелетных птицах;
· рассматривание картинок с изображением птиц;
· прослушивание аудиозаписи пения птиц;
· чтение художественной литературы: Л. Толстой «Галка и кувшин», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль»
Оборудование: презентация power point, аудиозаписи «Голоса сорок в лесу», «Голоса птиц в весеннем лесу», конверт с письмом
Образовательные технологии:
Игровые технологии: «Какой? Какая?», «Назови детеныша», «Чей? Чья? Чьё?», «Улетает – не улетает».
Здоровье сберегающие технологии: Пальчиковая гимнастика «Живая цепочка», физминутка «Перелётные птицы», малоподвижная игра «Улетает – не улетает».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. А теперь улыбнитесь нашим гостям и садитесь на стульчики.
Звучит запись «Голоса сорок в лесу».
Учитель-логопед: Ребята, послушайте, вы что-нибудь слышите? Что это за звуки?
Действительно, это трещат сороки! Они принесли нам с вами письмо! Давайте его скорее прочитаем!
«Помогите! Помогите! В лесу беда! Злой Волшебник заколдовал перелетных птиц! В лесу стало тихо, все живые существа спрятались. Он не хочет, чтобы вернулись домой птицы, потому что они мешают ему своим пением. Спасите наш лес!»
На слайде представлены 5 картинок с птицами в клетках (скворец, журавль, грач, ласточка, цапля)
Учитель-логопед: Злой Волшебник приготовил для нас задания, которые мы должны с вами выполнить, чтобы спасти птиц. Мы поможем нашим лесным друзьям?
II. Основная часть.
1. Знакомство с темой занятия.
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите внимательно, какие птицы заперты в клетках? Как мы можем их назвать? (перелетные птицы)
А кто же такие эти «перелетные птицы» и почему их так называют? Почему они улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, замерзают реки и озера, зимой нет насекомых)
2. Игра «Какой? Какая?»
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите внимательно на скворца. Давайте выполним первое задание и спасём его! А для этого ответьте на вопросы:
Какой у скворца хвост? (Короткий)
Значит, скворец какой? (Короткохвостый)
Дальше дети сами продолжают выполнять задание
Ласточка - у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая)
Грач - у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый)
У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый)
Аист - у него красный клюв. Значит, аист (Красноклювый)
Цапля-у неё длинные ноги. Значит, цапля (Длинноногая)
У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (Белокрылый)
У соловья звонкий голос. Значит соловей… (Звонкоголосый)
Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Теперь наш скворец свободен.
3. Пальчиковая гимнастика Живая цепочка».
Набухла речка, набухла почка,
(Соединяют большие пальцы с мизинчиками и безымянными пальцами)
Живая в небе плывёт цепочка.
(Соединяют большие пальцы со средними)
В рассветной сини курлычет стая,
(Соединяют большие пальцы с указательным)
Весну и лето соединяя
(Соединяют ладошки)
Учитель-логопед: Посмотрите на эту птичку. Как она называется? (журавль). Приготовьте пальчики, посчитаем до 5 и выпустим ее из клетки!
Один длинноногий журавль, два длинноногих журавля,, пять длинноногих журавлей
4. Упражнение «Назови детеныша»
Учитель-логопед: Ребята, следующая птица, которую мы будем спасать, называется… (грач)
А для того, чтобы его спасти, нам необходимо назвать его детенышей!
Птенца грача называют грачонок, а если птенец не один- грачата
Скворец-скворчонок, скворчата;
Кукушка-кукушонок, кукушата;
Аист- аистёнок, аистята;
Стриж-стрижонок, стрижата;
Журавль-журавлёнок, журавлята;
Утка-утёнок, утята.
Учитель-логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием!
5. Игра ««Чей? Чья? Чьё?»
Учитель-логопед: Ребята, следующая птица, нуждающаяся в нашей помощи – ласточка! А для ее спасения нам необходимо быть очень внимательными. Посмотрите скорее на картинки. Стаи летят высоко, не всех птиц видно полностью.
Чей хвост вы видите? (хвост ласточки – ласточкин хвост)
Чье крыло вы видите? (крыло журавля – журавлиное крыло)
Чью голову вы видите? (голова лебедя — лебединая голова)
Чьи лапки вы видите? (лапки утки – утиные лапки)
Учитель-логопед: Поздравляю, теперь и ласточка на свободе! Ну, а мы с вами, немного отдохнем!
6. Физминутка «Перелетные птицы». Координация речи с движениями. Выполнение движений в соответствии с текстом.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Поднимают руки и покачивают ими
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Опускают руки, встряхивают кисти
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Разводят руки в стороны, машут руками
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Складывают руки за спиной, приседают
7. Малоподвижная игра «Улетает - не улетает».
Учитель-логопед: Ребята, нам осталось спасти последнюю птицу! Кого мы будем освобождать? (Длинноногую цаплю)
Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края, то вы машите руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать, опускаете руки. Будьте внимательны!
Лебедь, цапля, снегирь, ласточка, голубь, ворона, жаворонок
Учитель-логопед: Вы большие молодцы, ребята! Вы справились с заданием и помогли птицам освободиться!
Звучит аудиозапись с голосами птиц
Послушайте, как красиво звучат их голоса!
III. Итог.
Учитель-логопед: Ребята, каким птицам мы сегодня помогали? Какое задание вам понравилось больше? А какое задание показалось самым трудным? Вы настоящие спасатели, не испугались проделок злого Волшебника!