МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Расколдуем сказку» (на основе норвежской народной сказки «Пирог»)

Римма Камалова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Расколдуем сказку» (на основе норвежской народной сказки «Пирог»)

Расколдуем сказку (на основе норвежской народной сказки Пирог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 100 «ЖАР-ПТИЦА»

г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы» в старшей группе

«Расколдуем сказку»

(на основе норвежской народной сказки «Пирог»)

подготовила воспитатель

Камалова Римма Николаевна

г. Набережные Челны, 2013

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Расколдуем сказку“ (на основе норвежской народной сказки „Пирог“)» размещена в разделах

Цель: закреплять у детей умение связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя.

Задачи:

развивать у детей умение подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы);

• упражнять дошкольников в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числах;

• закреплять правильное произношение звуков с и з; учить дифференцировать эти звуки на слух, произносить их протяжно и с разной силой голоса;

• закреплять знание пословиц;

• закреплять умение выразительно читать наизусть стихотворения;

закреплять знания детей об особенностях литературного жанра: загадки.

Методы и приё мы: вопросы, рассказы детей, дидактические игры, пальчиковые упражнения, чтение стихотворений, разгадывание загадок.

Словарь: улыбка, свинья, кошка, собака, корова, лошадь, кролик, курица – цыпленок, овца – ягненок, свинья – поросенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, медведь – медвежонок, пингвин – пингвиненок, слон – слоненок, собака – щенок, тигр – тигренок, кошка – котенок, верблюд – верблюжонок, олень - олененок; пословицы: «Трусливому зайке и пенек – волк», «Один за всех, и все – за одного», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Долог день до вечера, когда делать нечего», «Как аукнется, так и откликнется»; низко, близко, пол, нашел, храбрец, конец.

Предварительная работа:

• рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных;

• чтение норвежской народной сказки «Пирог»;

• загадки, игры;

• повторение стихотворений А. Барто «Игрушки»;

• знакомство с пословицами.

Норвежская народная сказка «Пирог»

Жила-была женщина, и было у нее семеро детей, мал мала меньше. Вот как-то раз решила она побаловать их: взяла пригоршню муки, свежего молока, масла, яиц и замесила тесто. Стал пирог поджариваться, и так вкусно запахло, что все семеро ребят прибежали и ну просить:

- Матушка, дай пирожка! - говорит один.

- Матушка, дорогая, дай пирожка! - пристает другой.

- Матушка, дорогая, милая, дай пирожка! - хнычет третий.

- Матушка, дорогая, милая, родненькая, дай пирожка! - просит четвертый.

- Матушка, дорогая, милая, родненькая, расхорошая, дай пирожка! - ноет пятый.

- Матушка, дорогая, милая, родненькая, расхорошая, распрекрасная, дай пирожка! - умоляет шестой.

- Матушка, дорогая, милая, родненькая, расхорошая распрекрасная, золотая, дай пирожка! - вопит седьмой.

- Подождите, детки, - говорит мать. - Вот испечется пирог, станет пышным да румяным - разрежу его на части, всем вам дам по куску и дедушку не забуду.

Как услышал это пирог, испугался.

"Ну, - думает, - конец мне пришел! Надо бежать отсюда, покуда цел".

Хотел он со сковороды спрыгнуть, да не удалось, только на другой бок упал. Пропекся еще немного, собрался с силами, скок на пол - да и к двери! День был жаркий, дверь стояла открытой - он на крылечко, оттуда вниз по ступенькам и покатился, как колесо, прямо по дороге.

Бросилась женщина за ним следом, со сковородой в одной руке и с поварешкой в другой, дети - за ней, а сзади дедушка заковылял.

- Эй! Подожди-ка! Стой! Лови его! Держи! - кричали все наперебой.

Но пирог все катился и катился и вскоре был уже так далеко, что и видно его не стало.

Так катился он, пока не повстречал человека.

- Добрый день, пирог! - сказал человек.

- Добрый день, человек-дровосек! - ответил пирог.

- Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит человек. А пирог ему в ответ :

- Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов и от тебя, человек-дровосек, тоже убегу! - и покатился дальше.

Навстречу ему курица.

- Добрый день, пирог! - сказала курица.

- Добрый день, курица-умница! - ответил пирог.

- Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит курица. А пирог ей в ответ :

- Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека и от тебя, курица-умница, тоже убегу! - и снова покатился, как колесо, по дороге.

Тут повстречал он петуха.

- Добрый день, пирог! - сказал петух.

- Добрый день, петушок-гребешок! - ответил пирог.

- Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит петух.

- Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы и от тебя, петушка-гребешка, тоже убегу! - сказал пирог и покатился еще быстрее.

Так катился он долго-долго, пока не повстречал утку.

- Добрый день, пирог! - сказала утка.

- Добрый день, утка-малютка! - ответил пирог.

- Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит утка.

- Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы, от петушка-гребешка и от тебя, утка-малютка, тоже убегу! - сказал пирог и покатился дальше.

Долго-долго катился он, смотрит - навстречу ему гусыня.

- Добрый день, пирог! - сказала гусыня.

- Добрый день, гусыня-разиня, - ответил пирог.

- Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит гусыня.

- Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы, от петушка-гребешка, от утки-малютки и от тебя, гусыня-разиня, тоже убегу! - сказал пирог и покатился прочь.

Так снова катился он долго-долго, пока не встретил гусака.

- Добрый день, пирог! - сказал гусак.

- Добрый день, гусак-простак! - ответил пирог.

- Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит гусак. А пирог опять в ответ :

- Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы, от петушка-гребешка, от утки-малютки, от гусыни-разини и от тебя, гусак-простак, тоже убегу! - и покатился еще быстрее.

Снова долго-долго катился он, а навстречу ему - свинья.

- Добрый день, пирог! - сказала свинья.

- Добрый день, свинка-щетинка! - ответил пирог и собрался было покатиться дальше. Но тут свинья сказала :

- Подожди немножко, дай полюбоваться на тебя. Не торопись, скоро лес. Пойдем через лес вдвоем - не так страшно будет.

Вот пошли они дальше вдвоем. Шли, шли, и дошли до ручья. Свинье ничего не стоило переплыть через ручей, а пирог не мог сам перебраться на другой берег.

- Садись ко мне на пятачок, - говорит свинья, - я тебя перенесу. А то промокнешь - всю красоту свою потеряешь!

Послушался пирог - и скок свинье на пятачок! А та - ам-ам! - и проглотила его.

Пирога не стало, и сказке тут конец.

Оборудование: изображения персонажей сказки : человек, курица, петух, утка, гусыня, гусак, свинья – с обратной стороны элементы пазла с изображением из сказки «Колобок»; изображения животных; изображения игрушек: мяч, зайка, мишка, бычок, грузовик, кукла.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится.

Что это? (Улыбка)

Воспитатель: Правильно. Подарим друг другу улыбку.

Воспитатель: Ребята, вспомните, чем отличается сказка от рассказа и стихотворения. (В стихотворении есть ритм, в рассказе говорится о том, что может быть на самом деле, а в сказке говорится о том, чего не бывает, в ней есть волшебство, говорящие животные, ожившие предметы) Кто сочиняет сказки? (Писатели-сказочники, народ)

На Земле живут разные народы. Все они говорят на разных языках, и у каждого народа есть свои любимые сказки, которые передаются от родителей к детям. Некоторые сказки у разных народов очень похожи. Посмотрите и назовите эти сказки (Русская народная сказка «Теремок» и украинская народная сказка «Рукавичка»).

Стук в дверь. На пороге – посылка. Воспитатель открывает посылку и обнаруживает там письмо и карточки с изображением персонажей сказки «Пирог».

Письмо:

«Здравствуйте, ребята!

Пишет вам волшебник Путалка. Никто кроме вас мне не поможет. Поэтому я пишу вам. Завтра в моей стране праздник. И я хотел подарить своим жителям сказку. Но случилось так, что я снова все напутал, а потом и вовсе забыл. Помню я только, что сказка эта называлась «Пирог».

Ребята, пока я вспоминал, я сделал много ошибок, напутал слова. И поэтому ничего не могу вспомнить, все заколдовано.

Помогите мне расколдовать сказку, разобраться в словах и вспомнить волшебные заклинания.

Высылаю вам фотографии моих заколдованных друзей».

Воспитатель просит детей вспомнить сказку, дети начинают рассказывать. При названии персонажей, они должны выполнить задание (расколдовать персонажа).

1. Человек-дровосек

Задание «Загадки»»

Воспитатель: Чтобы расколдовать человека-дровосека, нам нужно отгадать загадки.

1. У меня есть пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

В луже я лежать люблю

И похрюкивать: «Хрю, хрю!»

(свинья)

2. Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(кошка)

3. Я хозяину служу,

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

(собака)

4. И сметану и кефир,

Молоко и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пёстрая…

(корова)

5. Кто я, догадайтесь сами.

Я везу зимою сани,

Что легко скользят по снегу,

Летом я везу телегу.

(лошадь)

6. Комочек пуха – длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку.

(кролик)

Воспитатель: Как вы догадались кто это? Как можно назвать этих животных одним словом? Правильно, с первым заданием вы справились, можно открыть фотографию человека-дровосека (с обратной стороны – элемент пазла).

Воспитатель приглашает второго ребенка продолжить сказку.

2. Курица-умница

Задание «Назови детеныша»

Воспитатель: Посмотрите на изображения животных, вы должны назвать их детенышей.

Воспитатель: Открываем фотографию курицы (с обратной стороны элемент пазла).

Воспитатель приглашает ребенка продолжить сказку.

3. Петушок-гребешок

Игра «Комары и осы»

Воспитатель: Комары летают и звенят ззз, а осы ползают около банки с вареньем и поют свою песенку ссс. Когда увидите комара, вы начинаете петь вместе с ним и помахивать «крылышками». А когда увидите осу, покажите, как она ползает и произнесите ее «песню». (Дети должны перебирать пальцами, имитируя движения осы).

Воспитатель: Открываем фотографию петуха (с обратной стороны элемент пазла).

Воспитатель приглашает ребенка продолжить сказку.

4. Утка-малютка

Воспитатель: Ребята, перед вами игрушки. Вспомните стихотворения о них. Ребята рассказывают стихотворения А. Барто «Игрушки».

Воспитатель: Назовите автора стихотворений про игрушки. (Агния Барто)

Воспитатель показывает игрушку черепашки.

Воспитатель: Ребята, есть ли у А. Барто стихотворение про черепашонка? (Нет) Но мы с вами знаем другое стихотворение.

Физкультминутка

Стихотворение «Черепашонок»

Жил один черепашонок

Очень медленный ребенок.

В понедельник он проснулся,

А во вторник потянулся.

В среду тапочки надел,

А в четверг обед свой съел.

В пятницу пошел гулять,

А в субботу сел читать,

В воскресенье он устал –

И неделю всю проспал.

(Трут глаза.)

(Тянутся.)

(«Надевают тапочки».)

(«Едят».)

(Маршируют.)

(«Держат в руках книгу».)

(Наклоняются, опустив руки.)

(«Спят», покачиваясь.)

Воспитатель: Открываем фотографию утки (с обратной стороны элемент пазла).

Воспитатель приглашает ребенка продолжить сказку.

5. Гусыня-разиня

Задание «Продолжи пословицу»

Воспитатель: Волшебник Путалка так все напутал, что растерял все пословицы. Давайте поможем ему. Я буду говорить начало пословицы, а вы продолжите и закончите ее.

1. Трусливому зайке

2. Один – за всех,

3. Без труда

4. Долог день до вечера,

5. Как аукнется, и пенек – волк.

и все – за одного.

не выловишь и рыбку из пруда.

если делать нечего.

так и откликнется.

Воспитатель: Открываем фотографию гусыни (с обратной стороны элемент пазла).

Воспитатель приглашает ребенка продолжить сказку.

6. Гусак-простак

Задание «Найди нужное слово»

Воспитатель читает стихотворение, дети должны закончить предложение, вставив нужные по смыслу слова.

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру "Hаоборот"

Скажу я слово "Высоко",

А ты ответишь: … ("низко").

Скажу я слово "Далеко",

А ты ответишь:. ("близко").

Скажу я слово "Потолок",

А ты ответишь:. ("пол").

Скажу я слово "Потерял".

И скажешь ты:. ("нашёл").

Скажу тебе я слово "Трус",

Ответишь ты:. ("храбрец").

Теперь "Hачало" я скажу, -

Hу, отвечай:. ("конец"!

Воспитатель: Открываем фотографию гусака (с обратной стороны элемент пазла).

Воспитатель приглашает ребенка закончить сказку.

7. Свинья-щетинка

Задание «Собери пазл»

Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания и открыли все элементы пазла. Теперь нам осталось только собрать его в одну картинку.

Воспитатель приглашает собрать пазл тех детей, которые на протяжении всего занятия были менее активными. Затем просит назвать, что изображено на картинке.

Воспитатель: Ребята, мы рассказывали норвежскую сказку «Пирог», а получили в итоге что-то совсем мне непонятное. Что это? (Это русская народная сказка «Колобок»).

Воспитатель: Как же связана сказка «Колобок» со сказкой «Пирог»? (В сказках главные герои убежали из дома, оба были выпечкой, колобок и пирог были очень хвастливыми; и в той, и в другой сказке колобку и пирогу встретились животные; концовки сказок одинаковые : колобка и пирог обманули, первого съела лиса, второго – свинья).

Воспитатель: Ребята, подождите, здесь еще записка….

«Ребята, если у вас все получилось и вы расколдовали сказку, напишите мне волшебные заклинания, чтобы я снова ничего не забыл и не напутал».

Воспитатель: Давайте вспомним, какие задания мы выполняли, чтобы расколдовать сказку. Я все подробно запишу и вместе с картинкой, которая у нас получилась отправлю Путалке. (Сначала нам надо было вспомнить сказку «Пирог». Каждый герой сказки, который встречался пирогу на пути, предлагал нам задание. Человек-дровосек загадывал загадки, курица-умница показывала нам фотографии животных, а мы называли их детенышей. Петушок-гребешок предложил нам поиграть в игру «Комары и осы», утка-малютка попросила нас вспомнить стихотворения А. Барто «Игрушки», с гусыней-разиней мы вспомнили пословицы, а гусак-простак дал нам задание «Найди нужное слово», в котором мы вставляли правильные слова. Свинья-щетинка предложила задание собрать пазл, и получилась картинка из сказки «Колобок»).

Список использованной литературы

1. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О. С. Ушакова. – М. : Вентана-Граф, 2008. - 64с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о том, как мы показали родителям драматизацию сказкиФотоотчёт о том, как мы показали родителям драматизацию сказки В конце этого учебного года в нашей группе прошло итоговое родительское собрание. На собрании основное внимание было уделено речевому развитию.

Игра-развлечение по ПДД во второй младшей группе «Путешествие в разноцветную страну» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 100 «ЖАР-ПТИЦА» г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Расколдуем сказку» (на основе норвежской народной сказки «Пирог»)
Опубликовано: 21 сентября 2013 в 18:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД