Елена Конопкина
Конспект НОД (по развитию речи в старшей группе ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1.Уточнять, углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках.
2. Учить узнавать сказки по заданию (по загадкам).
3. Упражнять в подборе родственных слов.
1.Развивать связную речь детей, активизировать словарь.
2. Развивать воображение, фантазию, мышление.
Публикация «Конспект НОД (по развитию речи в старшей группе ДОУ)» размещена в разделах
3. Развивать умение выполнять различные игровые задания, действовать согласованно.
4. Развивать творческие способности.
Воспитывающие задачи:
1.Формировать и воспитывать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову.
Материалы:
тексты сказок, загадок о сказках и героях сказок, фрагмент музыки из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик, кукла Сказочница, игрушки по мотивам сказок, карандаши и бумага для рисования.
Ход занятия:
В. – Ребята, посмотрите какой красивый пейзаж за окном: ярко светит солнце, тихо падает пушистый снег, мягким ковром покрывает деревья и землю. Что вы можете о нём сказать? Какой он?
Д. – (ответы детей) Красивый, светлый, чистый, сказочный.
Звучит фрагмент музыки из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик, появляется кукла Сказочница (далее за Сказочницу говорит воспитатель).
В. – (за Сказочницу) Здравствуйте, ребята. «Сказочный»! Какое красивое слово! От какого слова оно происходит? Какие ещё вы знаете родственные ему слова?
Д. – Сказать, рассказ, сказочник, сказ, пересказ, сказка.
В. - Да, «сказка». А что такое сказка? Как вы понимаете смысл этого слова.
Д. - Это история, рассказ.
В. – (за Сказочницу) Сказка – это жанр литературного творчества, основанный на вымысле. Сказки бывают народные и авторские. На протяжении многих веков из поколения в поколение, из уст в уста передавались народные сказки, доводя их содержание до совершенства. Авторские сказки сочиняли поэты и писатели. Они так и называются – писатели- сказочники. Кого из писателей- сказочников вы знаете?
Д. – А. С. Пушкин, братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро, С. Я. Маршак.
В. –(за Сказочницу) Молодцы, действительно, все эти писатели сочиняли сказки. История, рассказанная в сказке, всегда выдумана. Вот что об этом говорится в стихотворении:
Со сказками все дружат
И сказки дружат с каждым.
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут
О том, что может было
А может быть - и нет.
В. – (за Сказочницу) - В сказке добро всегда побеждает зло. А какие вы знаете сказки?
В. – Ребята, расскажем нашей гостье, какие сказки мы знаем. Давайте поиграем в игру и отгадаем викторину по сказкам «Сказки, сказки, мы вас знаем»:
Ждали маму с молоком, Он в Италии родился,
А пустили волка в дом, Он своей семьёй гордился,
Кем же были эти Он не просто мальчик- лук,
Маленькие дети? Он надёжный, верный друг.
(«Волк и семеро козлят») («Приключения Чипполино»)
Покупала самовар, И зайчонок, и волчица,
А спасал её комар. Все бегут к нему лечиться.
(«Муха - Цокотуха») («Доктор Айболит»)
Он сумел поймать волчишку, Уплетая калачи,
Поймал зайчика и мишку. Ехал парень на печи.
Он поймал их не сачком, Прокатился по деревне
А поймал он их бочком. И женился на царевне.
(«Бычок – смоляной бычок») («По щучьему веленью»)
В. – Молодцы, вы на все вопросы ответили правильно.
В. – (за Сказочницу) - По содержанию сказки бывают самыми разными. Чаще всего встречаются сказки о животных. В таких сказках животные как бы олицетворяют какие-либо человеческие качества: кот – учёный, умный, как в сказке В. Сутеева «Кот- рыболов» или у А. С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила»; зайчишка – всегда почти трусишка, сорока – всегда болтунья, медведь – силач. А какими качествами в сказках наделена лиса?
Д. – Хитрая, изворотливая.
В. - (за Сказочницу) А каким в сказках бывает волк?
Д. – Злой, сердитый, грубый.
В. –(за Сказочницу) - И всегда животные в сказках действуют и ведут себя как люди. Какие сказки о животных вы знаете?
В. – Ребята, давайте поиграем в игру «Найди свой предмет» и расскажем, какому животному и в какой сказке он принадлежит.
Детям предлагаются: скалочка («Лисичка со скалочкой», три миски разной величины («Три медведя», удочка («Кот- рыболов»В. Сутеева, барабан («Бременские музыканты», кувшинчик («Лиса и журавль», кусочки сыра(«Два жадных медвежонка») и другие.
В. - Все сказки отгадали и как во многих сказках звери веселятся, давайте и мы повеселимся на физкультминутке.
Шёл по лесу серый волк,
Серый волк – зубами щёлк!
Он крадётся за кустами,
Грозно щёлкает зубами!
(Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно вынести вперёд)
А весёлые зайчата
Длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
Мышка, мышка,
Серое пальтишко.
Мышка тихо идёт,
В норку зёрнышко несёт.
(Мягкий пружинистый шаг, спинка слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь,
Да как начал он реветь:
«У-у! У-у!
Я вразвалочку иду!»
(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание туловищем из стороны в сторону)
Ищут маму медвежата,
Толстопятые ребята,
Неуклюжие, смешные,
Все забавные такие.
(Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону. )
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
(Прыжки. Широко разводим руки в стороны. )
До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес
(Помахивание рукой.
Поворот вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба. )
Звучит фрагмент музыки из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Беседа о сказках и их строении.
В. –(за Сказочницу) – А теперь я снова расскажу вам о сказках.
Кроме сказок о животных бывают сказки, которые называют волшебные. Эти сказки раскрывают все самые лучшие человеческие качества. Герой таких сказок борется со злом и несправедливостью во имя добра и любви. Он преодолевает все препятствия на своём пути, одерживает победы, завоёвывает своё счастье, как это делал Иван- Царевич или Иванушка – дурачок. Герою, как правило, помогают другие сказочные персонажи: Серый волк, Конёк – Горбунок, Сивко- Бурка и т. д. В волшебных сказках воплотились все народные мечты о хорошей жизни, о добре и зле. К таким сказкам относятся: «Кащей Бессмертный», «Василиса Премудрая», «Царевна- лягушка», «Сивко -Бурка», «Сказка об Иване – царевице, Жар – птице и сером волке», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и другие.
Есть ещё один вид сказок - бытовые. В них нет чудес. Они рассказывают о событиях каждого дня. В них участвуют реальные люди: муж, жена, солдат, купец. Главные герои, конечно, простые люди – крестьяне – бедняки, а противостоят им богатые и знатные (купцы, помещики, священники, а не фантастические злые силы. Бытовые сказки высмеивают глупость и жадность богатеев. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Вершки и корешки», «Хаврошечка»
В. - (за Сказочницу) Ребята, а как вы узнаёте сказки?
Д. – Мама читает, бабушка рассказывает.
В. – (за Сказочницу) Да, сказки бывают письменные и устные, т. е. их передают из уст в уста, сказывают, как говорится в пословице: «Не красны сказки письмом, а красны смыслом». Начинается сказка с зачина. Зачин – это ещё не сказка, а присказка, подготовка к сказке, разминка: «Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику».
В. – А какими словами начинаются сказки?
Д. – Жили – были…
- В некотором царстве, в некотором государстве…
В. – (за Сказочницу) - Да, ещё много других слов:
- На лесной опушке в маленькой избушке жили – были…
- Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
- Далеко – далеко, за морями, за лесами и ещё за высокой горой жили- были… и другие.
В. – (за Сказочницу) - В каждой сказке есть завязка:
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли… и т. д.
В. - (за Сказочницу) - А в конце сказки идёт концовка:
- Стали они жить поживать…
-«Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил» (А. С. Пушкин)
- «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (А. С. Пушкин)
В. – А какие вы знаете концовки?
Д. – Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
В. – Ребята, а вам нравится слушать сказки? Как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Что они нам дают? Сказка «Гуси - лебеди» или «Красная шапочка»?
Д. – Слушаться родителей, выполнять их наказ.
В. – (за Сказочницу) - А ещё сказки учат отличать добро от зла, хорошее от плохого, ум от глупости.
- Сказки помогают развивать фантазию, когда во время чтения вы сами додумываете, воображаете, как выглядит принцесса или чудовище.
- Сказка учит не отчаиваться в трудную минуту, искать выход из сложных ситуаций, преодолевать их, проявлять смекалку, не спешить с решением трудных задач, обдумывать их.
- Сказка говорит нам, что нельзя судить о людях по их внешнему виду, а внимательно рассматривать их внутренние качества, ведь чудовище может оказаться прекрасным принцем, а лягушка – царевной.
- И ещё из сказки мы узнаём, как важно нам иметь друзей, которые в беде или в трудную минуту придут к нам на помощь, поддержат нас, так же как и мы можем поддержать их.
В. – Спасибо, тебе Сказочница, за интересный рассказ о сказке, ребята услышали много интересного о ней. Давайте повторим, что вы узнали.
Итог занятия.
Д. – Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.
- Сказки бывают народные или сочинённые писателями, но всегда это придуманные истории.
- Бывают сказки устные – их рассказывают, бывают письменные – их читают по книжкам.
- У сказок определённое строение: зачин (присказка, завязка, основная часть, концовка.
В. – А ещё мы с вами поупражнялись в подборе родственных слов и поиграли в игры со сказками. Теперь давайте нарисуем свои любимые сказки, подарим рисунки нашей гостье, Сказочнице, и попросим её почаще приходить к нам и рассказывать новые интересные сказки.
(Дети выполняют рисунки по сказкам и отдают их Сказочнице).
-