Получи документы

Конспект НОД (по развитию речи в старшей группе ДОУ) (4 фото)

Елена Конопкина
Конспект НОД (по развитию речи в старшей группе ДОУ)

Программное содержание:

Обучающие задачи:

1.Уточнять, углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках.

2. Учить узнавать сказки по заданию (по загадкам).

3. Упражнять в подборе родственных слов.

Развивающие задачи:

1.Развивать связную речь детей, активизировать словарь.

2. Развивать воображение, фантазию, мышление.

Публикация «Конспект НОД (по развитию речи в старшей группе ДОУ)» размещена в разделах

3. Развивать умение выполнять различные игровые задания, действовать согласованно.

4. Развивать творческие способности.

Воспитывающие задачи:

1.Формировать и воспитывать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову.

Материалы:

тексты сказок, загадок о сказках и героях сказок, фрагмент музыки из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик, кукла Сказочница, игрушки по мотивам сказок, карандаши и бумага для рисования.

Ход занятия:

В. – Ребята, посмотрите какой красивый пейзаж за окном: ярко светит солнце, тихо падает пушистый снег, мягким ковром покрывает деревья и землю. Что вы можете о нём сказать? Какой он?

Д. – (ответы детей) Красивый, светлый, чистый, сказочный.

Звучит фрагмент музыки из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик, появляется кукла Сказочница (далее за Сказочницу говорит воспитатель).

Конспект НОД (по развитию речи в старшей группе ДОУ)

В. – (за Сказочницу) Здравствуйте, ребята. «Сказочный»! Какое красивое слово! От какого слова оно происходит? Какие ещё вы знаете родственные ему слова?

Д. – Сказать, рассказ, сказочник, сказ, пересказ, сказка.

В. - Да, «сказка». А что такое сказка? Как вы понимаете смысл этого слова.

Д. - Это история, рассказ.

В. – (за Сказочницу) Сказка – это жанр литературного творчества, основанный на вымысле. Сказки бывают народные и авторские. На протяжении многих веков из поколения в поколение, из уст в уста передавались народные сказки, доводя их содержание до совершенства. Авторские сказки сочиняли поэты и писатели. Они так и называются – писатели- сказочники. Кого из писателей- сказочников вы знаете?

Д. – А. С. Пушкин, братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро, С. Я. Маршак.

В. –(за Сказочницу) Молодцы, действительно, все эти писатели сочиняли сказки. История, рассказанная в сказке, всегда выдумана. Вот что об этом говорится в стихотворении:

Со сказками все дружат

И сказки дружат с каждым.

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки

Тому они расскажут

О том, что может было

А может быть - и нет.

В. – (за Сказочницу) - В сказке добро всегда побеждает зло. А какие вы знаете сказки?

В. – Ребята, расскажем нашей гостье, какие сказки мы знаем. Давайте поиграем в игру и отгадаем викторину по сказкам «Сказки, сказки, мы вас знаем»:

Ждали маму с молоком, Он в Италии родился,

А пустили волка в дом, Он своей семьёй гордился,

Кем же были эти Он не просто мальчик- лук,

Маленькие дети? Он надёжный, верный друг.

(«Волк и семеро козлят») («Приключения Чипполино»)

Покупала самовар, И зайчонок, и волчица,

А спасал её комар. Все бегут к нему лечиться.

(«Муха - Цокотуха») («Доктор Айболит»)

Он сумел поймать волчишку, Уплетая калачи,

Поймал зайчика и мишку. Ехал парень на печи.

Он поймал их не сачком, Прокатился по деревне

А поймал он их бочком. И женился на царевне.

(«Бычок – смоляной бычок») («По щучьему веленью»)

Фото №1 Программное содержание Обучающие задачи

В. – Молодцы, вы на все вопросы ответили правильно.

В. – (за Сказочницу) - По содержанию сказки бывают самыми разными. Чаще всего встречаются сказки о животных. В таких сказках животные как бы олицетворяют какие-либо человеческие качества: кот – учёный, умный, как в сказке В. Сутеева «Кот- рыболов» или у А. С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила»; зайчишка – всегда почти трусишка, сорока – всегда болтунья, медведь – силач. А какими качествами в сказках наделена лиса?

Д. – Хитрая, изворотливая.

В. - (за Сказочницу) А каким в сказках бывает волк?

Д. – Злой, сердитый, грубый.

В. –(за Сказочницу) - И всегда животные в сказках действуют и ведут себя как люди. Какие сказки о животных вы знаете?

В. – Ребята, давайте поиграем в игру «Найди свой предмет» и расскажем, какому животному и в какой сказке он принадлежит.

Фото №2 Уточнять углублять расширять и закреплять знания детей о сказках

Детям предлагаются: скалочка («Лисичка со скалочкой», три миски разной величины («Три медведя», удочка («Кот- рыболов»В. Сутеева, барабан («Бременские музыканты», кувшинчик («Лиса и журавль», кусочки сыра(«Два жадных медвежонка») и другие.

Фото №3 Учить узнавать сказки по заданию по загадкам

В. - Все сказки отгадали и как во многих сказках звери веселятся, давайте и мы повеселимся на физкультминутке.

Шёл по лесу серый волк,

Серый волк – зубами щёлк!

Он крадётся за кустами,

Грозно щёлкает зубами!

(Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно вынести вперёд)

А весёлые зайчата

Длинноухие ребята –

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)

Мышка, мышка,

Серое пальтишко.

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко несёт.

(Мягкий пружинистый шаг, спинка слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)

А за мышкой шёл медведь,

Да как начал он реветь:

«У-у! У-у!

Я вразвалочку иду!»

(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание туловищем из стороны в сторону)

Ищут маму медвежата,

Толстопятые ребята,

Неуклюжие, смешные,

Все забавные такие.

(Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону. )

По тропинкам мы гуляли,

На полянке поскакали,

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой.

(Прыжки. Широко разводим руки в стороны. )

До свиданья, старый лес,

Полный сказочных чудес

(Помахивание рукой.

Поворот вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба. )

Звучит фрагмент музыки из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Беседа о сказках и их строении.

В. –(за Сказочницу) – А теперь я снова расскажу вам о сказках.

Кроме сказок о животных бывают сказки, которые называют волшебные. Эти сказки раскрывают все самые лучшие человеческие качества. Герой таких сказок борется со злом и несправедливостью во имя добра и любви. Он преодолевает все препятствия на своём пути, одерживает победы, завоёвывает своё счастье, как это делал Иван- Царевич или Иванушка – дурачок. Герою, как правило, помогают другие сказочные персонажи: Серый волк, Конёк – Горбунок, Сивко- Бурка и т. д. В волшебных сказках воплотились все народные мечты о хорошей жизни, о добре и зле. К таким сказкам относятся: «Кащей Бессмертный», «Василиса Премудрая», «Царевна- лягушка», «Сивко -Бурка», «Сказка об Иване – царевице, Жар – птице и сером волке», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и другие.

Есть ещё один вид сказок - бытовые. В них нет чудес. Они рассказывают о событиях каждого дня. В них участвуют реальные люди: муж, жена, солдат, купец. Главные герои, конечно, простые люди – крестьяне – бедняки, а противостоят им богатые и знатные (купцы, помещики, священники, а не фантастические злые силы. Бытовые сказки высмеивают глупость и жадность богатеев. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Вершки и корешки», «Хаврошечка»

В. - (за Сказочницу) Ребята, а как вы узнаёте сказки?

Д. – Мама читает, бабушка рассказывает.

В. – (за Сказочницу) Да, сказки бывают письменные и устные, т. е. их передают из уст в уста, сказывают, как говорится в пословице: «Не красны сказки письмом, а красны смыслом». Начинается сказка с зачина. Зачин – это ещё не сказка, а присказка, подготовка к сказке, разминка: «Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику».

В. – А какими словами начинаются сказки?

Д. – Жили – были…

- В некотором царстве, в некотором государстве…

В. – (за Сказочницу) - Да, ещё много других слов:

- На лесной опушке в маленькой избушке жили – были…

- Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

- Далеко – далеко, за морями, за лесами и ещё за высокой горой жили- были… и другие.

В. – (за Сказочницу) - В каждой сказке есть завязка:

- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

- Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли… и т. д.

В. - (за Сказочницу) - А в конце сказки идёт концовка:

- Стали они жить поживать…

-«Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил» (А. С. Пушкин)

- «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (А. С. Пушкин)

В. – А какие вы знаете концовки?

Д. – Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

В. – Ребята, а вам нравится слушать сказки? Как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Что они нам дают? Сказка «Гуси - лебеди» или «Красная шапочка»?

Д. – Слушаться родителей, выполнять их наказ.

В. – (за Сказочницу) - А ещё сказки учат отличать добро от зла, хорошее от плохого, ум от глупости.

- Сказки помогают развивать фантазию, когда во время чтения вы сами додумываете, воображаете, как выглядит принцесса или чудовище.

- Сказка учит не отчаиваться в трудную минуту, искать выход из сложных ситуаций, преодолевать их, проявлять смекалку, не спешить с решением трудных задач, обдумывать их.

- Сказка говорит нам, что нельзя судить о людях по их внешнему виду, а внимательно рассматривать их внутренние качества, ведь чудовище может оказаться прекрасным принцем, а лягушка – царевной.

- И ещё из сказки мы узнаём, как важно нам иметь друзей, которые в беде или в трудную минуту придут к нам на помощь, поддержат нас, так же как и мы можем поддержать их.

В. – Спасибо, тебе Сказочница, за интересный рассказ о сказке, ребята услышали много интересного о ней. Давайте повторим, что вы узнали.

Итог занятия.

Д. – Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.

- Сказки бывают народные или сочинённые писателями, но всегда это придуманные истории.

- Бывают сказки устные – их рассказывают, бывают письменные – их читают по книжкам.

- У сказок определённое строение: зачин (присказка, завязка, основная часть, концовка.

В. – А ещё мы с вами поупражнялись в подборе родственных слов и поиграли в игры со сказками. Теперь давайте нарисуем свои любимые сказки, подарим рисунки нашей гостье, Сказочнице, и попросим её почаще приходить к нам и рассказывать новые интересные сказки.

(Дети выполняют рисунки по сказкам и отдают их Сказочнице).

-

Публикации по теме:

Презентация «В гостях у сказки» Вечер досуга для детей старшего дошкольного возраста. Обучающие задачи:  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

Совместная организованная деятельность с детьми. «Мамочка моя». Открытое занятие ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. [/b] «МАМОЧКА МОЯ» Программное содержание: Обучающие задачи: -Ввод в активный словарь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД (по развитию речи в старшей группе ДОУ)
Опубликовано: 19 января 2015 в 21:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД