Папки-передвижки

Конспект НОД по речевому развитию о приобщении детей к традициям родного Пензенского края в подготовительной группе

Буренина Оксана
Конспект НОД по речевому развитию о приобщении детей к традициям родного Пензенского края в подготовительной группе

Тема: «Мой родной Пензенский край»

Цель: развивать умение составлять рассказ по плану о своем родном крае.

Задачи:

- развивать умение составлять последовательный рассказ, развивать связную речь, умение правильно строить предложения;

- учить подбирать однокоренные слова, слова антонимы;

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию о приобщении детей к традициям родного Пензенского края в подготовительной группе» размещена в разделах

- активизировать представление детей о достопримечательностях Пензенской области, о народностях, населяющих его, обобщить знания о национальных костюмах русских, мордвов, татар, чувашей и их фольклоре;

-воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям, его населяющим.

Методы и приемы: беседа, рассматривание, подвижная игра, чтение пословиц и поговорок, дидактическая игра.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением национальных костюмов русских, мордвов, татар, чувашей и их отдельных элементов, мяч.

Предварительная работа: просмотр презентация о достопримечательностях Пензенской области, знакомство с народностями, их национальными костюмами, пословицами, поговорками, считалками, играми, праздниками.

Ход НОД:

Воспитатель говорит детям о том, что ее сын Артем в Интернете познакомился с мальчиком Никитой, который живет в Москве. Никита заинтересовался нашим Пензенским краем и попросил Артема о нем написать (рассказать). Но Артему стыдно признаться, что он знает о нашем крае очень мало, поэтому он попросил вас ему помочь.

Педагог просит детей назвать то, о чем бы они хотели рассказать (как называется город, область, чем знаменита Пензенская земля, какие народности ее населяют, их занятия, традиции).

Воспитатель задает вопросы о том, как называется город, в котором они живут, что такое Родина и малая Родина, как называются люди, живущие в Пензенской области (пензенцы, пензяки, чем знаменита Пензенская область (абашевская игрушка, никольский хрусталь, вода «Кувака», какие народности издавно населяли территорию Пензенского края (русские, мордва, татары, чуваши, уточняет, как можно сказать о мужчинах и женщинах данных национальностей (модвин-мордовка, татарин-татарка, чуваш-чувашка).

Воспитатель показывает национальные костюмы и просит назвать чей это костюм. Дети угадывают (русский, мордовский, татарский, чувашский, называют их основные отличительные элементы (сарафан, кокошник, косоворотка, панар, сапоне, пулай, панго, кульмак, лапти, тюбитейка, калфак). При затруднении показывает отдельные элементы.

Педагог просит вспомнить традиционные праздники, отмечаемые народами в Пензенской области (масленица, пасха, сабантуй, Микола весенний).

Проводится татарская подвижная игра «Тимербай» :

Дети берутся за руки, образуют круг, выбирают водящего, который становится в центр круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись,

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами водящий делает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Воспитатель читает пословицы и поговорки разных народов и просит детей рассказать, о чем они, что в них общего.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родиться. (русская)

Если лето проспишь, то зимой взвоешь. (мордовская)

Потрудишься – будешь сыт, поленишься - будешь выть. (татарская)

Предполагаемые ответы детей : говориться о трудолюбии, о том, что, если лениться и вовремя не приступить к работе, то можешь остаться голодным, потому что не соберешь урожай.

Доброе дело – навек. (русская)

Добрая слава рождается добрым словом. (мордовская)

Добрый человек – подмога в беде, дурной человек – помеха везде. (татарская)

Добру учить- добрым быть. (чувашская)

Предполагаемые ответы детей : в этих пословицах говориться о добре, о том, что доброта помниться долго, она помогает жить, а зло приносит только вред.

Воспитатель просит детей сказать, что же общего между всеми народами, населяющими Пензенскую область, какими словами их можно охарактеризовать (они имеют некоторые общие элементы в своих костюмах, у них похожи некоторые праздники, их пословицы и поговорки учат быть добрыми и неленивыми; народы трудолюбивые, гостеприимные, веселые, радостные, отзывчивые). Если дети затрудняются дать характеристику, воспитатель помогает наводящими вопросами: любит трудиться, откликается на чужую беду, любит веселиться, встречать гостей и т. п.

Предлагает поиграть в игру.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Дети встают в круг. Воспитатель произносит начало предложения и бросает мяч ребенку, тот предложение заканчивает и возвращает мяч обратно.

Город Пенза большой, а село Засечное (маленькое).

Озеро глубокое, а лужа (мелкая).

Улица Слесарная узкая, а пл. Ленина (широкая).

У нас зимой холодно, а летом (тепло).

Путь от детского сада до памятника Победы далекий, а до памятника «Катюша» (близкий).

Этот мост высокий, а этот (низкий).

Тропинка от бабушкиного дома до магазина прямая, а до леса (извилистая).

Педагог далее просит детей составить рассказ о своей малой Родине, используя все выше сказанное. Воспитатель помогает правильно начать рассказ, построить предложение, подобрать нужное слово. Выслушивается рассказы детей. Варианты детей воспитатель «записывает» на телефон. Рассказы оцениваются и поощряются воспитателем совместно с детьми и выбирается наилучший вариант. Воспитатель говорит детям о том, что запись выбранного варианта она пошлет своему сыну, чтобы он мог описать нашу малую родину Никите и благодарит от имени сына за помощь.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Курорты Краснодарского края» Цели и задачи: -формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей -развивать мышление и память, умение делать простейшие умозаключения.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Природа родного края»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Природа родного края» Задачи:Образовательные: закреплять знания о природе своего края, показать в рисунке красоту своей малой родины. Развивающие: развивать творческие.

Конспект ОД по речевому развитию «Четыре желания» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе.Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе. Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект занятия «Растения гор родного края» в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Растения гор родного края»Цель: Закреплять представление о многообразии растительного.

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

Совместная деятельнось с детьми и родителями по теме недели «Природа родного края» в подготовительной группеСовместная деятельнось с детьми и родителями по теме недели «Природа родного края» в подготовительной группе Калмыкия расположена в юго-восточной части России, лежит в зоне степей, пустынь и полупустынь. Территория находится на юге Восточно-Европейской.

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье»Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье» Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное.

Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края»Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края» В нашем детском саду проводится курс занятий по краеведению «История Пензенского края». Данный курс ведет сотрудник краеведческого музея.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию о приобщении детей к традициям родного Пензенского края в подготовительной группе
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 17:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД