Конспект НОД по речевому развитию  «Звук и буква У»

Виктория Кочнова
Конспект НОД по речевому развитию  «Звук и буква У»

Тема: Звук и буква "У"

Цель: Познакомить детей со звуком и буквой "У".

Задачи:

• Уточнить артикуляцию звука "У";

• Дать детям понятие о гласном звуке "У";

Развивать слуховое внимание;

Развивать фонематическое восприятие;

• Познакомить с графическим обозначением буквы "У";

• Учить соотносить звук и букву, передавать восклицательную интонацию;

• Обучать звуковому анализу;

• Познакомить с предлогом "У"

Развивать графические навыки;

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед показывает детям большую и маленькую буквы "А а ".

Логопед. Какая это буква (показывает на большую букву "А")

Дети. Это большая буква "А".

Логопед. А это какая буква (показывает на маленькую букву "а".

Дети. Тоже "а", только маленькая.

2. Артикуляционная гимнастика для губ.

"Трубочка"

"Хоботок"

"Поцелуй"

3. Объявление темы.

Логопед. У меня потерялся звук:

(заранее выставляет карточки с изображением)

ухо, утюг, уточка,улитка, удочка

Логопед называет предметы на карточках, но без первого звука.

Например:. хо,. тюг,. тка.. литка.. дочка.

Логопед. Какой звук потерялся?

Дети. Потерялся звук "У".

Логопед. Он поёт или нет?

Дети. Да, поёт.

Логопед. Тогда это гласный или согласный звук?

Дети. Гласный.

Логопед. Сегодня мы будем изучать звук "У"

4. Развитие фонематического восприятия.

Игра "Чуткие ушки". При ответах детей логопед ведёт счёт 1:0 и т. д.

Логопед. Слушайте внимательно и когда услышите слово со звуком "У", хлопните в ладоши.

Ухо, Ира, утка, астра, уж. осы. аист, улей, удочка, арфа, улица, умный, овцы, ива, усики, иней, утюг, июль, ученик.

5. Развитие слухового внимания.

Логопед. А теперь мы будем играть в другую игру.

Я буду называть пары слов, а вы должны сказать то слово, где есть звук "У". Внимание!

Ухо - нос, улитка - калитка, котёнок - утёнок, утка - индюк, девочка - удочка, умный - сильный, индюк - утюг, удав - вода, компот - удод, котята - утята, удобный - съедобный.

Логопед. какой звук слушали?

Дети. Звук "У".

6. Знакомство с буквой "У".

Логопед показывает на большую букву "У"и говорит: "Это большая буква "У", она пишется в начале предложения и в именах людей".

Логопед. На что похожа буква "У"?

Ответы детей.

Логопед, показывая картинку говорит -

"У" - сучок, в любом лесу можно встретить букву "У".

Логопед, показывает картинку улитки и говорит -

"У" похожа на улитку,

Домик есть и рожки нитки.

Логопед выставляет картинку с изображением мешочка с буквой "А" и буквами "У".

Логопед. Какая буква лишняя?

Дети. Буква "А".

Логопед. У почему?

Дети. Потому что в мешочке все буквы "У", буква "А" лишняя.

Логопед. К нам в гости пришёл Незнайка и принёс свою тетрадь.

Он тоже писал букву "У". Давайте посмотрим её.

(Логопед выставляет на наборное полотно "тетрадь" Незнайки, с правильно и неправильно написанными буквами "У")

Логопед. Ребята, правильно написал Незнайка букву "У".

Ответы детей.

Логопед по очереди вызывает 3-4 детей, чтобы показать детям правильно написанную букву "У".

Логопед. Теперь Незнайка знает как правильно писать букву "У".

Логопед. Ребята, возьмите коробочку со скрепками и будем учиться выкладывать букву "У".

Одна палочка длинная, другая короткая как сучок. Начинаем выкладывать с короткой палочки слева.

Дети выкладывают "У" из скрепок, логопед проходит по рядам поправляет у кого не получается.

Игра "Волшебный карандаш"

Логопед. Дети, приготовили указательный палец правой руки - это будет ваш волшебный карандаш. Нарисуем в воздухе букву "У".

7. Физкультминутка.

Дети проговаривают стихотворение с имитацией движений.

Утки стайкой улетели.

На полянку тихо сели.

Походили, походили,

Поклевали, поклевали,

К речке быстро побежали,

Плавали, ныряли,

Корм себе искали.

8. Заселяем букву "У"в кассу букв.

Логопед. Внимание! Нужно найти в кассе место буквы "У".

Логопед берёт большую и маленькую буквы, показывает их детям и объясняет где большая и где маленькая буквы.

9. Чтение пройденных букв.

Логопед. Сейчас будем читать.

Первую строчку читают все.

Вторую только девочки.

Третью только мальчики.

Четвертую, те у кого одежда (синего или красного и т. д. цвета)

Далее читаем столбиками по рядам.

А У А У

у а у а

у а у а

а у а у

10. Логопед выставляет картинку. "Дети заблудились в лесу".

Логопед. Что кричат в лесу когда заблудились?

Дети. Ау! Ау!

Логопед. Вот эту песенку мы составим. Послушайте её.

Логопед произносит протяжно Ау! Ау!

Логопед. Какой первый звук?

Дети. "А".

Логопед. Какой второй звук?

Дети. " У".

Логопед выставляет на наборное полотно двух "красных" звуковичков.

Одновременно с логопедом дети выкладывают перед собой два красных квадратика, которые обозначают гласные звуки.

Логопед. Покажите, где звук "А", где звук "У"?

Логопед. Теперь нужно записать.

Логопед вызывает одного ребёнка и он берёт из кассы букв букву "А", подходит к наборному полотну и ставит "А" под первым звуковичком.

Логопед вызывает второго ребёнка, он подходит к кассе букв и берёт букву "У", ставит её под вторым красным квадратиком.

А У

Все дети одновременно достают буквы из индивидуальных касс букв и обозначают буквами гласные звуки.

Логопед ставит на наборное полотно картинку, с изображением плачущего ребёнка.

Логопед. Как плачет малыш?

Дети. А-а-а!

Логопед. А ещё он может так плакать (показывает на картинку).

Давайте прочитаем.

Читают вместе (по указке) Уа-уа!

Логопед (выставляет картинку паровоз). Как гудит паровоз?

Дети читают слитно. У-у-у.

11. Словесная игра "Кто у кого?"

Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением животных и их детёнышей.

Логопед показывает на утку и спрашивает. Кто у кого?

Дети. У утки утята.

У кошки котята.

У лисы лисята.

12. Итог.

Логопед. С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой это звук?

Вспомните слова со звуком "У".

Что ещё мы делали сегодня?

Публикации по теме:

Занятие кружка по чтению с использованием ИКТ «Звук и буква А» для детей 5–6 лет Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить со звуком «А» - гласным звуком.

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У» ЦЕЛЬ: Дать детям понятие о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить навыки четкого произношения звука «У». учить выделять.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию  «Звук и буква У»
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 20:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
22 января. Треугольный день на МААМ

«Треугольник, три угла — посмотрите детвора» — очередной тематический день посвящен этой геометрической фигуре. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить ребенка с...

22 января. День рождения попкорна

В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о полезном лакомстве – попкорне, устроить опыты и эксперименты с ним (благо, «попкорн для микроволновой печки» продаётся в любом магазине)....

Экологическая беседа на тему «Поможем природе» в старшем дошкольном возрасте
Экологическая беседа на тему «Поможем природе» в старшем дошкольном возрасте Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную помощь могут...
Использование игрового стретчинга в структуре НОД образовательной области «Физическое...
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 4" Использование игрового стретчинга в структуре...
Мастер-класс по изготовлению поделки из кругов «Уточка»
Попова Валентина Мастер-класс по изготовлению поделки из кругов "Уточка" Утки относятся к домашним птицам. Они более спокойные, чем куры. Очень милые...