Виктория Кочнова
Конспект НОД по речевому развитию «Звук и буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква "У"
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой "У".
Задачи:
• Уточнить артикуляцию звука "У";
• Дать детям понятие о гласном звуке "У";
• Развивать слуховое внимание;
• Развивать фонематическое восприятие;
• Познакомить с графическим обозначением буквы "У";
• Учить соотносить звук и букву, передавать восклицательную интонацию;
• Обучать звуковому анализу;
• Познакомить с предлогом "У"
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Звук и буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• Развивать графические навыки;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед показывает детям большую и маленькую буквы "А а ".
Логопед. Какая это буква (показывает на большую букву "А")
Дети. Это большая буква "А".
Логопед. А это какая буква (показывает на маленькую букву "а".
Дети. Тоже "а", только маленькая.
2. Артикуляционная гимнастика для губ.
"Трубочка"
"Хоботок"
"Поцелуй"
3. Объявление темы.
Логопед. У меня потерялся звук :
(заранее выставляет карточки с изображением)
ухо, утюг, уточка,улитка, удочка
Логопед называет предметы на карточках, но без первого звука.
Например:. хо,. тюг,. тка.. литка.. дочка.
Логопед. Какой звук потерялся?
Дети. Потерялся звук "У".
Логопед. Он поёт или нет?
Дети. Да, поёт.
Логопед. Тогда это гласный или согласный звук?
Дети. Гласный.
Логопед. Сегодня мы будем изучать звук "У"
4. Развитие фонематического восприятия.
Игра "Чуткие ушки". При ответах детей логопед ведёт счё т 1:0 и т. д.
Логопед. Слушайте внимательно и когда услышите слово со звуком "У", хлопните в ладоши.
Ухо, Ира, утка, астра, уж. осы. аист, улей, удочка, арфа, улица, умный, овцы, ива, усики, иней, утюг, июль, ученик.
5. Развитие слухового внимания.
Логопед. А теперь мы будем играть в другую игру.
Я буду называть пары слов, а вы должны сказать то слово, где есть звук "У". Внимание!
Ухо - нос, улитка - калитка, котёнок - утёнок, утка - индюк, девочка - удочка, умный - сильный, индюк - утюг, удав - вода, компот - удод, котята - утята, удобный - съедобный.
Логопед. какой звук слушали?
Дети. Звук "У".
6. Знакомство с буквой "У".
Логопед показывает на большую букву "У" и говорит: "Это большая буква "У", она пишется в начале предложения и в именах людей".
Логопед. На что похожа буква "У"?
Ответы детей.
Логопед, показывая картинку говорит -
"У" - сучок, в любом лесу можно встретить букву "У".
Логопед, показывает картинку улитки и говорит -
"У" похожа на улитку,
Домик есть и рожки нитки.
Логопед выставляет картинку с изображением мешочка с буквой "А" и буквами "У".
Логопед. Какая буква лишняя?
Дети. Буква "А".
Логопед. У почему?
Дети. Потому что в мешочке все буквы "У", буква "А" лишняя.
Логопед. К нам в гости пришёл Незнайка и принёс свою тетрадь.
Он тоже писал букву "У". Давайте посмотрим её.
(Логопед выставляет на наборное полотно "тетрадь" Незнайки, с правильно и неправильно написанными буквами "У")
Логопед. Ребята, правильно написал Незнайка букву "У".
Ответы детей.
Логопед по очереди вызывает 3-4 детей, чтобы показать детям правильно написанную букву "У".
Логопед. Теперь Незнайка знает как правильно писать букву "У".
Логопед. Ребята, возьмите коробочку со скрепками и будем учиться выкладывать букву "У".
Одна палочка длинная, другая короткая как сучок. Начинаем выкладывать с короткой палочки слева.
Дети выкладывают "У" из скрепок, логопед проходит по рядам поправляет у кого не получается.
Игра "Волшебный карандаш"
Логопед. Дети, приготовили указательный палец правой руки - это будет ваш волшебный карандаш. Нарисуем в воздухе букву "У".
7. Физкультминутка.
Дети проговаривают стихотворение с имитацией движений.
Утки стайкой улетели.
На полянку тихо сели.
Походили, походили,
Поклевали, поклевали,
К речке быстро побежали,
Плавали, ныряли,
Корм себе искали.
8. Заселяем букву "У"в кассу букв.
Логопед. Внимание! Нужно найти в кассе место буквы "У".
Логопед берёт большую и маленькую буквы, показывает их детям и объясняет где большая и где маленькая буквы.
9. Чтение пройденных букв.
Логопед. Сейчас будем читать.
Первую строчку читают все.
Вторую только девочки.
Третью только мальчики.
Четвертую, те у кого одежда (синего или красного и т. д. цвета)
Далее читаем столбиками по рядам.
А У А У
у а у а
у а у а
а у а у
10. Логопед выставляет картинку. "Дети заблудились в лесу".
Логопед. Что кричат в лесу когда заблудились?
Дети. Ау! Ау!
Логопед. Вот эту песенку мы составим. Послушайте её.
Логопед произносит протяжно Ау! Ау!
Логопед. Какой первый звук?
Дети. "А".
Логопед. Какой второй звук?
Дети. " У".
Логопед выставляет на наборное полотно двух "красных" звуковичков.
Одновременно с логопедом дети выкладывают перед собой два красных квадратика, которые обозначают гласные звуки.
Логопед. Покажите, где звук "А", где звук "У"?
Логопед. Теперь нужно записать.
Логопед вызывает одного ребёнка и он берёт из кассы букв букву "А", подходит к наборному полотну и ставит "А" под первым звуковичком.
Логопед вызывает второго ребёнка, он подходит к кассе букв и берёт букву "У", ставит её под вторым красным квадратиком.
А У
Все дети одновременно достают буквы из индивидуальных касс букв и обозначают буквами гласные звуки.
Логопед ставит на наборное полотно картинку, с изображением плачущего ребёнка.
Логопед. Как плачет малыш?
Дети. А-а-а!
Логопед. А ещё он может так плакать (показывает на картинку).
Давайте прочитаем.
Читают вместе (по указке) Уа-уа!
Логопед (выставляет картинку паровоз). Как гудит паровоз?
Дети читают слитно. У-у-у.
11. Словесная игра "Кто у кого?"
Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением животных и их детёнышей.
Логопед показывает на утку и спрашивает. Кто у кого?
Дети. У утки утята.
У кошки котята.
У лисы лисята.
12. Итог.
Логопед. С каким звуком мы сегодня познакомились?
Какой это звук?
Вспомните слова со звуком "У".
Что ещё мы делали сегодня?