Майя Кулемзина
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по речевому развитию
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в зимний лес»
Составители:
воспитатель Кулемзина Майя Ивановна
г. Козельск
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Формировать умение связно и последовательно составлять описательный рассказ, давать полные ответы на вопросы, обогащать словарный запас детей.
Развивающие :
Совершенствовать навыки звукового анализа слова и словообразования. Способствовать активизации мыслительной деятельности, развитию тактильных ощущений, мелкой и общей моторики, умения согласовывать речь с движением.
Закреплять умение детей различать на слух гласные и согласные звуки, характеризовать звуки. Делить слово на слоги, определять количество слогов в слове.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к природе, любознательность, доброжелательность.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций картин и иллюстраций о лесе и животных. Проведение бесед о зимних явлениях, о том как животные к зиме готовятся, как зимуют. Чтение художественной литературы о животных. Рисование зимнего леса, диких животных. Целевая прогулка в парковую зону.
Материал и оборудование:
Мольберт, маски животных, шаблоны животных, цветной песок, мультимедиа, ноутбук, презентация «Путешествие в зимний лес»
Активизация словаря:
Морозная, холодная, снежная, ветреная, морозная свежесть, хвоя, снег, пушистый, волчий, лисий, заячий, беличий.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся
Воспитатель: Ребята, давайте соберемся все в кружок.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами на весь оставшийся день было хорошее настроение.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришла письмо (обращает внимание на интерактивную доску). Это необычное письмо. Интересно от кого это письмо?
Голос: Здравствуйте, ребята. Я хочу предложить вам совершить чудесное путешествие. А чтобы узнать, куда вы отправитесь, нужно отгадать загадку. Послушайте ее:
Вот опять пришла зима,
Снег укутал все дома.
Есть у нас надежный друг,
Он протянет сотни рук.
Там шумят дубы и клены,
Бывает летом он зеленый.
Всегда полон он чудес.
Как зовется друг наш?.
Дети: Лес.
Голос: Посмотрите, как красиво сейчас в лесу. Приходите, вас много интересного ждет. А идти вам надо будет по тропинке.
Воспитатель: Ребята, принимаем приглашение? Тогда пора собираться в путь. Зимой и в настоящем, и в сказочном лесу очень холодно. Нужно, ребята, одеться тепло, чтобы не замерзнуть.
Тактильная игра – массаж «Собираемся на прогулку»
Дети имитируют движения:
- «надеваем» брюки, носочки (легкое поглаживание ног);
- «надеваем» кофты, свитера (поглаживание руками рук, живота);
- «застегиваем» пуговицы (точечные движения от шеи до живота»;
- «надеваем» сапожки на ножки (поглаживание ног от пальцев до колена);
- «надеваем» шапки, шарфики (поглаживание головы);
- «надеваем» варежки (поглаживание кистей рук).
Воспитатель:Все оделись? Ничего незабыли? Пора отправляться в сказочное путешествие! Нас ожидает настоящая зимняя сказка! Ну что ж, в путь!
Тропинка, тропинка,
Ты нас проведи,
Пойдем за тобою,
А ты впереди.
Шли мы из детсада,
Шли мы просто так,
Прямо и направо,
А потом назад,
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Воспитатель: Вот мы и попали в лес. Давайте негромко с нимпоздороваемся.
Здравствуй лес,
Дремучий лес, полный сказок и чудес!
Здороваются.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Сейчас зима)
- Значит, мы попали в какой лес? (Мы попали в зимний лес)
- А кто назовет зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль)
- А кто знает приметы зимы?
• Обильные снегопады в начале зимы — к сильным дождям в начале лета
• Теплая зима — к холодному лету
• Сухая и холодная зима — к сухому и жаркому лету
• Снежная зима — к затяжной весне и дождливому лету
- Зима – это чудесное время года, но в то же время зима бывает разной. Как можно сказать, какая погода, если на улице мороз? (Морозная)
- Если холод? (Холодная)
- Если идет снег? (Снежная)
- Если дует ветер? (Ветреная)
Воспитатель:Мы попали с вами в самый настоящий зимний лес. Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, задержали дыхание, выдох через рот, и еще раз.
Как чудесно в зимнем лесу, правда? Чем пахнет зимний лес? (Морозной свежестью, хвоей, снегом)
Воспитатель: Сейчас в лесу лежит снег. Обратите внимание на снег. Какого он цвета? Какой он? (Белый, пушистый, сверкает на солнце)
- Если морозная погода, снег какой? (Снег рассыпчатый, не липкий. Если подбросить, то разлетается)
- А если погода теплая? (Снег подтаивает и из него можно лепить)
- Про снег говорят так: «Одеяло бело, всю землю одело» Почему снег называют одеялом? (Снег не пропускает сильный мороз. Если снега будет мало, то деревья, кусты могут погибнуть)
Воспитатель: Да, чем больше снега, тем теплее земле и деревьям. Поэтому Зимушка-зима заботливо укрывает всю землю снежным одеялом.
Воспитатель: Посмотрите, ребята внимательно, в этом лесу совсем не видно животных?
Голос: Чтобы животных увидать, надо ребусы про них отгадать. А потом про животных составить рассказ.
загадки-ребусы
Воспитатель: Молодцы с ребусами вы справились. А сейчас надо составить описательный рассказ о животных.
Дети:(составляют рассказы по картинам).
Заяц. Заяц маленький и ловкий. Он имеет удлиненное тело, длинные уши. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шубка у зайчика мягкая, теплая. Она имеет разные оттенки коричневого, бурого, рыжего и серого цветов. Зимой она меняет цвет на белый, что помогает зайцам маскироваться. Питаются зайцы травянистыми растениями, овощами, ягодами, а зимой корой деревьев.
Волк. Волк -лесной житель, крупного размера, очень похож на собаку. Шерсть у волка серого цвета, хвост опущен вниз. У волка сильные ноги, он быстро бегает. Зимой волки собираются в стаи, а летом распадаются на пары.
Волки-санитары леса, они питаются и больными и здоровыми животными.
ЛисаЛиса -очень красивое животное. У нее мягкая пушистая шерстка, рыжего цвета. Лапы черные, а грудь белая. Зимой шерсть лисы становится гуще и теплее. Тело у лисы стройной и изящное, средних размеров. Хвост у лисы очень красивый, пушистый, длинный с белым кончиком. Лиса хитрый, осторожный и сообразительный зверь.
Белка: Это белка. Она маленькая, с ладошку. У белки большой, пушистый хвост, лапки с коготками, ушки с кисточками. Летом белка рыжая, а зимой – серая. Белка живет в дупле, на дереве. Она грызет орехи, ест грибы, шелушит шишки.
Голос: Молодцы, ребята. Вы справились с моим заданием. Идите дальше по тропинке.
Воспитатель: Ребята, идем дальше.
Тропинка, тропинка,
Ты нас проведи,
Пойдем за тобою,
А ты впереди.
Воспитатель: Ребятишки мои, посмотрите. И что это за табличка, кто сможет прочитать?
Дети. (читают) Школа.
Выходит Зимушка – зима
Зима: Здравствуйте, ребятки. Вы откликнулись на мое приглашение в лес и справились с моим заданием. Вы попали в лесную школу. Здесь учатся зверята –детёныши лесных жителей. Назовите их?
Дети: Это зайчата, лисята, волчата, медвежата.
Зима: Молодцы. А вам интересно в лесной школе поучиться? Не хотите ли вы в лесных зверей превратиться?
Дети: Хотим!
Зима: По моим словам вы будете превращаться в зверят.
Девочки и мальчики
Вокруг себя повернись,
В лесных зверят превратись.
Дети вертятся, превращаются в лесных зверят надевают их маски, рассаживаются на скамейку.
Звонит колокольчик.
Зима: Начинаем урок. «Урок родного языка»
Звуковой анализ слова (ли-са)
Зима: Ребята прочитайте слово которое написано на доске.
Дети: (Лиса)
Зима:Давайте посчитаем сколько в этом слове слогов?Давайте мы их обозначим хлопками.
Дети: (два слога)
Зима: А сейчас составим звуковую схему этого слова.
Охарактеризуйте первый звук (В слове лиса первый звук Ль – согласный, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета, звук Ль - звонкий)
Второй звук (В слове лиса второй звук И – гласный, обозначаем фишкой красного цвета)
Третий звук (В слове лиса третий звук С – согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета, глухой)
Четвертый звук (В слове лиса последний звук А – гласный, обозначаем фишкой красного цвета)
Зима: Ребята давайте с вами составим предложение со словом лиса.
(Дети составляют предложение с заданным словом)
Зима: Молодцы ребята. Это урок окончен.
Звонит колокольчик.
Зима: А сейчас мы с вами немного поиграем
«Звериная зарядка»
Раз – присядка, Присесть,
Два – прыжок. Подпрыгнуть
Это заячья зарядка. Ладошки на голову – ушки на макушку.
А лисята как проснутся, Кулачками потереть глаза.
Любят долго потянутся. Потягивание с отворотом рук.
Обязательно зевнуть, Зевнуть, перекрывая рот ладонью.
Ну и хвостиком вильнуть. Движение бёдрами со стороны в сторону.
А волчата – спинку выгнуть Прогнуться в спине (вперёд)
И легонечко подпрыгнуть. Лёгкий прыжок вверх.
Ну а мишка косолапый, Руки согнуты в локтях,
Широко расставляя лапы: Ноги на ширине плеч.
То одну, то обе вместе. Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте. Раскачивание туловищем из стороны в
сторону.
А кому зарядки мало – Развести руки в стороны на уровне пояса
ладонями вверх
Начинает всё сначала!
Дети сели на скамейки.
Зима: Начинаем следующий урок.
«Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца –хвост белки, у волка- хвост лисы, у лисы –хвост волка, у белки – хвост зайца. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост белки? Помогите зверям найти свои хвосты.»
Игра «Чей хвост»
Дети называют хвост, который появляется на слайде и говорят чей это хвост.
Зима: Чей хвост?
Дети :Беличий - рыжий, пушистый.
Лисий-рыжий, пушистый, с белым кончиком.
Волчий-серый, длинный.
Заячий – маленький, пушистый.
Зима: Теперь все звери нашли свои хвосты. А я вам предлагаю угадать животного по следу. (На слайде появляется след, дети определяют какое животное оставило этот след).
Игра «Чей след»
Зима: А на этом и этот урок окончен.
Звонит колокольчик.
Зима: Молодцы зверятки, наши уроки окончены, а теперь по моим словам вы обратно превратитесь в детей.
Лесные зверюшки,
Вокруг себя повернись,
В девочек и мальчиков превратись.
(Дети снимают маски).
Зима:У меня для вас подарок. Я предлагаю унести вам из леса силуэт лесного животного, который вы сделаете своими руками.
Воспитатель: Спасибо, Зимушка-зима.
Зима уходит.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Но прежде давайте попрощаемся с лесом.
Дети: До свиданья, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Воспитатель: Возвращаться будем той же тропинкой.
Тропинка, тропинка,
Ты нас проведи,
Пойдем за тобою,
А ты впереди.
Шли мы из леса,
Шли мы просто так,
Прямо и направо,
А потом назад,
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие в зимний лес подошло к концу.
Вот мы с вами в нашем детском саду. После путешествия в лес давайте разденемся, а то нам с вами будет жарко в саду.
Тактильная игра-массаж «Возвращаемся с прогулки»
Дети имитируют движения:
- «снимаем» варежки (поглаживание кистей рук);
- «снимаем» шапки, шарфики (поглаживание головы);
- «снимаем» сапожки с ножек (поглаживание ног от пальцев до колена);
- «расстегиваем» пуговицы (точечные движения от шеи до живота);
- «снимаем» кофты, свитера (поглаживание руками рук, живота);
- «снимаем» брюки, носочки, «одевают» шорты (легкое поглаживание ног).
Воспитатель: Ребята, вы сегодня поучились в лесной школе и получили подарок от Зимушки-зимы. Я предлагаю вам сейчас украсить силуэт животного цветным песком. Пройдите за столы. А прежде чем приступить к работе давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Это -зайчонок, Это — бельчонок,Это — лисенок, это — волчонок.
(Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок. Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Вращать большим пальцем)
Воспитатель: Мы побывали в сказочном зимнем лесу.
- Какие задания мы с вами выполняли?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что было трудного?
- Как вы думаете, кто сегодня работал лучше всех?
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы сегодня очень старались, работали с желанием. Работы получились очень аккуратные и ваши звери вышли как живые.
Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку (улыбаются). А нашим гостям скажем до свидания!
Дети вместе с педагогом прощаются с гостями и уходят.