Анджела Рахматулина
Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»
▼ Скачать + Заказать документы
Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
Возрастная группа : подготовительная
Конспект занятия в подготовительной группе по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»
Цель: формирование понятия эмоциональное состояние окружающих и учитывать это в общении средств, способствовать установлению взаимоотношений, влияющих на становление личности ребёнка, определяющих его поведение в обществе сверстников.
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию „О дружбе и друзьях“» размещена в разделах
- учить ценить дружеские отношения, строить их на желании помочь, доставить радость;
-закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека;
- расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу;
Развивающие задачи:
- формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, общению в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;
- учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
-закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление;
- учить связывать значения пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией, активизировать мыслительную и речевую деятельность, используя проблемную ситуацию;
Воспитательные задачи :
- научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков;
- воспитывать взаимоотношения доброжелательности и уважения друг к другу;
Виды деятельности: игровая, познавательная
Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации видов деятельности: решение проблемных ситуаций
Интеграция: познание, коммуникация, социализация.
Методические приё мы: проблемные ситуации, рассказ воспитателя, вопросы, ответы
Предварительная работа: чтение художественной литературы на нравственные темы, разучивание стихов, пословиц о дружбе.
Оборудование и материалы: книжная выставка по теме, все для рисования, иллюстрации по теме.
Ход занятия.
Воспитатель : – Ребята, скажите мне, что такое дружба? Как вы это понимаете? (ответы детей). А кто такой друг? (Дети высказывают свое мнение). Правильно друг- это близкий человек, с которым интересно, который всегда поможет, защитит, поддержит. Дружба бывает и между детьми, и между взрослыми. Очень плохо, когда нет друга. Скажите, у кого из вас есть друг? А какой главный секрет дружбы? (ответы детей).
- Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?
- Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя)
Рассказы детей.
Воспитатель : Молодцы ребята, вы правильно рассказали о своих друзьях и как нужно дружить. Тот кто умеет дружить, тот всегда заботится о своем товарище и старается сделать для них что- нибудь хорошее.
Воспитатель : О дружбе есть много пословиц, послушайте внимательно, я начну, а вы продолжите:
1. Человек без друзей …/ что дерево без корней/.
2. Друг познается… / в несчастье /.
3. Крепкую дружбу…/ и топором не разрубишь/.
4. За дружбу…/ дружбой платят/.
5. Дружба не гриб…/ в лесу не найдешь/.
6. Дружба - самое …. /дорогое сокровище/.
7. Сам пропадай…/ а товарища выручай/.
Воспитатель : – А как вы думаете, что помогает, а что мешает дружбе?
Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, внимание, сопереживание, забота, вежливость.
Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, ссоры.
Воспитатель : - Чтобы ничего не мешало нашей дружбе, давайте поиграем в игру.
Игра «Комплименты»
Цель. Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.
Описание игры. Дети становятся в круг. Взрослый спрашивает, знают ли они что такое комплименты (приятные слова, которыми люди радуют друг друга). Взрослый предлагает, передавая мячик по кругу, говорить комплименты тому, кто его получает. В ответ на комплимент в свой адрес ребё нок должен обязательно говорить: «Спасибо, очень приятно!». Начать, разумеется, должен взрослый. Он первым передаёт мячик соседу и говорит, например: «Соня, какие у тебя сегодня красивые бантики!»
Обязательное условие – смотреть в глаза тому, с кем в данный момент говоришь.
Воспитатель : Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
Я иду, и ты идешь— раз, два, три.
(шаг на месте)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три.
(стоя, дирижируем 2-мя руками)
Мы идем и мы поем — раз, два, три.
(шаг на месте)
Очень дружно мы живем — раз, два, три.
(хлопаем руками)
Воспитатель показывает детям сюжетные картинки «Хороший ли ты друг»
Посмотрите на картинки и скажите, какие ребята изображены - дружные или нет? Почему?
На этих картинках –дружные, потому что, помогают друг другу: нести сумку, поднимают упавшую девочку, вместе играют, вместе трудятся, помогают малышам. Какими их можно назвать? Добрыми, дружными, заботливыми, доброжелательными.
Что значит быть доброжелательным?
-Это значит всем желать добра.
Как другие узнают, что ты человек, желающий добра?
-Надо не вредничать, не жадничать, никого не обижать.
Воспитатель :- А сейчас давайте вспомним- кто такой «Настоящий друг»
- тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту;
- тот, кто помогает бескорыстно;
- тот, на к ого можно положиться;
- тот, кто не бросит в беде;
- тот, кто умеет хранить тайны.
Воспитатель : А как сохранить дружбу? (Ответы детей).
-А я думаю, чтобы сохранить дружбу, надо:
- При возникновении конфликтных ситуаций старайтесь решать их совместно.
- Для человека много значит его имя: клички и обидные прозвища не лучший способ поддерживать дружбу.
- Если вы хотите, чтобы вас понимали, объясняйте.
- Выражайте свои чувства открыто, но старайтесь избегать оценок. Не старайтесь все слова и поступки человека оценивать только как «хорошие» и «плохие».
Воспитатель :- Ребята, давайте все вместе придумаем правила дружбы, которые мы использовать в нашей группе и постараемся их не нарушать. «Правила дружбы»
- уступать друг другу;
- быть вежливым;
- быть внимательным;
- помогать друг другу;
- не злиться и не ссориться;
- не обижать друга понапрасну;
- уметь просить прощение.
Воспитатель :- Я хочу прочесть вам небольшое стихотворение о настоящем друге, послушайте внимательно и скажите можно это стихотворение применить к вам или к вашим друзьям?
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Воспитатель : Ребята, когда у человека много друзей какое у него настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель : А у вас какое настроение?
Дети: Веселое, радостное, прекрасное!
Рефлексия: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками.
Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами.
Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Старайтесь и стремитесь к тому,чтобы у вас были добрые, верные друзья, которые будут спешить к вам на помощь.
Релаксационная пауза. - Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Воспитатель : - Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей.
Воспитатель : Заканчивая наше занятие, хочу сказать, что дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживаний. От друга мы ждем верности, у друга ищем поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. Дорожите дружбой и друзьями!