людмила тулякова
Конспект НОД по экологии «Думиничский край — родной и любимый»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- формирование понятия о том, что лес – богатство Думиничского района;.
- способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
Задачи:
Обучающие: сформировать представление детей о значении леса в природе и в жизни каждого человека, о необходимости бережного отношения к лесным богатствам.
Развивающие: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, расширять словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений, воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к лесу.
Публикация «Конспект НОД по экологии „Думиничский край — родной и любимый“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: экскурсия в лес - рассматривание лиственных и хвойных лесов; чтение художественной литературы о лесе; сбор природного материала; беседа о правилах поведения в лесу.
Оборудование и материалы: макеты деревьев и листья к подвижной игре «С какого дерева листочек», плакаты «Правила поведения в лесу», иллюстрации «Для чего нам нужен лес», ведерки, совочки, мешки для мусора, перчатки, деревья, муравейник, презентация «Берегите лес», звукозапись пения птиц, пеньки деревьев.
Словарная работа: хвоя, хвойный лес, лиственный лес.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход Нод:
I. Организационный момент «Подари улыбку»
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
II. Основная часть: постановка проблемы:
- Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка. Что же на ней написано? Кому она адресовано? Вам интересно узнать? (да)
Читаю: ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА» П. ДУМИНИЧИ, СТАРШАЯ ГРУППА «ВИШЕНКИ».
- Как нам узнать, что здесь внутри? (открыть) – Может кто-то хочет мне помочь? (ребёнок открывает и достаёт карту Думиничского района)
- Что это? (карта) Вы случайно не знаете что это за карта? (ответы)
- Да, это карта нашей малой Родины.
- А как называется наш посёлок? (Думиничи) Значит это карта Думиничского района.
- Обратите внимание на карту и скажите, какого цвета вы на ней видите больше всего? (зеленого) – А что обычно изображают зелёным цветом на картах? (ответы)
- Да, я с вами согласна. Зелёным цветом на картах изображают леса. Значит наш Думиничский район чем богат? (лесами)
- Действительно- лес одно из главных богатств нашего края. Он занимает большую часть территории Думиничского района. Наш посёлок со всех сторон окружен лесами. (слайд 1)
Лес-наше богатство и золото наше!
Разные звери,лечебные травы
Там много птиц и ягод полно,
Воздух свежий и дышать легко.
- Ребята, скажите, вы знаете, что такое лес? (ответы)
- Правильно в лесу много деревьев, они стоят близко друг к другу. Лес- это дом для деревьев, кустарников, птиц, зверей и насекомых. (слайд 2)
- Ребята, какие деревья растут в наших Думиничских лесах? (клён, тополь, берёза, дуб, сосна, ель).
- Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дубы,клёны? (лиственный)
-Почему он так называется? (слайд 3)
- А как называется лес, где растут только ели или сосны? (хвойный) – Почему он так называется? (слайд 4)
У нас в районе какие есть леса? (ответы) Правильно, есть и лиственные и хвойные леса.
Игра «С какого дерева листочек»
Сегодня мы поговорим о значении леса в жизни человека и о бережном отношении к нему.
- И сейчас я хочу пойти на прогулку в наш лес. – Вы желаете? (ответы)
-Мне, кажется, что перед прогулкой в лес мы должны что-то вспомнить? Как вы думаете что? (ответы)
- Конечно, это правила поведения в лесу.
Игра «Правила поведения в лесу» (с показом плакатов)
1. Не разоряй муравейники.
2. Не трогай птичьи гнёзда.
3. Не лови диких животных и не уноси их домой.
4. Не ломай ветки деревьев.
5. Не руби деревьев.
6. Не шуми.
7. Не жги костры.
8. Не рви охапки цветов.
- Вот теперь мы готовы к путешествию в наш Думиничский лес. И пойдём мы по тропинке, чтобы не топтать траву.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал. (запись пения птиц)
- Это мы.
Вот мы и пришли на полянку. Посмотрите, как красиво на этой осенней лесной полянке. Вы уже говорили, что лес это дом для животных. Но и человек не может обойтись без леса. Человеку без леса плохо придётся.
Предлагаю поиграть в игру «Для чего нам нужен лес». Показываю карточки, а дети объясняют для чего человеку лес:
- лес даёт кислород;
- лес-аптека;
- лес даёт древесину;
- лес-место отдыха;
- лес одаривает ягодами, грибами, орехами.
Чтобы этого всего не лишиться надо беречь лес.
- А теперь нам пора идти дальше. И пока идё м поиграем в игру:
Ветер лесные деревья качает,
Яркие бабочки всюду порхают,
Скачут по веткам белка с бельчонком,
Ходят по лесу медведь с медвежонком,
Ест землянику в лесу детвора,
Вот и закончилась наша игра.
- И мы вышли ещё на одну полянку.
- Посмотрите, что случилось на этой полянке? (ответы) На поляне стоят одни пни от деревьев. Здесь кто-то вырубил все деревья. – Как вы думаете так можно поступать? (нет)
Дети: «Это наносит большой вред лесу, животным, птицам, которые там жили. В таком лесу не услышишь пения птиц. И понадобится много времени, чтобы на этом месте появился новый лес». (слайд 5)
Психогимнастический этюд.
Предлагаю вам на минутку превратиться в лес. (звучит мелодия) Мальчики будут деревьями, девочки - лесные звери. Сейчас вам весело, ярко светит солнышко, свежий воздух, кругом красивые деревья, деревья радуются чистоте в лесу, никто им не приносит вреда, звери играют среди деревьев. Какое у вас сейчас настроение? (радостное, весёлое) Вдруг в лес приехали трактора (звук трактора, а в них лесорубы, они начинают спиливать деревья (звук пилы, деревьям становится больно, покажите как им больно, а зверям страшно, покажите. Какие чувства вы испытываете? (чувство страха, грусти, боли, опасности).
-На минутку вы превратились в лес, скажите, что вам больше понравилось, когда была радостная и весёлая атмосфера или когда вы испытывали чувство страха и боли?
- Вот,ребята, лесу и в целом всей природе становится также страшно, когда человек её не бережёт.
- Лесу нужно помогать, сажать новые деревья, а вырубать можно только больные или сухие деревья. (слайд 6)
Предлагаю детям идти дальше:
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.
На поляне мусор и непотушенный костёр.
- Как вы думаете, что здесь произошло? (ответы) Здесь отдыхали люди, но не убрали за собой мусор и не потушили костёр.
- Какую опасность может принести лесу не потушенный костёр? (ответы)
- Самый страшный враг леса- это пожар. (слайд 7) Он уничтожает все деревья, всё живое в лесу, выжигает всю почву. Лес очень долго восстанавливается после этого бедствия.
- А кто знает, как можно самостоятельно потушить огонь, если он не большой? (затоптать, залить водой, засыпать землёй). Только всё делать со взрослыми.
- Поможем лесу- затушим костёр? (дети «заливают» костёр из ведёрок)
- А что мы будем делать с этим? (показываю на мусор) Дети предлагают собрать мусор в пакеты.
- Что мы можем сказать всем отдыхающим в лесу, чтобы не засорять лес? (убирать за собой мусор)
На лесных полянках, заваленных мусором, не растут растения, не живут животные. Они не могут существовать, где всё загрязнено. (слайд 8)
Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения. Мы должны беречь и любить большой, могучий лес.
Ребё нок рассказывает стихотворение:
Будем лес любить, оберегать,
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки
Чтобы сохранилось всё навеки!
- За то, что вы сегодня помогли лесу (убрали мусор, потушили костёр) я хочу вас наградить медалями «Защитник леса».
- А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
- И нам пора возвращаться обратно в детский сад:
Мы к нашему детскому саду вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
III. Рефлексия:
- Ребята, скажите, что сегодня вы узнали?
- Чему вы научились во время путешествия в лес?
- Что особенно интересно вам было в нашем путешествии?
- А о чём бы вы хотели рассказать сегодня дома?
Путешествие окончено.