Лучший педагог года

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» на тему «Филимоновские игрушки»

Наталья Холодова
Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» на тему «Филимоновские игрушки»

Конспект НОД «Познавательное развитие» на тему : «Филимоновские игрушки» для детей среднего дошкольного возраста

«Филимоновская игрушка»

Воспитатель: Холодова Наталья Александровна

Цель:

Закрепление знаний о филимоновской росписи посредством игровой, изобразительной, художественной деятельности.

Задачи:

Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке

Публикация «Конспект НОД в ОО „Познавательное развитие“ на тему „Филимоновские игрушки“» размещена в разделах

Учить рисовать кисточкой узоры, полоски, елочки

Развивать интерес к филимоновсим игрушкам

Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы

Воспитывать интерес к народному искусству.

Средства:

Наглядные: иллюстрации на тему «Филимоновская игрушка», филимоновская игрушка (свистульки, барышни,).

Мультимедийные: презентация «Филимоновская игрушка».

Оборудование: интерьер избы, фигурки филимоновских игрушек, кисти, гуашевые краски, баночки с водой, мольберт, костюмы для детей и педагогов. сувениры для детей, образцы узоров народных промыслов на магнитной основе.

Предварительная работа: беседа «Знакомство с филимоновской игрушкой» для детей 4-5 лет, занятие по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» с детьми 4-5 лет

Интеграция образовательных областей:

o Познавательное развитие.

o Речевое развитие.

o Художественно-эстетическое развитие.

o Социально-коммуникативное развитие.

Ход мероприятия:

(под музыку в доме на лавке сидит Арина и вяжет).

Арина (взрослый) :

Здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас в добром здравии.

Зовут меня тетушка Арина. Видите, сижу не просто так, а делом занимаюсь – вяжу. Совсем как моя бабушка бывало. Только по одной редко сидели. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией. На людях-то и веселее, да и не задремлешь. Да и стыдно было перед своими подругами свою работу делать плохо, кое-как. (Стук в дверь). Ой, стучат. Я же говорю – не сидели по одной. Ну, входите!

Дети входят в зал

Ребенок 1. Здравствуйте, тетушка Арина!

Т. Арина. Здравствуйте, ребята дорогие, проходите, милости просим!

Ребенок 2. Мы к тебе не с пустыми руками пришли. Мы подарок принесли. Эту игрушку купили мы на ярмарке в городе Туле.

Один из детей дарит с поклоном филимоновскую свистульку, та берет её в руки и под музыку проходит перед всеми, показывая.

Т. Арина. Вот спасибо вам. Знакома мне эта игрушка. Филимоновские мастера такие делают.

Ребенок 1. Слышали мы о таком городе, и сегодня пришли сюда, к тебе, чтобы побольше узнать о нём.

Ребенок 2. Вот, послушай какие мы стихи приготовили.

Слайд 1 (показ слайда с домом)

1 ребё нок:

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

Слайд 2. (показ слайда с филимоновскими игрушками)

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Слайд 3.(слайд с филимоновсими игрушками – корова, медведь)

2 ребё нок:

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Слайд 4. (филимоновские игрушки птицы, брышни, солдаты)

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

т. Арина. Ой, спасибо, ребята, очень мне ваши стихи понравились.

Ребенок 1. Ой, какой красивый у вас, сундук. Что же там лежит? Или это секрет?

т. Арина. Да нет здесь никакого секрета. Если вам интересно, я покажу, что у меня в сундуке лежит.

Достает книгу из сундука.

Арина: Эта книга – не простая, а волшебная. О чем ее попросишь, о том она и расскажет. Давайте попросим, чтоб она рассказала нам о филимоновских игрушках, которые лепят в селе Филимоново Одоевского района Тульской области.

«Жил-был дед Филимон. Пошел он однажды в лес по грибы, да по ягоды. шёл дед по дороге, шел он шел. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина.

Звучит музыка появляется Глина.

Арина: Это, что ещё за чудо?

А взялось-то ты откуда?

Глина:

Я - Филимоновское чудо!

Я – глина – синика.

На земле лежала глина –

На показ цветной наряд,

И как - будто бы манила,

Мастера искала взгляд.

Арина: Зачем ты к нам пожаловала Глина – синика?

Глина: Я мечтаю стать игрушкой,

Развесёлою свистушкой,

Пожалуйста, ребята, помогите,

Ко мне руки приложите,

Филимоновские игрушки слепите.

Да ещё не поленитесь,

Над узором ярким потрудитесь.

Скучно на земле лежать.

Хочу народ я забавлять.

Арина: Поможем, ребята?

Ответы детей: Да. Конечно. С радостью.

Арина: Ребята, возьмитесь за руки, вставайте в хоровод, давайте, поможем нашей гостье стать красивой игрушкой.

Игра с глиной. (во время хоровода у глины появляется поднос с фигкрками)

Глина: Какие замечательные фигурки у вас получились, тетушка Арина, возьми поднос с игрушками, поставь в печь для обжига.

(Передает т. Арине поднос, уносит за занавес)

Вопросы: (слайды 5,6,7 глина – игрушки до обжига – белая филимоновская игрушка).

1. В чем особенность филимоновской глины, чем она отличается от любой другой? (она жирная и пластичная)

2. Что происходит с игрушками при сушке? (она быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, туловище игрушки при этом вытягивается)

3. Что происходит с игрушкой при обжиге? (местная глина после обжига приобретает белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки).

т. Арина. Ой, смотрите, наши игрушки уже можно доставать из печи. Давайте, посмотрим, что же у нас получилось.

Арина: Ну, что глина, нравятся тебе игрушки, которые у нас получились?

Глина: Очень нравятся, но только они белые, а мне бы хотелось стать яркой, разноцветной игрушкой.

Арина: А мы давайте вернемся к нашей волшебной книге и узнаем, что же было дальше.

Вот домишко, дальше – лес,

Полный сказочных чудес.

А в домишке 2 сестрицы

Умелые мастерицы. А вот они и сами к нам пожаловали

Мастерицы: Здравствуйте, гости дорогие!

Арина: Здравствуйте, мастерицы.

1 Мастерица: Пришли мы к Вам в гости, не просто так.

Была дорога наша нелегка.

2 Мастерица: Можем Вас мы научить

Филимоновскую игрушку расписывать.

Арина: Мы очень хотим научиться этому мастерству. Но сначала давайте, поиграем, филимоновский узор угадаем.

Дидактическая игра «Распиши филимоновскую игрушку»

Игра (выбирают узор).

Арина:

Ах, ребята, молодцы!

Вы красавцы, удальцы!

Все узоры Вы узнали,

Ни одного не потеряли.

Слайд 8. (слайды с видами филимоновской росписи и цветовой гаммой)

Основным элементом филимоновской росписи чаще всего выступают полоски (например, у животных часто все тело делают полосатым, иногда их дополняют более сложными узорами.

Традиционными для филимоновской росписи цветами являются красный, желтый и зеленый цвета, причем каждый из них выбран не случайно.

Слайд 9.(цветфилимоновской игрушки и его значение)

Вопрос:

1. Что означает красный цвет? (красный – символ земли, силы духа, огня и красоты).

2. Что означает желтый цвет? (желтый – цвет солнца и воздуха).

3. Что означает зеленый цвет? (зеленый – цвет листвы и возрождения).

Арина: Есть ли желающие научиться росписи филимоновской?

Поскорей себе место выбирайте,

И работу выполняйте, а вы мастерицы, помогите ребятам.

Арина: Вот и закончили расписывать игрушки, давайте посмотрим что у вас получилось.

Мастерица

Что я вижу! Это диво!

Сколько радости вокруг!

Все игрушки так красивы!

Аж захватывает дух!

Мастерица

Посмотри, как хороша

Девица-красавица

Расписной ее наряд

Всем ребятам нравится.

Арина:

Ах, ребята, молодцы!

Показали Вы уменье просто всем на удивленье!

Игрушки у вас получились красивые, нарядные, яркие, полосатые.

Глина: Спасибо, т. Арина, интересную историю поведала нам твоя волшебная книга. Ребята, интересно вам было в гостях? (Да)

Арина: Это вам, ребята, спасибо, что не забываете меня. Ребята, вот мы с вами побывали в селе Филимоново. Из чего делают мастера свои игрушки? Какие узоры мастера используют в своей росписи? Какая игрушка вам больше всего понравилась?

Давайте еще раз посмотрим на нашу глину, какая она может быть разная, какие чудесные превращения с ней произошли:

(глина меняет наряд.)

Сначала глина была черно-синяя, после лепки обжига стала белой игрушкой, а после росписи –яркой, разноцветной, веселой игрушкой. Ребята выбирите из раскрасок игрушку, которая вам понравилась, и раскрасьте ее.

Глина: Какие молодцы, все обо мне узнали, какой я бываю разной. Спасибо вам ребята, я обязательно приду к вам еще в гости.

Дети прощаются, уходят.

Публикации по теме:

«В гости к Солнышку». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: дать детям понятие о значении Солнца для жизни на земле, показать зависимость всех живых организмов от солнечного тепла. Задачи: 1.

Конспект НОД «Весенняя прогулка» в младшей группе в образовательной области «Познавательное развитие»Конспект НОД «Весенняя прогулка» в младшей группе в образовательной области «Познавательное развитие» Конспект НОД «Весенняя прогулка» в младшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие».Интегрированные области: познание,.

«Лучики для солнышка». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие»«Лучики для солнышка». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Программное содержание: учить детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат); учить детей соотносить.

Конспект открытой НОД в ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме «Русский пряник»Конспект открытой НОД в ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме «Русский пряник» Конспект открытой НОД «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Русский пряник» Цель: знакомство детей с историей русского.

Конспект занятия по лепке в младшей группе «Филимоновские игрушки» Цели: знакомство с филимоновской игрушкой; лепка фигурок по мотивам народной пластики. Задачи: познакомить детей с филимоновской игрушкой.

Мастер-класс по изодеятельности «Филимоновские игрушки»Мастер-класс по изодеятельности «Филимоновские игрушки» Цель: - познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно - прикладного искусства, имеющим свою специфику и.

Мастер-класс по рисованию гуашевыми красками «Филимоновские петушки» ко Дню филимоновской игрушки на МAAMМастер-класс по рисованию гуашевыми красками «Филимоновские петушки» ко Дню филимоновской игрушки на МAAM С давних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные.

Образовательная область «Познавательное развитие». Конспект занятия по лепке на тему «День Победы» «Самолет».Образовательная область «Познавательное развитие». Конспект занятия по лепке на тему «День Победы» «Самолет». Программное содержание: 1. Обучающие задачи: - Дать представление о празднике День Победы. - Упражнять детей в создании образа предмета,.

План — программа НОД в области «познавательное развитие» на тему «Взрослые и дети» с детьми младшей группы.План — программа НОД в области «познавательное развитие» на тему «Взрослые и дети» с детьми младшей группы. Идею данного НОД я позаимствовала у В. Н. Волчковой. Занятие было интересное и я решила провести его со своими малышами. Цель: учить детей.

Технологическая карта занятия «Наши любимые игрушки» в ОО «Познавательное развитие» Педагогические цели: закрепить знания детей о местонахождении каждой игрушки; развивать речь, пополнить словарный запас; воспитывать гуманное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» на тему «Филимоновские игрушки»
Опубликовано: 5 марта 2023 в 11:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД