Марина Репина
Конспект НОД «Необыкновенная история осеннего листка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знать жизненный цикл осеннего листа, какое значение опавший лист имеет в жизни животных, какое значение опавший лист имеет для предохранения почвы от замерзания;
- знать, что засушенные листья – прекрасный материал для творчества;
- иметь представление о значении листьев в природе, иметь представление о значении опавших листьев в жизни человека;
- иметь представление о лечебных свойствах некоторых листьев;
Публикация «Конспект НОД „Необыкновенная история осеннего листка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
- уметь задавать вопросы, анализировать, рассуждать, самостоятельно делать выводы, аргументировать свои ответы;
- уметь с помощью эксперимента выявлять свойства осеннего листа.
Материал: Красивая коробка с осенним листом, системный оператор, набор картинок «Сезонное изменение листа», презентация, набор для экспериментирования на каждого ребё нка: тарелочка, лупа, пластиковый стакан, осенние листья, каштаны.
Ход занятия:
Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки, с паучками в серединке,
И высоко от земли пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето.
- А лето, это что?
- Да конечно – это время года.
- А какие времена года вы знаете?
-А если у нас улетело, прошло лето, то какое время года наступило?
А как мы узнаем, что наступила осень? (Ответы детей)
-Да, конечно мы увидим изменения в природе.
3. Актуализация опорных знаний:
- Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас знаете ли вы, какая погода бывает осенью.
Игра "Погода осенью" с мячом. Воспитатель кидает ребёнку мяч и задаёт вопрос. Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопрос.
- А какая бывает погода осенью :
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно - ясная
Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите об осенней погоде.
- А сейчас на стульчики тихо сядут девочки. А теперь ещё тише мальчики.
- Мы с вами сегодня будем исследователями. Я хочу, чтобы вы отгадали, что лежит у меня в коробке? Отгадайте, задавая мне вопросы.
Вопросы задаваемые детьми: -Это живое или не живое?
- Где живет этот предмет?
-Он большой или маленький?
Ответ детей- это листок.
Воспитатель достает и показывает осенний листок.
- Дети, давайте пофантазируем, каким же образом к нам попал этот листок?
Примерные ответы детей: прилетел, подняли на улице, приклеился к подошве, дверь была открыта и ветерок занес.
- Я согласна, что это сделал ветерок. Это ветерок прошелестел нам, что листок на первый взгляд кажется таким обыкновенным. На самом деле он может рассказать нам о себе много интересного.
- Скажите мне, где живут осенние листья? (слайд)
- Какие бывают осенние листочки (слайд)
Примерный рассказ: листочки бывают разные – зеленые, желтые, красные. По форме – круглые, овальные.
По размеру – большие и маленькие. Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их не было, то листочек бы рассыпался. Края у листочка могут быть ровные или с зубчиками.
- Как листочек появился на свет? Подберите карточку. Правильно- это веточка с почками.
- Конечно же он превратится в лист коричневого цвета.
- Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется. У меня есть картинки, где отображена вся жизнь листка. Давайте эти карточки расставим в нужной последовательности. (Дети по очереди выходят к доске и по порядку расставляют картинки – ветка с почками, ветка с молодыми зелеными листочками, большой зеленый лист, желтый лист, коричневый лист).
- Молодцы, вы правильно расположили картинки, а теперь давайте поиграем с нашими листочками.
Физминутка «Осенние листочки».
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение (можно под музыку)
Мы, листики осенние, на веточках сидели, ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).
-Молодцы! А теперь давайте соберём наши красивые листочки в букет и поставим в нашу вазу
Сюрпризный момент: воспитатель вносит в группу письмо - схему.
- Ребята, мы сможем прочитать такое письмо? Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Для этого нам потребуется набор оборудования для экспериментирования.
Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок?
Ответы детей: кружится, летит, падает.
-Что будет делать наш листок, если опустить его в стакан с водой?
Ответы детей: он плавает.
- Возьмите на одну ладошку лист, на другую – каштан. Затем подуйте сильно, сначала на каштан, а затем на лист. Что произошло?
Ответы детей: Лист полетел, а каштан остался на ладошке. Значит каштан тяжелый, а лист – легкий.
-Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло?
Ответы детей: лист сломался.
Воспитатель предлагает всем ребятам вместе расшифровать наше письмо – схему. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).
- И так наш листок, как птица, что делает?
Ответы детей – летает.
- Наш листок как рыба, что делает?
Ответы детей - плавает.
- Наш листок как перо, какое оно?
Ответы детей- легкое.
-Наш листок как елочная игрушка, какое оно?
Ответы детей – хрупкое.
- Молодцы! Расшифровали письмо – схему.
- Листья падают на землю и накрывают ее как одеялом. А под одеялом из листьев прячутся- насекомые, ужи, ежи. Здесь они спят всю зиму.
- Листья могут служить прекрасным материалом для художника. Из красивых листьев можно сделать красивые поделки.
- Тропическая лягушка – квакша строит убежище для своего будущего потомства. В «кулечек» из листьев лягушка откладывает икру. Птицы делают из листьев гнезда. Для этого они сворачивают лист и сшивают его травинкой. Африканцы делают крыши из сухих листьев.
- Листья – корм для разных животных: от гусеницы, до слона. Человек употребляет в пищу листья некоторых растений – капуста, салат, лавровый лист.
- А сейчас давайте ответим на главный вопрос, где не надо убирать опавшую листву?
Ответы детей: В лесу, в саду, в огороде.
-А где необходимо ее убирать?
Ответы детей: На тротуаре, на проезжей части.
- Вот сколько интересного мы узнали благодаря обыкновенному осеннему листку, случайно залетевшему в нашу группу.
- На следующем занятии мы с вами будем учиться рисовать отпечатками осенних листьев.