Тамара Тютина
Конспект НОД «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Закрепить знания детей о состояние воды. Сформировать у детей понятие круговорот воды в природе, помочь увидеть насколько сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды. Показать как загрязняющие вещества со свалке, проникают в почву и как долг она остается загрязненной. Сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке. Развивать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности. Воспитывать желание охранять и оберегать природу.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Темочки
Материалы: глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, пластиковый контейнер пластиковая трубочка, пластиковая прищепка, кипятильник, 2 стеклянной бутылки, лед или снег, песок, пипетка, шприц, лейка с водой, чернила, подставка под емкость, штатив.
Предварительная работа: наблюдение за облаками, дождем, состоянием природы после дождя. Чтение художественной литературы о воде. Прослушивание музыкальных произведений. Дидактическая игра «Путешествие капельки»
Активизация словаря: источник, артезианская скважена
Ход занятия
Рассмотреть глобус, объяснить, что это модель нашей Земли, нашего общего дома.
Какую форму имеет глобус?
Дети: Круглую.
Что обозначает на глобусе желтый цвет?
Дети: Суша.
Что обозначает на глобусе голубой цвет?
Дети: Вода.
Найдите океаны, моря?
Какая вода в море и океане?
Дети: Соленая.
Покажите реки и озера?
Какая вода в реках и озерах?
Дети В реках и озерах вода без вкуса. Она называется пресной.
На глобусе есть участки белого цвета. Это тоже вода, но особенная. Белым цветом на глобусе обозначены льды и снега, которые никогда не тают.
Что образует вода?
Дети: Озера, реки, пруды, моря, океаны.
Подумайте, откуда берется вода в кране?
Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается.
Дети: Вода в кране из реки, из подземного озера.
Чего на глобусе больше воды или суши?
Дети: Воды.
Какой воды больше соленой или пресной?
Дети: Соленой.
А какую воду мы пьем?
Дети:Пресную.
Человек не может пить соленую воду, а её больше чем пресной. Есть такие страны, в такие страны, в которых людям не хватает воды. В пустыне где очень мало воды, людям живется очень трудно. Без пищи человек может прожить несколько дней, а без воды 3 дня. И с каждым годом чистой воды на планете становиться все меньше, так как люди загрязняют водоемы. И может случиться так, что чистой воды не будет вовсе. Как вы думайте можно ли что – ни будь сделать, чтобы сберечь воду?
Дети: Можно.
Что? (предположения детей)
Опыт 1
Рассмотреть, что находиться на подносах.
Что можно сказать о воде? Какая она?
Дети: Прозрачная, чистая.
Затем дети пробуют воду и выясняют, есть ли у нее вкус? Оказывается, что в одном стакане вода соленая «морская вода», а в другом без вкусная – пресная речная «озерная».
Налить небольшое количество жидкости на поднос: из чего состоит вода?
Дети: Из маленьких капелек.
Эти капельки известные путешественницы. Вместе с одной из них мы отправимся в путешествие.
Опыт 2 Круговорот воды или путешествие капельки.
Погрузим кипятильник в банку с водой и включим в сеть. Стеклянную бутылку наполним льдом или снегом. Пока вода закипает, пояснить детям, что банка с водой изображает море, бутылка со льдом небо, нагревательный прибор – солнце. Когда начинается кипение, спросить у детей: во что превращается кипящая вода?
Дети: В пар.
Что такое пар?
Дети: Пар это маленькие капельки воды.
Рассказать, что так же, как вода испаряется из банки, она испаряется из моря, озера, реки.
Куда направляется пар?
Дети: Вверх.
Почему?
Дети: Он состоит из маленьких легких капелек, поэтому поднимается вверх.
А на верху в неб гораздо холоднее.
Что происходит с паром, когда он касается холодной бутылки?
Дети: Он превращается в маленькие капельки воды.
Так получается облако, состоящее из маленьких капелек воды. Поэтому оно легко «плывет» по небу. Маленькие капельки сливаются в большое получается туча Большие тяжелые, поэтому получается дождь.
Куда попадает дождевая вода?
Дети В реку, а река в свою очередь, несет эти капли обратно в море Выходит, что капли вернулись туда же, откуда начали свое путешествие – в море.
Это называется круговорот воды.
Наша капелька попала в море. Что –то случилось с морем? Танкер перевозил нефть, потерпел крушение, разлилась нефть.
Какой вред нанесла нефть обитателям моря?
Дети: Гибнут птицы, рыбы. Растения.
Динамическая пауза «Капелька и её круговорот».
Опыт 3 Очистим воду от масла.
Нальем в контейнер воды – это будет наше море. Затем добавим немного масла, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная пленка, «нефть» попавшая в море из танкера. Предложить очистить воду от масла. Дать им возможность придумать собственные способы очистки воды. Дети пробуют «вычерпать» масло ложкой, слить через край. Несмотря на все усилия, детей не удалось полность удалить масло с поверхности воды. Показать как можно это сделать. Снять прищепку с трубочки и слить воду в банку. Как только у отверстия появиться масляный слой быстро зажать конец трубки прищепкой. Врезультате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере. Можно ли так же «слить»речку?
Дети:Нет
Мы видим свалку
Опыт4 «Свалка и дождь»
Насыпаем на дно контейнера слой песка, на него положим губку – это почва. Один край контейнера поставить на подставку, чтобы был наклон. Детям сказать, будто это небольшой пригорок. Наберем в пипетку несколько капель чернил и капнем на губку – представим, что на свалку попало какое – то ядовитое вещество, выброшенное человеком или предприятием.
Предложить детям назвать ядовитые вещества
Дети: Остатки красок после ремонта, клей просроченные лекарство
Показать детям капли чернил хорошо видны на губках. Их кажется совсем мало лежат и они сверху и никому не мешают. Но вот пошел дождь (и лейки польем).Дети наблюдают и высказывают свои предложения
Очистилась ли почва?
Исчезло ядовитое вещество?
Если нет, то куда оно делось?
Предложить детям шприцем откачать воду из песка в опущенном части контейнера
Какого цвета вода? Почему?
Представьте, что в этом месте, где брали воду шприцем находиться колодец. Какая в нем вода?
Можно ли её пить?
А если на этом месте растет яблоня, Можно ли есть яблоки
Посмотрим, что же будет происходить дальше. Снова пошел дождь (один ребенок поливает «почву»).Другие дети откачивают воду. Делают до тех пор, пока вода в шприце не станет чистой, это значит, что почва очистилась
Дети каждый раз оценивают чистоту воды и подсчитывают количество «дождей», понадобиться для полной очистки воды.
Вывод: Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Опасные, вредные вещества нужно сдавать в специальные места, где их перерабатывают и обезвреживают. На свалке может быть много разных вредных веществ которые просачиваются в почву. Нельзя собирать ягоды, фрукты, грибы, брать воду из колодца если они находятся рядом с заводами или фабриками или свалками