Анна Калатинская
Конспект НОД «Путешествие в город красивой речи» для детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание)
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в город красивой речи
для детей группы компенсирующей направленности
с тяжелыми нарушениями речи (заикание)
старшего дошкольного возраста
(с презентацией)
Авторы:
Калатинская Анна Александровна
учитель-логопед
Приказчикова Светлана Анатольевна
учитель - логопед
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в город красивой речи“ для детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
1. Уточнять знание гласных звуков: их артикуляцию и произношение. Развивать фонематический слух, умение определять последовательность звуков в простых словах. Способствовать овладению умения решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту (самостоятельно применять усвоенные знания - знание букв, деление слов на слоги).
2. Закреплять умение использовать вербальные и невербальные средства общения (ответы однословные, словосочетаниями и короткими фразами, соблюдая логические паузы и ударение, знание правил «красивой речи». Формировать умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Формировать интегративное качество "Эмоционально отзывчивый" через умение эмоционально реагировать на художественные произведения.
3. Формировать умение принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Упражнять в умении слушать взрослого и выполнять его инструкции, соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения.
Примечание:
Смена слайдов происходит по щелчку «мыши», в зависимости от скорости выполнения заданий детьми.
Ход:
Педагог рассказывает детям о городе, в котором недавно был в гостях. Так как ему очень там понравилось он предлагает ребятам отправиться в путешествие в город Красивой речи и познакомиться с его жителями. Быстро попасть в город можно на самолетах.
Дети имитируют полет самолета. Заводят руками моторчики, произнося звук «р-р-р». Затем расправляя руки в стороны (крылья) со звуком «у-у-у» двигаются по группе. Самолеты летят, до тех пор, пока хватает дыхания произносить звук «у» (повторно брать дыхание не разрешается). Дыхание закончилось - мы прилетели.
Педагог вместе с детьми рассматривает сказочный город и знакомит детей с его Правителем.
Дети проходят на центральную площадь - площадь Гласных звуков, в центре которой расположен замок Ударения, самое красивое и важное здание города. Ведущий обращает внимание детей на то, что не только в городе Красивой речи ударение очень важно, но и мы, чтобы говорить красиво без запинок должны выделять ударный звук. Это главное правило, которое необходимо соблюдать.
Дети по опорным картинкам на слайде вместе с педагогом повторяют правило красивой речи (разученное ранее) : «В море опора - спасательный круг, если случится беда. Также и в слове ударный наш звук служит опорой всегда».
Педагог задает детям вопрос что такое «Звук», что такое «Буква». Дети предлагают свои варианты ответов. Совместно подводится итог и на экране появляются символы, характеризующие «Звук» и «Букву» :
«Звук – это то, что мы произносим и слышим».
«Буква – это то, что мы видим и пишем».
Правитель города красивой речи предлагает поиграть в игру «Я скажу, а ты продолжи».
Загадываются загадки, если дети отгадали правильно, то на экране появляется картинка – отгадка (по щелчку, далее задается вопрос, на какой звук начинается отгадка. При правильном ответе, появляется буква – отгадка (по щелчку мыши)
Подводится итог: все отгадки начинаются на гласные звуки (появляются буквы А, О, У, Ы, Э, И). Гласные звуки - почётные жители города Красивой речи. И в нашей речи они самые главные, потому что мы всегда в словах делаем опору на них.
Дети рассматривают характеристики гласных звуков: мы их обозначаем красным цветом (появляется гномик в красном колпачке, они громко произносятся (колокольчик). Предлагается угадать артикуляцию звуков А, О, У, Ы, Э, И.
Экскурсия продолжается. Буква «А» приглашает всех прогуляться к реке Слитного произношения и подняться на мостик. Как плавно течет река, и волны перекатывают свои прозрачные воды. Педагог обращает внимание детей на то, что наша речь, чтобы быть понятной и красивой должна быть такой же плавной, спокойной.
Дети наблюдают на слайде, как течет река, и повторяют второе правило красивой речи : «Плавно слитно льется речь, как вода умеет течь».
Чтобы закрепить правило педагог предлагает детям потренироваться, также плавно и красиво сливать звуки в слоги, слоги в слова:
А---У
М---А
Н---О
И---Л
У---Р
Но ры ба ки но ги ря
Буква «А» хвалит детей за правильно выполненное задание. И провожает к букве «О».
Буква «О» приглашает погулять по улице Звонкой. На этой улице большое количество разных домов.
Педагог предлагает детям рассмотреть дома и найти в них отличие (в домах разное количество окон, объясняет, что в доме, где одно окно живут слова, в которых один слог, в доме с двумя окнами живут слова из двух слогов и т. д.
Чтобы узнать, кто живет в этих домах буква «О» предлагает поиграть в игру «Засели дома».
На слайде появляются поочередно картинки (кот, ослик, лягушка, черепаха, дети определяют количество слогов в слове и находят дом, в котором живет каждое животное. Если определили правильно, животное двигается к своему домику (по щелчку «мыши»)
Прогулка продолжается. Педагог зовет пройти на улицу Тихая, где ждет буква «У». Дорога туда проходит мимо озера Спокойствия. Ведущий вместе с детьми рассматривает как красиво на полянке около озера. И предлагает немного отдохнуть и посидеть на зеленой мягкой травке. Дети садятся на ковер в «Позу покоя», закрывают глаза и слушают звуки природы и речь педагога. Релаксация «Волшебный сон» :
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Представляем, будто мы лежим на травке…
На зеленой, мягкой травке…
Греет солнышко сейчас руки теплые у нас,
Жарче солнышко сей час ноги теплые у нас
Дышится легко… ровно… глубоко…
Спокойно будем говорить,
Не торопиться, не спешить,
И станет наша речь красивой,
И четкой, и не торопливой.
Хорошо нам отдыхать …
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Веселы, бодры мы снова
Путешествовать готовы!
Дети выполняют инструкции педагога.
На улице Тихой дети встречаются с буквой «У». Она предлагает детей познакомить с необычными жителями города.
Знакомство с Торопыжками. (На экране появляются человечки Торопыжки) Педагог объясняет детям, что их речь никто не может понять, потому что они очень быстро говорят. Дети вместе со взрослым вспоминают третье правило: «Кто очень быстро говорит и слоги вдруг теряет, сказать не думая спешит, того не понимают».
Буква «У» зовет поиграть в игру «Буква потерялась»
На слайде слово с пропущенной гласной. Детям нужно определить недостающую букву. При правильном ответе появляется буква и картинка – ответ (по щелчку мыши)
Р - к
М – к
Ш – р
М – шь
П – с
Педагог объясняет детям, что иногда один звук меняет смысл слова. Дети подбирают нужные буквы как в предыдущих слайдах
К - т (кит – кот)
Л - с (лес - лис)
Появляется правитель города Красивой речи. За то, что ребята справились со всеми заданьями и соблюдали правила красивой речи, он на прощанье приготовил сюрприз. Но он спрятан в сундуке. Чтобы его открыть, нужно выполнить последнее задание.
Задание: Найти все буквы, обозначающие гласные звуки на картинке.
Педагог вручает детям свидетельства почётных гостей города Красивой речи. И предлагает отправиться назад в детский сад.
Дети имитируют полет на самолете и возвращаются в группу.