Марина Ильина
«Лед». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) с детьми средней группы
АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 124 «Мотылек», г. о. Тольятти
Методическая информация
Тема НОД, форма НОД Тема «Лёд»
Форма Опытно-экспериментальная деятельность
Публикация «„Лед“, Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Основная комплексная образовательная про-грамма (парциальная, разработчик конспекта Программа «Из детства - в отрочество» Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др.
Разработчик конспекта НОД : воспитатель второй квалификационной категории Ильиных Наталья Владими-ровна
Классификация НОД в системе образователь-ных мероприятий Классификация: НОД, основанная на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в экспери-ментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» - развитие познавательно-исследовательской деятельности;
«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым и детьми;
«Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности.
Форма организации детей – подгрупповая.
Предварительная работа:
- Чтение произведений о зиме;
- рассматривание иллюстраций «Зима»;
- рисование по теме «Зима»;
- Наблюдение на улице;
- Изготовление кубиков льда
Цель НОД Формирование коммуникативных умений, расширение кругозора детей.
Задачи НОД Социализация: способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми,
Познание : уточнить представления о том, что снег и лёд – это другое состояние воды, способах замораживания льда;
Безопасность: сформулировать правила безопасности (нельзя бросаться и т. д.)
Универсальные образо-вательные действия де-тей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель) - развивать любознательность, познавательную активность;
- развивать познавательный интерес;
- формировать способность отвечать на вопросы ситуативного характера
- развивать эмоциональную отзывчивость
Необходимое оборудо-вание и материалы Демонстрационный материал:
-подносы, салфетки, полотенца, ёмкости для воды, краски, формы для воды, формы из льда.
Раздаточный материал:
- кубики льда, салфетки по количеству детей.
Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)
Этапы НОД Продолжи-тельность этапа Подробное описание АМО (активные методы обучения) Описание действий участников НОД
Инициация
1 минута 1. Встреча с игровым персонажем - Ма-тушка Водица. Звучит музыка из концерта Вивальди А. «Зима» из цикла «Времена года». Раздаётся стук в дверь. Заходит Матушка Во-дица. Она рассказывает о своей семье: сыновья – Туман, Дождь, Лёд, Снег и дочери – Роса, Снежинки. У них всех раз-ные характеры и все любят разные времена года. Угадайте, кто какие любит времена года. С кем из детей мы встречаемся зи-мой (Лёд, Снег, Снежинка)
Вхождение или погруже-ние в тему
2 минуты 1. Игровой.
2. Художественное слово.
3. Совместная деятельность.
Игровая мотивация
Воспитатель: «Матушка Водица принесла нам подарок. Загадка о льде. Матушка достаёт корзину с ледяными игрушками.
- Ох, кто же это сделал с игрушками! Надо их освободить от ледяного плена.
Воспитатель: посмотрите на эти кубики льда, потрогайте их руками - какие они! (холодные, твёрдые, скользкие).
-Если ударить по столу, что произойдёт! (дети проводят опыт)
- Лёд твёрдый, но если по нему ударить, он ломается, стано-вится хрупким, Какие звуки издаёт лёд, когда крошится! (зве-нит, трещит)
- Какого цвета лёд! (белый) Сравните его с листом белой бума-ги - Похож лёд на бумагу? (нет) Лёд прозрачный, и сквозь него можно рассмотреть другие предметы, а через бумагу нет.
4 минуты 1. Игровой.
2. Художественное слово.
3. Физминутка.
Воспитатель: А что остаётся на ладошках после соприкосно-вения со льдом? (вода) Почему? (потому что от тепла лёд тает)
Давайте поставим льдинки на салфетки - что вы видите? (сле-ды от воды)
- Как можно догадаться, что лёд – сыночек Матушки Водицы?
(когда лёд попадает в тепло, он начинает таять и превращается в воду)
Матушка Водица: - Ребята, это сыночек мой играл с игруш-ками и заморозил их. Что нужно сделать, что бы наши игрушки освободились от ледяного плена? (поместить на солнце, полить их тёплой водой, поставить возле батареи
Матушка: «Давайте поиграем с моими дочками
-На полянку на лужок
Тихо падает снежок (руки вверх-вниз)
Падают снежинки, белые пушинки
Полетели, понеслись (побежали, руками машут)
И на землю улеглись
Тихо спят снежинки (присели, руки вниз на пол)
Белые пушинки
Но подул вдруг ветерок - (кружение вокруг себя, руками машут над головой)
Закружился наш снежок
Кружаться снежинки,
Белые пушинки
Интерактивная часть
Практическая деятельность, в которой дей-ствует каждый ребенок.
10 минут Активный метод познания
Проблемная ситуация.
1. Опыты
2. Творческая мастерская
. Воспитатель: Пока игрушки наши освобождаются от ледяного плена, давайте подумаем, зачем нужен лёд? Реки, озёра и пруды зимой покрываются слоем льда для того, чтобы всё живое не замёрзло и не погибло. Лёд – это своеобразное одеяло, под таким толстым и прочным покровом подводным жителям не страшен низкий мороз.
- Из чего же состоит лёд? (из воды) А как можно превратить воду в лёд? (заморозить или вынести на мороз)
-Давайте из талой воды сделаем ледяные украшения для нашего участка. Подумайте, как можно сделать так, чтобы украшения были яркими и красивыми? (развести краску в воде, положить цветные бумажечки в воду)
Дети изготавливают украшения для участка.
Подведение итогов 30 сек. «таинственный лёд» Воспитатель: - Нам ребята, с вами нужно осторожно обра-щаться со льдом. Почему?
- Лёд нельзя брать в рот! почему? (лёд замораживает все, что попадает к нему)
-Льдом нельзя бросаться! (лёд твёрдый)
-Нельзя ходить по льду на реках! (лёд может таять, и тогда он теряет свою прочность)
-По улицам ходи аккуратно, смотри под ноги. Если ви-дишь лёд - ступай осторожно, а лучше обойди. (лёд глад-кий, скользкий)
Дополнительная информация
Ожидаемые/полученные результаты НОД Показатели достижений детей (участники занятия – 1 подгруппа : 10 детей, 2 подгруппа – 10 детей) :
- доля детей, расширивших свои познания об окружающем мире – 100%;
- доля детей, способных к сотрудничеству – 100%;
- доля детей, способных действовать по показу, по образцу – 85%;
- доля детей, способных к группировке предметов по цвету – 75%;
- доля детей, способных отвечать на ситуативные вопросы - 80%;
Вывод: использование АМО в образовательной деятельности позволяет дошкольникам достичь высокого уровня развития.
Использованная литерату-ра, источники информации. 1. Дыбина
2. Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб: Речь, 2001
Примечания Материал, используемый на занятии, доступен, не требует больших материальных вложений.