МААМ-картинки

Конспект НОД с детьми старшего возраста «Наша Родина — Россия, наш язык русский»

Марина Степнова
Конспект НОД с детьми старшего возраста «Наша Родина — Россия, наш язык русский»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Показать детям красоту, богатство русского языка.

Задачи:

Закреплять знания детей о русском фольклоре, о понятии «устное народное творчество»;

Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;

Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок.

Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге.

Предварительная работа:

Слушание русских народных песен, колыбельных песен.

Заучивание наизусть пословиц и поговорок, потешек, шуток- прибауток.

Знакомство с русскими народными играми.

Публикация «Конспект НОД с детьми старшего возраста „Наша Родина — Россия, наш язык русский“» размещена в разделах

Чтение русских народных сказок, сказок и стихов А. С. Пушкина.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Взаимодействие с другими областями.

1. Познание.

2. Чтение художественной литературы.

3. Социализация.

4. Труд.

5. Музыка.

(Звучит тихая музыка)

Ребята, сегодня утром я включила радио и вдруг услышала музыку. Эта волшебная мелодия сразу очаровала меня и мне вспомнились замечательные стихи песни, которые я помню ещё с детства.

Вос –ль читает в сопровождении с музыкой:

«С чего начинается Родина?

С обложки в твоём букваре

С весёлых и добрых товарищей

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.»

Вос-ль: Дети, о чём эти стихи?

А как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?

(ответы детей)

-Да, дети, вы правильно сказали, что Родина для нас – это место, где мы родились, где живут наши родители, дрзуья, наш любимый город.

- А как называется наш город? (Выкса)

- А в какой стране мы с вами живём? (в России)

Я очень надеюсь, что когда вы вырастите, то станете людьми, приумножающими богатство и славу нашей Родины: рабочими, учителями, юристами. Но, независимо от того, какую специальность вы изберёте, вы должны уметь выражать свои мысли. Если вы будете хорошо писать и говорить, то общение с людьми принесёт вам удовольствие и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Поэтому надо любить и изучать свой родной язык.

- А на каком языке мы с вами говорим? (на русском языке)

- А почему мы говорим на русском языке?

(Мы русские люди, живём в России, мы – россияне.)

- Красив, богат и могуч наш русский язык.

Вос –ль читает стих – е Рыленкова:

«Горят, как жар слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдалим

Душевной теплоты.»

Ребята, мы знаем, что в древние времена русские люди не могли писать и читать. Но они оставили нам богатое наследие – замечательные сказки, легенды, былины. Но как это бесценное богатство дошло до нас? Как вы думаете?

(ответы детей. Если затрудняются ответить, помогаю им.)

- Русские люди передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые из них. Бабушка рассказывала сказку внучке, внучка своей дочке, а та своей.

- и как же мы называем то, что передали нам по наследству русские люди? (устное народное творчество)

Вос – ль дополняет ответы детей, если возникнут трудности.

- В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется «устным»

Ребята, а вы знаете, что относится к устному народному творчеству? Вот сейчас мы с вами и проверим.

Восп – ль: Я предлагаю вам поиграть в игру «да и нет»

Я буду говорить какое – то утверждение, а вы жестом покажите, согласны вы с ним или нет.

Пример: Я утверждаю, что к устному народному творчеству относятся русские народные сказки.

(дети жестом показывают – да.)

Я утверждаю, что к устному народному творчеству относятся авторские сказки.

(дети жестом показывают – нет.)

Я утверждаю, что к устному народному творчеству относятся былины, рассказы, потешки, колыбельные песни, современные песни, пословицы и поговорки и т. д.

После игры «да и нет»

Молодцы, ребята, я вижу вы хорошо разбираетесь в устном народном творчестве.

И сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Знатоки устного народного творчества».

(проводится игра. На столе 5 конвертов, каждый из которых посвящён одному из жанров устного народ. Творчества. Дети выбирают конверт, в котором находятся вопросы задания.)

Восп-ль: Ребята, если вы хорошо и полностью отвечаете на вопрос, значит заслуживаете фишку, если ответ ваш неполный, то я оставляю фишку себе.

Если ребёнок выбирает жёлтый конверт.

Вос – ль: Посмотрим о каком жанре у. н. т. мы с вами поговорим.

(открывает конверт и читает)

«Эти песни придумали русские люди, чтобы успокоить плачущего ребёнка?Что это за песни? (колыбельные)

А почему вы так считаете?. (Язык у колыбельных песен ласковый, тихий, нежный, задушевный.)

А может кто- то из вас вспомнит любимую колыбельную песню и споёт нам?

(колыбельные песни в исполнении детей)

Вос –ль оценивает ответы детей.

Если ребёнок выбирает синий конверт.

Вос –ль читает: «Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. На каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль. Давайте их вспомним.

(дети вспоминают и читают пословицы и поговорки)

Вос –ль: А какой язык у пословиц и поговорок?. (краткий, чёткий)

А как вы думаете, что народ отражал в пословицах и поговорках?

(ответы детей)

Вос-ль оценивает ответы детей с помощью фишки.

Если ребёнок выбирает красный конверт.

Вос –ль читает: Мы знаем, что русский народ очень любит веселье, шутки, игры. А сколько весёлых, забавных потешек, шуток, прибауток сочинил русский народ!

А для чего народ сочинил весёлые шутки, потешки?

(ответы детей)

А может кто- нибудь из вас желает повеселить себя и своих друзей забавными шутками?

(тамтамарески – читают дети)

А что мы узнаём читая или слушая потешки, шутки?

(ответы детей)

А какой язык у них?. (весёлый, шутливый, ироничный….)

Вос –ль оценивает ответы детей с помощью фишки.

Если ребёнок выбирает зелёный конверт.

Вос – ль: Дети, вы любите играть?

А что нужно сделать, чтобы организовать игру?. (выбрать водящего с помощью считалки.

А вы знаете считалки, которые сочинил народ?

(дети читают короткие стишки – считалки)

А какой язык у считалок?. (чёткий, цепкий….)

Вос –ль оценивает ответы детей.

Ну а теперь «Делу – время, а потехе – час», выходи играть сейчас!

Вос –ль предлагает детям поиграть в игру «Плетень»

После игры обращает внимание на последний конверт.

Вос –ль: А что ещё относится к у. н. т. И о чём мы с вами не говорили?. (русские народные сказки)

Да, русский народ сложил много сказок. Они интересны своим сюжетом и красочным выразительным языком.

Какие русские народные сказки вы знаете?

(ответы детей)

А вы хорошо помните эти сказки? А хотите это проверить?

(дети узнают и называют р. н. сказки

По иллюстрациям

По отрывкам из сказок

Драматизация сказки «Теремок»

Ребята, а какой язык у сказок?. (волшебный, сказочный, яркий….)

А какими словами начинаются русские народные сказки?. (жили – были….)

А как заканчиваются?. (стали жить – поживать, да добра наживать).

Вос –ль оценивает ответы детей с помощью фишки и обращает внимание на результат игры: сколько набрали фишек, если все 5 фишек, то отлично.

Ну что же, ребята, игра закончена. И я вижу, что вы отлично справились с заданием. Я могу уверенно сказать, что вы настоящие знатоки устного народного творчества.

Но у меня к вам вопрос: Все ли сказки являются русскими народными? И что такое авторские сказки?

(ответы детей)

Дети подходят к портрету А. С. Пушкина.

Кто это?. (Пушкин – великий русский поэт, он тоже любил русские народные сказки и сам писал сказки для детей).

А чем отличаются сказки Пушкина от рус. нар. Сказок?. (Пушкин писал в стихах)

Какие сказки Пушкина вы знаете?

Вос –ль предлагает рассмотреть и назвать сказки Пушкина по иллюстрациям. Затем зачитывает короткие отрывки из сказок и предлагает отгадать из какой сказки эти строчки.

Вос –ль: А. С. Пушкин оставил нам не только замечательны сказки, но и не менее замечательные стихи. А кто вспомнит и прочитает нам стихи А. С. Пушкина?

(дети читают 2-3 стихотворения)

А каким языком написаны эти стихи?

Мы ещё не раз будем говорить о творчестве поэта, слушать его сказки, заучивать его стихи для того, чтобы полюбить русский язык так, как любил его А. С. Пушкин.

И сегодня нашу беседу хочется закончить словами стихотворения:

«Язык наш прекрасный

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно – певучий.

В нём есть и усмешка

И меткость и ласка

Написаны им

И рассказы и сказки.

Страницы волшебных

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Публикации по теме:

«Мы — россияне, наш язык — русский». Открытое занятие в старшей группе Цель: формировать представление о любви к своей Родине. Задачи: - Воспитывать любовь к своей Родине, народному творчеству; - Закреплять.

Тематическое планирование по теме «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста» Тематическое планирование по теме: «Толерантное воспитание дошкольников» Мы едины Большая и малая родина Народные традиции Мы говорим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми старшего возраста «Наша Родина — Россия, наш язык русский»
Опубликовано: 4 апреля 2014 в 07:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД с детьми старшего возраста «Наша Родина — Россия, наш язык русский»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Степнова (УИ 159168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД