Марина Степнова
Конспект НОД с детьми старшего возраста «Наша Родина — Россия, наш язык русский»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Показать детям красоту, богатство русского языка.
Задачи:
Закреплять знания детей о русском фольклоре, о понятии «устное народное творчество»;
Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок.
Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге.
Предварительная работа:
Слушание русских народных песен, колыбельных песен.
Заучивание наизусть пословиц и поговорок, потешек, шуток- прибауток.
Знакомство с русскими народными играми.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего возраста „Наша Родина — Россия, наш язык русский“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Чтение русских народных сказок, сказок и стихов А. С. Пушкина.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Взаимодействие с другими областями.
1. Познание.
2. Чтение художественной литературы.
3. Социализация.
4. Труд.
5. Музыка.
(Звучит тихая музыка)
Ребята, сегодня утром я включила радио и вдруг услышала музыку. Эта волшебная мелодия сразу очаровала меня и мне вспомнились замечательные стихи песни, которые я помню ещё с детства.
Вос –ль читает в сопровождении с музыкой:
«С чего начинается Родина?
С обложки в твоём букваре
С весёлых и добрых товарищей
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.»
Вос-ль: Дети, о чём эти стихи?
А как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?
(ответы детей)
-Да, дети, вы правильно сказали, что Родина для нас – это место, где мы родились, где живут наши родители, дрзуья, наш любимый город.
- А как называется наш город? (Выкса)
- А в какой стране мы с вами живём? (в России)
Я очень надеюсь, что когда вы вырастите, то станете людьми, приумножающими богатство и славу нашей Родины: рабочими, учителями, юристами. Но, независимо от того, какую специальность вы изберёте, вы должны уметь выражать свои мысли. Если вы будете хорошо писать и говорить, то общение с людьми принесёт вам удовольствие и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Поэтому надо любить и изучать свой родной язык.
- А на каком языке мы с вами говорим? (на русском языке)
- А почему мы говорим на русском языке?
(Мы русские люди, живём в России, мы – россияне.)
- Красив, богат и могуч наш русский язык.
Вос –ль читает стих – е Рыленкова:
«Горят, как жар слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдалим
Душевной теплоты.»
Ребята, мы знаем, что в древние времена русские люди не могли писать и читать. Но они оставили нам богатое наследие – замечательные сказки, легенды, былины. Но как это бесценное богатство дошло до нас? Как вы думаете?
(ответы детей. Если затрудняются ответить, помогаю им.)
- Русские люди передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые из них. Бабушка рассказывала сказку внучке, внучка своей дочке, а та своей.
- и как же мы называем то, что передали нам по наследству русские люди? (устное народное творчество)
Вос – ль дополняет ответы детей, если возникнут трудности.
- В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется «устным»
Ребята, а вы знаете, что относится к устному народному творчеству? Вот сейчас мы с вами и проверим.
Восп – ль: Я предлагаю вам поиграть в игру «да и нет»
Я буду говорить какое – то утверждение, а вы жестом покажите, согласны вы с ним или нет.
Пример: Я утверждаю, что к устному народному творчеству относятся русские народные сказки.
(дети жестом показывают – да.)
Я утверждаю, что к устному народному творчеству относятся авторские сказки.
(дети жестом показывают – нет.)
Я утверждаю, что к устному народному творчеству относятся былины, рассказы, потешки, колыбельные песни, современные песни, пословицы и поговорки и т. д.
После игры «да и нет»
Молодцы, ребята, я вижу вы хорошо разбираетесь в устном народном творчестве.
И сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Знатоки устного народного творчества».
(проводится игра. На столе 5 конвертов, каждый из которых посвящён одному из жанров устного народ. Творчества. Дети выбирают конверт, в котором находятся вопросы задания.)
Восп-ль: Ребята, если вы хорошо и полностью отвечаете на вопрос, значит заслуживаете фишку, если ответ ваш неполный, то я оставляю фишку себе.
Если ребёнок выбирает жёлтый конверт.
Вос – ль: Посмотрим о каком жанре у. н. т. мы с вами поговорим.
(открывает конверт и читает)
«Эти песни придумали русские люди, чтобы успокоить плачущего ребёнка?Что это за песни? (колыбельные)
А почему вы так считаете?. (Язык у колыбельных песен ласковый, тихий, нежный, задушевный.)
А может кто- то из вас вспомнит любимую колыбельную песню и споёт нам?
(колыбельные песни в исполнении детей)
Вос –ль оценивает ответы детей.
Если ребёнок выбирает синий конверт.
Вос –ль читает: «Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. На каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль. Давайте их вспомним.
(дети вспоминают и читают пословицы и поговорки)
Вос –ль: А какой язык у пословиц и поговорок?. (краткий, чёткий)
А как вы думаете, что народ отражал в пословицах и поговорках?
(ответы детей)
Вос-ль оценивает ответы детей с помощью фишки.
Если ребёнок выбирает красный конверт.
Вос –ль читает: Мы знаем, что русский народ очень любит веселье, шутки, игры. А сколько весёлых, забавных потешек, шуток, прибауток сочинил русский народ!
А для чего народ сочинил весёлые шутки, потешки?
(ответы детей)
А может кто- нибудь из вас желает повеселить себя и своих друзей забавными шутками?
(тамтамарески – читают дети)
А что мы узнаём читая или слушая потешки, шутки?
(ответы детей)
А какой язык у них?. (весёлый, шутливый, ироничный….)
Вос –ль оценивает ответы детей с помощью фишки.
Если ребёнок выбирает зелёный конверт.
Вос – ль: Дети, вы любите играть?
А что нужно сделать, чтобы организовать игру?. (выбрать водящего с помощью считалки.
А вы знаете считалки, которые сочинил народ?
(дети читают короткие стишки – считалки)
А какой язык у считалок?. (чёткий, цепкий….)
Вос –ль оценивает ответы детей.
Ну а теперь «Делу – время, а потехе – час», выходи играть сейчас!
Вос –ль предлагает детям поиграть в игру «Плетень»
После игры обращает внимание на последний конверт.
Вос –ль: А что ещё относится к у. н. т. И о чём мы с вами не говорили?. (русские народные сказки)
Да, русский народ сложил много сказок. Они интересны своим сюжетом и красочным выразительным языком.
Какие русские народные сказки вы знаете?
(ответы детей)
А вы хорошо помните эти сказки? А хотите это проверить?
(дети узнают и называют р. н. сказки
По иллюстрациям
По отрывкам из сказок
Драматизация сказки «Теремок»
Ребята, а какой язык у сказок?. (волшебный, сказочный, яркий….)
А какими словами начинаются русские народные сказки?. (жили – были….)
А как заканчиваются?. (стали жить – поживать, да добра наживать).
Вос –ль оценивает ответы детей с помощью фишки и обращает внимание на результат игры: сколько набрали фишек, если все 5 фишек, то отлично.
Ну что же, ребята, игра закончена. И я вижу, что вы отлично справились с заданием. Я могу уверенно сказать, что вы настоящие знатоки устного народного творчества.
Но у меня к вам вопрос: Все ли сказки являются русскими народными? И что такое авторские сказки?
(ответы детей)
Дети подходят к портрету А. С. Пушкина.
Кто это?. (Пушкин – великий русский поэт, он тоже любил русские народные сказки и сам писал сказки для детей).
А чем отличаются сказки Пушкина от рус. нар. Сказок?. (Пушкин писал в стихах)
Какие сказки Пушкина вы знаете?
Вос –ль предлагает рассмотреть и назвать сказки Пушкина по иллюстрациям. Затем зачитывает короткие отрывки из сказок и предлагает отгадать из какой сказки эти строчки.
Вос –ль: А. С. Пушкин оставил нам не только замечательны сказки, но и не менее замечательные стихи. А кто вспомнит и прочитает нам стихи А. С. Пушкина?
(дети читают 2-3 стихотворения)
А каким языком написаны эти стихи?
Мы ещё не раз будем говорить о творчестве поэта, слушать его сказки, заучивать его стихи для того, чтобы полюбить русский язык так, как любил его А. С. Пушкин.
И сегодня нашу беседу хочется закончить словами стихотворения:
«Язык наш прекрасный
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нём есть и усмешка
И меткость и ласка
Написаны им
И рассказы и сказки.
Страницы волшебных
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!