Конспект НОД с детьми старшей группы «Посиделки в русской избе»

Светлана Балаева
Конспект НОД с детьми старшей группы «Посиделки в русской избе»

Конспект НОД с детьми старшей группы «Посиделки в русской избе»

Конспект НОД с детьми старшей группы «Посиделки в русской избе».

Интеграция образовательных областей.

Познание. Социализация. Коммуникация. Речевое развитие. Музыка. Физическое развитие. Художественно - эстетическое развитие.

Цель. Формирование интереса к истории русской национальной культуры.

Задачи.

Образовательные.

Продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, ее устройством и особенностями проживания.

Поддерживать интерес к произведениям русского народного творчества.

Активизировать и обогащать словарный запас названия предметов быта русского народа.

Развивающие.

Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русского народа.

Воспитательные.

Воспитывать интерес к истории русского народа

Предварительная работа.

Чтение русских народных сказок, чтение загадок, просматривание иллюстраций.

Проведение экскурсии в краеведческий музей. Разучивание хороводных песен, игр.

Речевое развитие. Ухват. Кочерга. Чугунок. Туеса. Прялка.

Материал. Мини – изба. Предметы быта – ухват, кочерга, чугунок, печь, лапти, рушник, прялка, ложки. Народные костюмы. Запись музыки П. И. Чайковского.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель встречает детей в русской избе. Одета в русский народный костюм.

Хозяюшка. (Воспитатель).

Здравствуйте гости дорогие. Мы находимся в музее нашего сада, который называется «Русская изба». Войдя в избу, каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно было набить, дверь в избу была низкая. А порог наоборот высокий, чтобы меньше дуло. В избу заходите. У меня в избе тепло и уютно.

Закройте глаз и послушайте. (Звучит музыка П. И. Чайковского). Вечерами люди собирались в большой избе, где пели, рассказывали сказки, рукодельничали – пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками. (Музыка выключается). Что вы представили. (Ответы).

Воспитатель.

Комнату избе называли горницей. Посреди горницы ставили печь. Печь служила источником тепла и света и занимала большую часть дома. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной. Складывал ее печник.

Давайте подумаем, почему печь самая главная. Где приготовить еду, конечно, в печи. На улице холодно, а у нас тепло, что нас греет. (Ответы).

В старину не было батарей, что тогда грело. (Ответы - Печь). Что нужно, чтобы печь грела. Чем топили печь. (Дрова). А еще дети придут с улиц, на горках накатаются, в снежки поиграют, а одежда мокрая, где ее сушить. (Ответы). Да печь накормит и обогреет. А, вы знаете пословицы о печи, об избе.

«Без печи – хата, не хата».

«Когда в печи жарко – тога и варко».

«Что есть в печи – на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

Воспитатель. Молодцы, хорошо ответили. Пока вещи на печи сушатся, мы поиграем в игру.

Игра «У Маланьи, у старушки».

Воспитатель. А еще печь лечит. Дети залезали на нее и согревались ее теплом.

В русской избе было сделано все своими руками. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая. Столы стояли большие, потому что семья была большая, а рядом длинные скамейки, стульев не было. На лавках спали, в сундуках хранили вещи.

Хоть семьи были большие, но всем хватало места. Давайте посчитаем, большая ли у нас семья.

Пальчиковая гимнастика. «Как у нас семья большая».

Воспитатель. А, что же стоит у нас на столе. (Ответы). Правильно это посуда, которой люди пользовались в старину. Сделана она из дерева и из глины. (Рассматривание и описывание каждого предмета). Это - туеса, сделанные из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины – для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. (Рассматривание предметов).

А, теперь отгадав загадки, назовите и покажите предметы.

«Железный конь, скачет в огонь». (Кочерга).

«Рогат, да не бык. Хватает, да не сыт. Людям отдает, да на отдых идет». (Ухват).

Воспитатель показывает чугунок. Как вы думаете, зачем он нужен. В нем варили щи, да кашу. В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставит чугунок в печь).

Воспитатель. В избе люди изготавливали все сами, своими руками. Долгими зимними вечерами, выполняя ручную работу, девушки и парни пели песни, водили хороводы. Давайте и мы свами поиграем в игру с лентой.

Игра «Вышел Ваня погулять».

«Стал подружку выбирать. Кому ленточку отдать.

Поклонись, поклонись. Да за ленточку возьмись».

(Ваня идет по кругу с лентой, выбирает, кому ее отдать, дети идут по кругу и поют).

Каждый, делая какую-то вещь, хотел, чтобы она была самая красивая. Люди с любовью и старанием украшали свои изделия. Любая вещь. Салфетка или полотенце, посуда, мебель, все украшалось резьбой, вышивкой, кружевом, росписью.

Воспитатель. Давайте и мы украсим сундучки. (Рассматриваются образцы росписи). Дети рассаживаются за столами и украшают сундучки. (Рассматривание работ).

Воспитатель. Засиделись, мы с вами, вам пора возвращаться в сад. Что вам запомнилось, Что понравилось больше всего.

Мне очень понравилось, что вы зашли ко мне в гости, вы были большие молодцы, слушали очень внимательно и справились со всеми вопросами и заданиями.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Беседа о русской избе» Цель: Дать детям представления о жилищах людей в древней Руси, из чего они строились. Какие предметы быта хранились у древних славян в избах.

Масленица. Посиделки в русской избе (подготовительная группа) Цель: познакомить с русским праздником, прививать любовь и уважение к народным традициям. Планируемые результаты: иметь представления о.

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»Конспект занятия «Посиделки в русской избе» Конспект занятия «Посиделки в русской избе» Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа. Задачи: Образовательные:.

Фотоотчет «Дети в гостях в русской избе»Фотоотчет «Дети в гостях в русской избе» Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание.

Конспект НОД по лепке с детьми старшей группы «Светофор» Конспект НОД с детьми старшей группы на тему «Светофор» (Лепка) Цель: Продолжить знакомить детей с сигналами светофора; учить лепить светофор.

«В русской избе. Путешествие в старину». Конспект НОД по образовательной области «Познание»«В русской избе. Путешествие в старину». Конспект НОД по образовательной области «Познание» ТЕМА: В русской избе. Путешествие в старину. Цель: Познакомить с бытом русской избы посредством фольклора. Задачи: конкретизировать представление.

НОД «Масленица в русской избе» во второй младшей группеНОД «Масленица в русской избе» во второй младшей группе Цель: Дать детям первоначальные представления о Масленице. Закреплять знания о форме, величине предмета. Упражнять в рисовании пальчиками.

НОД «Посиделки в русской избе» Непрерывная образовательная деятельность с детьми в старшей группе «Посиделки в русской избе» Цель: Создание условий для формирования интереса.

Открытое занятие по средней группе «Путешествие по русской избе»Открытое занятие по средней группе «Путешествие по русской избе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №53 Открытое занятие по средней группе.

Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов «Путешествие по русской избе» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми старшей группы «Посиделки в русской избе»
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 22:10
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

Конкурсное эссе на тему «Традиции моей семьи»
Традиции моей семьи. Нет большего счастья в жизни, чем иметь крепкую и очень дружную семью. Это поистине подарок судьбы, и нет ничего главнее, чем семья,...
К вопросу о сохранности родных языков коренных малочисленных народов Севера в...
Специфическими для Северо-Арктической зоны России наряду с другими факторами являются проблемы получения качественного образования в связи с большой...
Конспект родительского собрания «Ваш ребёнок — будущий школьник»
Цель : совершенствование активной педагогической позиции родителей по вопросу формирования целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования....