Лучший педагог года

Конспект фольклорного занятия в мини-музее «Русская изба» (подготовительная группа)

елена дербишева
Конспект фольклорного занятия в мини-музее «Русская изба» (подготовительная группа)

Конспект фольклорного занятия «В гости к кузюку» в мини-музее «Русская изба» (для детей 6-7 лет)

Подготовила : Дербишева Е. С. – воспитатель 1-ой категории

Литература:

- Пономарева М. Н., методическое пособие для воспитателя дошкольного образования «Я – златоустовец»;

Публикация «Конспект фольклорного занятия в мини-музее „Русская изба“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

- Бударина Т. А., Маркеева О. А., «Знакомство детей с русским народным творчеством» : конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

- Барышева Д. В., воспитатель, руководитель кружка «Русские узоры», Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 163 «Гармония» ОАО «РЖД», г. Новосибирск.

Цель: Знакомство с предметами быта коренных жителей Златоуста, воспитание любви и уважения к старинным обычаям.

Задачи:

- Продолжить знакомить детей с историей русского народа : бытом, обычаями, гостеприимством;

- Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, загадками;

- Обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора;

- Воспитывать интерес к народному быту.

Материалы и оборудование:

-сито, таз, мука.

-Прялка и клубочки ниток, вязаные изделия: варежки, шапочка, шарф.

-изделия из дерева: разделочная доска, шкатулка, толкушка, игрушка, скалка, ступа и пестик.

-аудиозапись русской плясовой.

-музыкальные инструменты: ложки, бубны, маракасы.

-горшки и крынки разной формы.

-люлька.

-деревянное корыто, сечка, кочан капусты.

-игрушка кота, маска.

-сундук с народными костюмами.

-дидактическая игра «Найди пару».

-угощение для гостей.

Ход занятия

Хозяйка избы встречает детей у входа: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

Дети: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!

Много гостей – много новостей!

Что есть в печи – на стол мечи!

Хозяюшка: Какие молодцы, столько пословиц и поговорок знаете о доме! Прошу вас в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети: Чтобы жить в нем.

Хозяюшка: Как мы себя чувствуем дома?

Дети: Нам дома хорошо, тепло, уютно!

Хозяюшка: Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Ответы детей.

Хозяюшка: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Скажите, а из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Скажите, дорогие гости, а что можно еще изготовить из дерева?

Ответы детей. Показ деревянных изделий деревенского быта: шкатулка, разделочная доска, скалка, толкушка, детская игрушка и т. д.

Хозяюшка: Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Дети: Это печка!

Хозяюшка: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Готовили в чугунках, и тогда еда могла долго оставаться теплой (демонстрирует чугунок). А кто знает, чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяюшка: А чтобы приготовить пироги с мясом или капустой, мясо рубили в корыте сечкой. В корыте так же рубили грибы, яблоки и другие овощи.

«Показ рубки капусты сечкой»

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Вы знаете, жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто - с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Что же это такое, кто знает?

Ответы детей (грибы, ягоды, засушенные лечебные травы, зерно, овощи)

Хоязюшка: Вот и я собрала урожай, грибы насушила, да не успела все по местам разложить. Помогите мне все правильно разложить по корзинам?

Игра «Разложи урожай по корзинам»

Хозяюшка: Вы, знаете, не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

«Демонстрация горшков»

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал».

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы они вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

Хозяюшка: Хватит, дорогие гости, молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

1-ая загадка:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

2-ая загадка:

Новая посудина, а вся в дырках (Сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Задание «Просеять муку через сито»

Дети по очереди (4-5 детей) пробуют просеять муку через сито.

3-я загадка:

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Хозяюшка демонстрирует изделия из шерстяных ниток: варежки, шапочка, шарф.

Хозяюшка: У меня недавно были в гостях мои внуки, погуляли на улице. В сенгу навалялись и свои варежки оставили у меня на печи. Да вот не задача, мой кот Васька такой баловник, все варежки перепутал. Помогите мне их разложить по парам.

Игра «Найди пару»

4-ая загадка:

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

«Музыкальная пауза»

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках и других народных инструментах.

Хозяюшка: Поиграли, ох, устали, сядем рядком, поговорим ладком. Посмотрите, в уголке стоит кроватка. Кто знает, как она называется?

Дети: Люлька!

Хозяюшка: Правильно, люлька. Там спит Машенька. Посмотрите, ребятушки, каким красивым лоскутным одеяльцем закрыта Машенька, на люлечке сверху вышитый рушник. Давайте споем ей колыбельную песенку.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

С краю свалишься,

Мамы схватишься.

Придет серенький волчок

И утащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется.

Бай-бай, бай-бай.

Хозяюшка: Кажется, наша Машенька уснула. Отойдем от люлечки, не будем ее будить.

Скажите, ребятушки, кто знает, где хранили одежду, ведь шкафов не было?

5-ая загадка:

И стоит, покрыт ковром

Ларь с хозяйственным добром.

Кто догадался, что это?

Дети: Сундук!

Хозяюшка: Правильно, это сундук.

Хозяюшка подходит к сундуку и достает народные русские костюмы, находит там кота Ваську.

Хозяюшка: Ах, вот ты где спрятался, озорник! (Подносит игрушку кота к уху, что-то слушает.) Васька мне намурлыкал, что выспался, злых духов разогнал и теперь хочет поиграть с гостями. Ребятушки, поиграем с Васькой?

Дети: Да, поиграем!

Проводится русская народная игра «Ходит Васька серенький» (играют 2-3 раза)

Ведущий (в руках держит игрушку кота или одевает маска кота) идет по кругу, а дети говорят слова:

Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький,

А бежит стрелой (Ведущий бежит по кругу и садится на стульчик.)

Глазки закрываются.

Спит или притворяется? (Ведущий закрывает глаза.)

Зубы у кота – острая игла!

Только дети подойдут, (Дети тихонько подходят к ведущему.)

Серый Васька тут как тут,

Всех поймает. (Ведущий догоняет подошедших детей.)

Хозяюшка подходит к печке.

Хозяюшка: А, сейчас я попрошу нашу печку-сударушку приготовить для нас угощения (поднимает полотенце, которое закрывало блюдо с булочками, сушками, печеньем, пряниками и т. д.) Посмотрите, что она для вас приготовила!

Передает угощения воспитателю группы.

Воспитатель вместе с детьми:

Мы желаем Вам счастья в доме умножать!

Нас почаще в гости звать! (Вручают подарок для русской избы)

Публикации по теме:

Конспект комплексной НОД по математике «В гости к сказке» для детей 4–5 лет Задачи: - Закрепление умений: -решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание; -находить в задаче условие, вопрос,.

Конспект мероприятия по знакомству с предметами быта коренных жителей Златоуста «В гости к бабушке Варваре» для детей 4–5 лет Конспект мероприятия «В гости к бабушке Варваре» (для детей 4-5 лет) Подготовила: Дербишева Е. С. – воспитатель 1 категории, г. Златоуст,.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет «В гости к сказкам» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей 6-7 лет. Программное содержание: 1. Закрепить.

Конспект НОД «К нам в гости прилетел самолетик» для детей второй младшей группы Управление образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №23.

Конспект НОД по ФЦКМ «В гости к старичку — Лесовичку» для детей старшей группы Как сказал М. М. Пришвин: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища.

Конспект НОД по физическому развитию «В гости к осьминожкам» для детей подготовительной группы ДОУКонспект НОД по физическому развитию «В гости к осьминожкам» для детей подготовительной группы ДОУ Конспект НОД по физическому развитию "В гости к осьминожкам" для детей подготовительной группыЦель: познакомить детей со строением и функцией.

Конспект НОД по ЗОЖ «В гости к Айболиту» для детей II младшей группы Цели и задачи: познакомить детей с понятиями "здоровье,здоровый,витамины"; закрепить основные навыки личной гигиены; продолжать закреплять.

Конспект НОД «В гости к бабушке Забавушке» для детей младшей группы Программные Задачи:Продолжать знакомить детей с домашними животными, развивать речь детей посредством игр разного характера,а также умение.

Конспект развлечения для детей в средней группе «В гости на именины» Цели: Через экологию и фольклор воспитывать нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близкому. Воспитывать.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гости к лету» Предварительно необходимо выбрать команды, а также их капитанов, подготовить эмблемы, атрибуты к конкурсам, подобрать музыкальное сопровождение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фольклорного занятия в мини-музее «Русская изба» (подготовительная группа)
Опубликовано: 28 октября 2015 в 19:01
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД