Ольга Тетушкина
Конспект НОД «В гости к осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование начал экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно – эстетического развития, эмоционального восприятия музыки; обогащения словарного запаса детей, двигательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям представление о взавимосвязях природных явлений и животного мира.
Закрепить представления детей об осени как времени года, ее признаках.
Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.
Развивающие:
Развивать внимание, память.
Улучшать общую моторику и координацию движений.
Публикация «Конспект НОД „В гости к осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы,
развивать коммуникативные навыки.
Речевые:
Отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений.
Активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Воспитательные:
Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
Воспитывать чувство любви к родной природе.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Дидактический материал: Слайды, иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки животных, мяч, костюм осени.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень».
Ход занятия.
Воспитатель:
-Здравствуйте, дети!
-Скажите, пожалуйста, на что похоже ваше настроение?
-Вот с таким чудесным настроем мы отправимся в увлекательное осеннее путешествие.
(надеваем шапочки)
- А что же происходит осенью?
Дидактическая игра «Да или нет».
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Урожай весь собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем мы сапоги?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать?
Куртки шапки надевать!
-Осень со своим приходом меняет все вокруг. А какие же изменения произошли в природе, мы сейчас расскажем. Картинки-подсказки нам помогут.
Составление рассказа по опорным картинкам.
-Да, действительно, люди собирают урожай овощей и фруктов. А каких, мы сейчас узнаем.
«Доскажи словечко»
(Дети загадывают загадку, а потом показывают овощ или фрукт и выкладывают плод в корзинку)
-Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста). Ариша
- Солнышко светило чтоб, ярче зеленел … (укроп). Ваня
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку). Дима
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла). Максим
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку). Лиза
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук). Федя
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок). Люба
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград). Дима
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы). Саша С.
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины). Никита
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши). Люба
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны). Миша
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Все вместе: Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
(Садимся на стульчики)
-Двигаемся дальше. (Слышим птичьи голоса)
-Чьи это голоса?
-Правильно, птицы улетают на юг. В начале осени улетают на юг стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми, а их становится все меньше.
Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна.
Немного позже собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди.
Потому что эти птицы водоплавающие, могут питаться и мелкой рыбой. А когда водоемы замерзают, птицы отправляются на юг.
-А какие же птицы остаются с нами зимовать? (воробьи, вороны, галки, совы, синицы, дятлы и другие)
Игра «Кнопочки"
-Если я буду называть перелетную птицу, вы нажимаете кнопку с солнышком, а если перелетную-со снежинкой.
-А теперь давайте проводим птиц в теплые края.
Физминутка «Стая птиц летит на юг»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
Дети машут руками, словно крыльями
Низкий наклон вперед, руки разводят в сторону
Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд
Дети встают и машут «крыльями»
Дети садятся на свои места
-Осенью становится холоднее. А что же животные? Как они готовятся к тому, что скоро все будет усыпано снегом? Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы.
- Ребята приготовили нам загадки о подготовке животных к зиме. Попробуем их отгадать?
Ариша: Я меняю шубку серую на зимнюю белоснежную, теплую и пушистую. Вот и вся моя подготовка к зиме. Норку я не делаю и пропитание на зиму не собираю.
-Дети, как вы думаете, кто может так о себе говорить?
Дети: заяц.
Практическая работа.
-Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу.
Иллюстрация заснеженного поля и двух зайцев в белой шубке и в серой
Приложите изображения зайцев к иллюстрации и определите, какой заяц менее заметен
Выставляется фото с изображением зайца
Лиза: В конце лета и осенью я делаю запасы. Я наполню свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями, шишками. Так и перезимую в теплом гнезде, где мне не страшны будут ни холод, ни снег.
-Дети, как вы думаете, кто может так о себе говорить?
Дети: Белка
Выставляется фото с изображением белки
Люба: Я зимой не сплю. Жизнь в лесу замирает. И главным моим кормом становятся мыши-полевки. И за зайцами я охочусь, а могу и в деревню в курятник наведаться.
-Дети, как вы думаете, кто может так о себе говорить?
Дети: Лиса
Выставляется фото с изображением лисы
Максим: Я запасов на зиму не делаю. Со своими сородичами сбиваемся в стаи и ходим цепочкой в поисках добычи. Моя шерсть становится густой и плотной. Это хорошо защищает меня от морозов. Сильные ноги и острые зубы помогают пережить трудное время.
-Дети, как вы думаете, кто может так о себе говорить?
Дети: Волк
Выставляется фото с изображением волка
Федор: А я, как только полетят с неба снежинки, укладываюсь в теплую постель. Снежное покрывало укроет сверху берлогу, в жилище станет тепло и тихо. Я сладко засну, посасывая лапу. Сон мой будет длиться до весенних ручейков, до теплого солнышка.
Дети, как вы думаете, кто может так о себе говорить?
Дети: Медведь
Выставляется фото с изображением медведя
Миша: Я не делаю запасов на зиму. Когда настанут холода, заберусь в свой теплый и уютный домик и крепко просплю до весны. Полетят с неба снежинки, никто меня под снегом не найдет и сон мой не потревожит.
-Дети, как вы думаете, кто может так о себе говорить?
Дети: Ёжик
Выставляется фото с изображением ёжика
-Давайте поиграем с ежиком.
Пальчиковая гимнастика (с массажным мячиком)
Зайка - ушки на макушке-
Скачет, скачет по опушке.
Барсучонок рядом жил
С зайкой сереньким дружил.
А за ним колючий ежик
Шел по травке без дорожек.
Дети кладут мячик на правую ладонь.
Показывают указательный и средний пальцы – «ушки зайчика»
Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.
Кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимаем на бугорки мячика, затем меняют руки.
Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад между ладонями.
-Дни становятся короче, солнце уже не поднимается так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют, краснеют, становятся коричневыми, розовыми, а потом кружатся в воздухе, опадают. Начинается настоящий листопад.
-А у нас сейчас тоже листочки окрасятся в осенние цвета.
Работа с девайсами.
Рефлексия «Что мы слышали осенью?»
-птичьи голоса
-свои шаги
-шелест листьев
-треск ветки
-шорох от прыжков белки
-шуршание лапок – идет ежик
-стук дятла
-разговоры грибников
-А сейчас нам пора возвращаться назад. Веселый паучок совсем скоро ляжет спать, а пока он нас проводит.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
руки скрещены
пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки
кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик)
Хлопок ладонями по столу/коленям
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками солнышко светит
Действия аналогичны первоначальным
«Паучки» ползают на голове