Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Придумываем загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий.
Ход НОД
Воспитатель может прийти на занятие в образе бабушки -Загадушки и предложить отгадать загадки.
1. Загадал — ума дал,
Отгадал — ума взял!
Год за годом
Мысль народа
В ней копилась,
С рифмой роднилась,
И детям, и взрослым
Пригодилась! (Загадка)
2. Пара длинных ушек,
Серенькая шубка.
Быстрый побегайчик
А зовётся. (Зайчик)
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе детского сада „Придумываем загадки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
3. Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится. (Ёлка)
4. Железная птица по небу летает. (Самолет)
Воспитатель сообщает о том, что сегодня они с детьми будут говорить о загадках. Спрашивает, что такое загадка (описание предмета без его названия, как можно понять те загадки, с которых началось занятие.
Воспитатель рассказывает о том, что в загадках воплощается народная мудрость. На Руси всегда почитались люди, умевшие отгадывать загадки. Но также почитались и те, кто умел загадки загадывать. Таких людей считали умными, сообразительными.
Воспитатель предлагает ребятам поиграть — отгадать загадки «Загадки про разные предметы».
• Крыльями машет, а улететь не может. (мельница)
• Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)
• Сама холодная, а людей жжёт. (крапива)
• Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (облака)
• Через море-океан плывёт чудо-великан. (корабль)
• Когда он нужен, его выбрасывают, а когда не нужен, поднимают. (якорь)
• Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова)
Воспитатель отмечает, какие загадки интересные, красивые, в рифму.
Воспитатель рассказывает, что загадывать загадки можно по-разному.
Виды загадок
Загадки-описания
Можно описать характерные признаки объекта, предмета. Например:
Пара длинных ушек,
Серенькая шубка.
Быстрый побегайчик
А зовётся. (зайчик)
Какие характерные признаки зайчика присутствуют в загадке? (длинные уши, серый мех, быстрота бега)
Воспитатель предлагает подобрать как можно больше характеристик к словам. Например, белочка — рыжая, быстрая, живёт на дереве, грызёт орешки; волк — серый, зубастый, злой, живёт в лесу; яблоко — красное, спелое, полезное, на дереве растёт и т. д.
Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления
Воспитатель приводит пример загадки:
Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится (ёлка).
Воспитатель учит детей составлять такие загадки с помощью схемы.
Например, загадка о морковке.
Признаки объекта, предмета Кто, что бывает таким же (можно нарисовать)
Цвет — рыжая апельсин
Форма — длинная сосулька
Вкус — сладкая конфета
Польза — полезная яблоко
Получившуюся загадку читает воспитатель, затем просит повторить ребёнка. Это овощ. Она рыжая, но не апельсин, длинная, но не сосулька, сладкая, но не конфета, полезная, но не яблоко.
Для закрепления воспитатель предлагает игру «Красный, синий, зелёный, жёлтый». Дети стоят в кругу, воспитатель по очереди каждому кидает мячик и задаёт вопрос, например: «Что бывает красным (синим, зелёным, жёлтым?». Ребёнок возвращает мяч и называет ответ.
Загадки — метафорические образы
Воспитатель рассказывает, что есть загадки, в которых свойства одного предмета переносятся на другой.
Воспитатель приводит пример такой загадки: «Железная птица по небу летает». (самолёт)
Воспитатель спрашивает о том, какие свойства самолёта названы в этой загадке. (железный, летает)
Воспитатель может обратиться к загадкам объекта с предложением определить, какие свойства того или иного предмета или объекта используются в загадках.
Воспитатель предлагает детям придумать любую загадку из трёх видов.
Воспитатель может предложить ребятам использовать таблицы-опоры.
Ребята придумывают загадки, могут помогать друг другу, продолжать загадку, развивать идею.
В завершения занятия ребята могут нарисовать ответы к загадкам и загадать их родителям.