Лариса Никошина
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Образование новых слов способом сложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Образование сложных слов путём сложения, активизация словаря сложными словами;
Задачи: 1. Упражнять детей в образовании сложных слов из существительных плюс глагол;
2. Продолжать формировать слоговую структуру слов;
3. Упражнять в составлении распространенных предложений со сложными словами с опорой на картинки.
4. Развивать связную речь детей, используя рассказ «Сапоги-скороходы»
5. Развивать у детей языковое чутье.
6. Воспитывать интерес к многообразию родного языка.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР „Образование новых слов способом сложения“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Оборудование: Предметы: самовар, скороварка, картинки по теме «Сложные слова», интерактивная доска, иллюстрации по теме «Образование сложных слов», конверт с письмами от весёлых человечков.
I. Организационный момент.
Ребята, вы уже умеете складывать новые слова из двух слов. Вспомните, как можно сказать про дом, если он из трёх этажей? (трёхэтажный). А если много этажей? (многоэтажный). А как называется фигура с четырьмя углами? (четырёхугольник).
II. 1. Сегодня мы будем из двух слов складывать слова, но уже по-другому.
- Как называется этот предмет? (самовар).
- Да, это самовар. (произнесение слова, выделяя его части).
Так назвали его потому, что он сам варит чай.
- А это что такое? (скороварка).
- Это скороварка. Её так назвали, потому, что она скоро варит.
- А вот это рыболов. Его так назвали, потому, что он ловит рыбу.
- А как можно назвать того, кто разводит пчел? (пчеловод).
- А кто лес рубит? (лесоруб).
- Кто копает землю? (землекоп)
- Кто трубы чистит? (трубочист)
- Кто оленей разводит? (оленевод)
- Разводит сад кто? (садовод)
- Почему пароход так называется? (он ходит паром).
- Почему ледокол? (лёд колет)
- А почему называется самолёт? (сам летит).
- Почему вертолёт? (вертится, летит). А что у него вертится? (пропеллер).
- Что такое лесовоз? (лес возит).
- Как сказать одним словом, что падают листья? (листопад).
На экране показываются изображения с этими словами.
2. Игра «Закончи предложение».
Падают, падают листья
В нашем саду … (листопад).
Моем, моем… (трубочиста)
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Пошла муха на базар
И купила … (самовар).
А теперь в предложениях добавляйте слова, а подсказками будут картинки.
Сладким медом угостил… (пчеловод).
В лесу дружно работали … (лесорубы).
Пригрело весеннее солнышко и на реке начался… (ледоход).
Под березой вырос гриб … (подберезовик).
3. А теперь самостоятельно придумайте предложения по картинкам: самолёт, листопад, снегопад, самосвал, молоковоз, водопад.
4. Раздаётся стук в дверь. Вносят конверт.
- Ребята, вам письмо от «Весёлых человечков».
- Ничего не понимаю, какие-то картинки и записки: «Отгадайте наши загадки. В каждой картинке спряталось по два слова. Какие это слова?
(Каждому ребёнку раздаётся конверт с «загадками от весёлых человечков»).
5. Ребята, тут ещё что-то есть. «Послушайте рассказ и найдите в нём сложные слова».
«Сапоги – скороходы»
Давно это было, люди не знали, что такое самолёты, пароходы, телевизоры, автомобили. Шё л человек по дороге пешком и думал: «Как трудно ходить пешком, я очень устал!» Хочу я иметь сапоги-скороходы, чтобы в них можно было быстро ходить. Раз шагнул – через поле перепрыгнул. Ещё шаг сделал – речка позади осталась. И стали люди изобретать, придумывать новое. И теперь есть сапоги-скороходы. Вот они: самолёт, вертолёт, велосипед, автомобиль.
- Какие сложные слова вы запомнили в рассказе?
- Какие сапоги-скороходы придумал человек?
III. Итог. Какие слова мы сегодня составляли на занятии? Вам понравилось образовывать новые слова? Попробуйте теперь поискать вокруг нас слова, состоящие из двух слов.