Конспект НОД «Культура и традиции русского народа: строительство дома на Руси» в подготовительной группе

Марина Гончарова
Конспект НОД «Культура и традиции русского народа: строительство дома на Руси» в подготовительной группе

Цель: формирование уважительного отношения к традициям и обычаям русского народа.

Задачи:

- обобщить первоначальные представления о роли традиций и обычаев в жизни русского народа, роли оберегов в защите от злых сил;

- воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;

- формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой деятельности.

Оборудование: проектор, экран, флешка с презентацией, 4 стола, равное количество карточек желтого и белого цветов по общему количеству детей, карточки красного и коричневого цвета (по пять штук, два желтых и два белых конуса для обозначения цвета стола, картинки-пазлы с изображением полотенца, коня, березы, наличника, подкова из картона, мнемокарты, запись фонограмм, макет дома, картинки для наклеивания с изображением наличников, коньков, полотенец, клей-карандаш, макеты березы, дуба, клена, рябины.

Ход занятия

Воспитатель:

Мне вчера попалась очень сложная загадка. Я никак не могу ее отгадать. Поможете?

Дети:

Да!

Воспитатель:

Тогда слушайте.

Он не низок, не высок,

В нем для всех есть уголок.

А медведю нет местечка

Ни в прихожей, ни у печки,

В спальне тоже тесновато.

Уходи-ка, косолапый!

Но на крышу он полез,

Задрожал зелёный лес.

Все пустились наутёк,

Развалился … (теремок).

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Помогли мне. И как я не догадалась, что это теремок? А из какой же сказки этот теремок?

Дети:

Из сказки «Теремок».

Воспитатель:

Верно. Это теремок из русской народной сказки, которая так же и называется. Вспомните, ребята, как начинается сказка «Теремок».

Дети:

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок,остановилась и спрашивает:

- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. (Слайд 1)

Конспект НОД «Культура и традиции русского народа: строительство дома на Руси» в подготовительной группе

Воспитатель:

А как заканчивается сказка?

Дети:

Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. (Слайд 2, закрыть экран)

Воспитатель:

Почему теремок развалился, как вы думаете?

Дети:

Медведь был большой, ему не хватило места, ведь теремок был маленький.

Воспитатель:

Мышка нашла ничей, пустой дом. А по старинному русскому поверью в таком доме могла поселиться нечисть. Может поэтому теремок развалился? Даже если бы звери в теремке и поместились, неизвестно, была бы их жизнь счастливой или нет. А почему дом покинули его прежние хозяева? Неспроста это. Может быть, его строили не по обычаю? Ведь чтобы построить дом себе и другим на радость, надо знать и уважать обычаи. И когда звери начнут строить новый теремок, неплохо бы им соблюдать обычаи и традиции, которые соблюдал русский человек при строительстве дома. Хотите помочь зверям построить надежный теремок, в котором можно будет жить долго и счастливо?

Дети:

Да!

Воспитатель:

Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы помочь. Предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о традициях и обычаях русского народа, которые соблюдались при строительстве дома. Что учитывал хороший хозяин, выбирая место для строительства нового дома?

Дети: Рядом должны быть лес, река, земля для огорода.

Воспитатель:

А зачем все это нужно?

Дети:

В реке можно ловить рыбу, брать воду, стирать. В лесу – охотиться, собирать грибы, ягоды, травы. На огороде хозяин будет выращивать овощи.

Воспитатель: Верно, при закладке нового дома все это учитывали. (Слайд 3)

Посмотрите,какое замечательное место: и река, и лес, места под пашню много. Давайте предложим зверям поставить дом прямо на берегу. Вышел – и сразу можно рыбу ловить. (Слайд 3а)

Дети:

Нет! В доме у воды будет очень сыро.

Воспитатель:

Ну, тогда вот здесь, на горочке. От воды далеко, сыро не будет. (Слайд 3б)

Дети: Здесь будет очень сильный ветер.

Воспитатель:

А вот здесь у дороги? По-моему, отличное местечко. Гости будут сразу на крылечко попадать. (Слайд 3в)

Дети:

И у дороги нельзя строить дом. По ней может в дом прийти несчастье, а счастье уйдет.

Воспитатель:

Ну, я уже не знаю, какое еще место для строительства избы предложить.

Дети:

Нужно выбирать место, где отдыхают домашние животные.

Воспитатель:

Почему?

Дети:

Считалось, что домашние животные отгоняют злые силы и это место счастливое.

Воспитатель:

Вы правы. Счастливым считалось то место для строительства дома, где ложился для отдыха рогатый скот. «Не строй дом на песчаном месте, — говорилось в пословице, — а там, где лежит коровушка». Отлично. Место нашли. (Слайд 3г) Наш первый совет зверям какой, как вы думаете?

Дети:

Правильно выбрать место для постройки нового теремка.

Дети:

Ребята, а из какого материала зверям в лесу лучше построить теремок?

Дети:

Из деревьев.

Воспитатель:

Почему?

Дети: В лесу деревьев много, а теремок из дерева будет теплым.

Воспитатель:

В какое время года лучше срубать деревья для строительства дома? Почему?

Дети:

Зимой, потому что зимой дерево считалось мертвым.

Воспитатель:

Да, ребята, рубили деревья для строительства дома только зимой, потому что в это время дерево считалось мертвым и не очень страдало. (Слайд 4) Лишняя вода ушла в землю, бревно не загниет, не покоробится. Да и вывезти бревна из леса можно было санным путем. (Слайд 5) Бревна именно рубили, а не пилили. Опиленные бревна, как говорили, «дерет ветром», а значит, они трескаются и быстрее разрушаются. А при обработке топором бревно с торцов как бы «закупоривается» и меньше гниет. Но к строительству преступали не сразу. Бревна должны были хорошо просохнуть. Иначе потом они могли пойти трещинами. Лучшим считалось начинать строительство дома ранней весной.

Воспитатель:

Вот и второй совет зверям, подскажите, какой?

Дети:

Рубить бревна для постройки дома нужно зимой.

Воспитатель:

Будущий теремок у зверей должен быть большим. Почему?

Дети:

Чтобы всем места хватило.

Воспитатель:

Русские люди тоже строили большие дома с учетом прибавления в семействе, иногда в два этажа, со светелкой. «Семья сильна, когда над ней крыша одна», — так считали наши предки. Как вы думаете, могла ли одна семья самостоятельно построить для себя такой большой дом?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

Кто же помогал его строить?

Дети:

Все родственники и соседи, вся деревня.

Воспитатель:

Почему строить дом созывали всю деревню?

Дети:

Вместе легче строить, быстрее.

Воспитатель: «Чем больше рук, тем легче труд», — так говорили наши предки. (Слайд 6)А еще говорили: «Кто на помощь звал, тот и сам иди». За помощь расплачивались пирогами, сытным ужином. (Слайд 7, закрыть экран)

Воспитатель:

Какой же третий совет можно дать зверям?

Дети:

Третий совет: строить теремок всем вместе, дружно.

Воспитатель:

Строительство дома требовало большого мастерства, труда, таланта. Вспомните пословицы и поговорки о труде и мастерстве.

Дети:

Землю красит солнце, а человека — труд.

Труд человека кормит, а лень портит.

Не топор кормит, а работа.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

Умелые руки работы не боятся.

Делу время — потехе час.

Конец — делу венец.

Воспитатель:

Вот и закончено строительство дома. (Слайд 8, закрыть экран) Но чтобы защитить свой дом, наши предки использовали разные обереги. Давайте вслушаемся в слово «оберег». Что оно означает по вашему мнению?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

Совершенно верно, оберег — то, что оберегает, сторожит. Сейчас мы и поговорим об оберегах, которые наши предки использовали при строительстве дома. А заодно немножко подвигаемся и отдохнем.

Предлагаю тем, кто сидит справа, взять карточку такого цвета, какого цвета листва у осенней березки, тем, кто сидит слева – взять карточку цвета ствола березки.

(На столе лежит равное количество карточек желтого и белого цвета. Их общее количество соответствует общему количеству детей. По пять штук карточек красного и коричневого цвета. Дети выбирают карточку нужного цвета.)

Все справились с заданием и нашли нужную карточку, хорошо. Сейчас вы будете двигаться по залу под музыку. Как только музыка закончится, вы должны будете занять место за столом, цвет которого соответствует цвету вашей карточки. Но есть одно условие. У нас два стола желтого цвета и два стола белого цвета. За каждым столом должно быть не более четырех человек.

(Звучит русская плясовая музыка, дети свободно передвигаются по ковру. Музыка стихает, каждый ребенок находит свое место за столом.)

Воспитатель:

Все нашли свои места, молодцы. Какие инструменты вы услышали в русской плясовой, которая сейчас прозвучала?

Дети:

Балалайка и баян.

Воспитатель:

Правильно. Для каждого стола есть задание. По команде переворачиваете разрезные картинки на лицевую сторону, собираете картину-пазл с оберегом или предметом, напоминающим о каком-либо обереге. Определяете, что изображено на вашей картинке. За желтыми столами ребята думают, в каком месте изображенный предмет размещали при постройке дома и для чего. У ребят за белыми столами задание более сложное. Нужно понять, как то, что изображено на вашей картинке, связано с каким-либо оберегом, используемым при строительстве дома. Потом один человек из каждой команды рассказывает о своем предмете. Решите заранее, кто будет представлять вашу команду.

(Дети собирают картинку-пазл. Представители команд объясняют, что на картинке. На столах желтого цвета картинки-пазлы, на которых изображены наличники и береза. На картинках на столах белого цвета картинка с конем (ассоциация с оберегом «конек») и полотенцем (ассоциация с оберегом «полотенце»).

Дети:

На нашей картинке наличники. Они украшали окна и защищали от нечистых сил.

Воспитатель:

Верно. Окна - это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. (Слайд 9 а, б, 10) Давайте наклеим на макет дома ваш оберег. Тот, кто выше всех ростом в вашей команде, выбирает любой наличник и наклеивает его в нужное место.

Дети:

А у нас на картинке конь. Это конек на крыше дома. Считалось, что он может уберечь дом от беды и несчастий.

Воспитатель:

Да, верно. «Конь на крыше — в избе тише», — так говорили наши предки. (Слайд 11 а, б, 12) Конек на крыше - зашифрованное пожелание здоровья и счастья всем живущим в доме. Наклейте конек на макет дома. Это сделает тот, у кого самые светлые волосы.

Дети:

А на нашей картинке полотенце. Полотенцем называли резную доску, которая украшала стык скатов крыши. (Слайд 13 а, б, 14)

Воспитатель:

Выберите и наклейте на макет понравившееся полотенце. Выполняет это задание тот, у кого самые темные волосы (на ком надеты юбка, брюки, рубашка с длинным рукавом и т. п.).

Дети:

У нас - береза. Люди верили в то, что березка оберегает дом от зла и сажали дерево рядом с домом.

Воспитатель:

Правильно (слайд 15 а, ранней весной березка первой покрывалась яркой зеленью. Отсюда пошло поверье, что береза обладает силой роста. Русские люди верили в то, что посаженная во дворе березка-берегиня может уберечь дом от беды и несчастий, принесет здоровье и добро. Выберите из предложенных макетов дерево березы и «посадите» его рядом с домом. Это сделает тот, кто ниже всех ростом (закрыть экран).

Воспитатель:

Так какие из оберегов вы предложите зверям?

Дети:

Я предложу сделать наличники, конек, полотенце, узоры из дерева на доме, посадить березку.

Воспитатель:

Это и будет четвертым советом зверям.

Воспитатель:

Есть и другие обереги. Например, существует такое старинное поверье, кто найдет подкову, тому она счастье принесет. Подкову, как оберег, вешали на счастье над входной дверью избы или в сарае.Верили: дому будет удача и счастье, будет цела скотина, подкова от всех бед оградит. До сих пор люди верят в охранную силу подковы и прикрепляют ее на счастье не только в домах, но и в автомобилях, носят на груди кулоны в виде миниатюрной подковки, делают брелочки для ключей с изображением счастливого символа. Давайте поиграем в кубанскую народную игру «Передай подкову».

Игра «Передай подкову».

Дети стоят в кругу и под музыку (русский танец) передают друг другу подкову. Как только музыка замолкает, тот, у кого подкова осталась в руках, выходит в круг и танцует. Потом встает в круг и игра продолжается. После игры все садятся на стульчики.

Воспитатель:

Какие инструменты звучали в русском танце?

Дети:

Баян и бубен.

Воспитатель:

Ребята, а когда звери построят теремок, кого им нужно будет пустить первым в новый дом?

Дети:

Петуха, курицу или кошку. (Слайд 15 б)

Воспитатель:

Для чего это делали?

Дети:

Это делали для того, чтобы все в доме жили долго и счастливо.

Воспитатель:

Когда хозяева входили в новый дом, впереди пускали живое существо (петуха, курицу, кошку) как двойника человека. Русские люди верили, что это принесет им счастье и здоровье. Наши предки очень бережно относились к своему жилищу и старались оградить его от неприятностей. Если животные сразу выбегали из дома, считалось, что людям в такой дом заселяться нельзя. Ну а если и через несколько дней с животными было все в порядке, мог дом и человек занимать. И сегодня многие новоселы, прежде чем войти в новый дом или квартиру, пускают туда кошку.

Воспитатель:

А сейчас давайте подведем итог, вспомним, кому и как мы помогали, что вам понравилось и запомнилось.

Дети: Мы помогали зверям строить новый большой теремок, в котором они смогут жить все вместе долго и счастливо. Мы дали им советы, которым нужно следовать при постройке дома.

Дети: Мне понравилось играть в кубанскую народную игру «Передай подкову».

Воспитатель:

Давайте еще раз вспомним советы, которые мы дали зверям. (Работа с мнемокартами. Дети повторяют все советы, данные зверям.)

Воспитатель:

Будем надеяться, что звери последуют нашим советам. Посмотрите, как дружно они принялись зав работу. Даже конек на крыше уже готов. (Слайд 16)

Воспитатель:

Конечно, многие обычаи и традиции со временем забываются, меняются, не всегда люди им следуют, считают это суевериями. Но мы должны знать традиции и обычаи своего народа, той страны, в которой живем. Все вы знаете русскую народную игру «Ладушки», в которую играли малышами. (Слайд 17)

- Ладушки, ладушки, где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку. Кашка сладенька, бражка младенька.

Попили, поели. Ши-и-и! Полетели, на головку сели!

- Ладушки-ладушки, испекли оладушки.

На окно поставили, остывать оставили.

Воробушки прилетали, оладушки расклевали.

Хлоп-хлоп – полетели, на головку сели!

Ладушки, ладушки, курочки–рябушки.

Ладушки, ладушки, курочки-кладушки.

Петушок с хвостом, гребешок торчком.

Крылышками – хлоп-хлоп!

А мы их – хоп-хоп! И поймали!

Ладушки-ладушки, пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала, детушкам давала.

Даше – два, Паше – два.

Ване – два, Тане – два.

Хороши оладушки у нашей бабушки!

Эта игра посвящена древней богине Ладе — хранительнице домашнего очага. В «Ладушки» надо играть, чтобы в доме все жили дружно и не ссорились. Посоветуем зверям чаще играть в эту игру. Да и сами не забывайте ее. Играйте дома и в детском саду (закрыть экран).

Наше занятие окончено. Всем спасибо.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

«Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Традиции колядования на Руси Святки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник праздновали с 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект НОД «Культура и традиции русского народа: строительство дома на Руси» в подготовительной группе
Опубликовано: 15 марта 2020 в 19:49
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...

9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...


Горячие темочки