Получи документы

Конспект НОД в подготовительной группе «Народы России»

Жибек Туяканова
Конспект НОД в подготовительной группе «Народы России»

Открытое занятие в подготовительной группе

«Народы России»

Цель: Знакомство с традициями гостеприимства и народными играми русского украинского и казахского народов.

Задачи:

1. Познакомить детей с народами, населяющими Омск.

2. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно- прикладного творчества.

3. Формировать чувство гордости за Родину поддерживать интерес к истории и культуре России и народов её населяющих.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Народы России“» размещена в разделах

Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, такия – тюбетейка, баурсак, кесе, рушник, кокошник, «рахмет,» «дякую «, до побачени»,торсык, кумыс, крынка, изба, хата, юрта.

Оборудование: выставка предметов народно-прикладного творчества : деревянная посуда украшенная в стиле хохломской росписи, книги -сказки пиала-кесе, сувенир юрта, кукла в национальном наряде, посуда для кумыса «торсык», такия- тюбетейка, глиняная посуда (супница, кружка, крынка,ваза, рушник, ,

Презентация с использованием мультимедийной установки «музыкальные инструменты»

Дети, воспитатель, родители одеты в костюмы народов России (русский национальный костюм, украинский национальный костюм, казахский национальный костюм)

Дети вошли одетые в национальные костюмы.

-Ребята к нам сегодня пришли гости поздоровайтесь с гостями. (Повернитесь к гостям лицом)

(Надо подвести к теме занятия)

Я приглашаю вас на выставку.

На выставке разные предметы, посуда, книги.

Что это за предметы? Что они означают? Хотите узнать, что они означают, какому народу они принадлежат, для чего использовались?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Тогда приготовьтесь, слушайте внимательно. Сегодня мы будем говорить о традиции гостеприимства народов, живущих в нашем городе.

Прежде чем мы рассмотрим предметы, ответьте на вопросы.

-Поднимите руки те у кого темные волосы?

-Поднимите руки те у кого светлые волосы?

- Похлопайте руками у кого голубые глаза.

-Поднимите руку у кого заплетены косички.

Видите ребята мы с вами очень разные у каждого из нас есть свои особенности, свои привычки, мы одеваемся по-разному у каждого свой внутренний мир. Мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

Так же и народы. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою культуру, традиции, своя национальная одежда. Мы все разные но Родина у нас одна.

Воспитатель: Как называется страна в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Россия наша Родина.

А люди живущие в России?

Дети: Россияне.

Воспитатель: В каком городе мы живем?

Дети: В Омске. Правильно мы омичи. А Омск это наша … малая Родина. Малая Родина-Это место где мы родились, где живут наши родители.

Воспитатель: В нашей группе ребята каких национальностей?

Значит о каких народах мы будем говорить?

Дети: русские, украинцы, казахи.

.

Давайте познакомимся поближе. Мы сейчас с вами будем говорить о русском народе, о России.

(Подходим к столу).Когда –то очень давно в давние времена посуду, игрушки изготавливали из чего ребята подскажите?

Дети: из дерева, из глины.

Воспитатель: Правильно. У каждого народа была своя посуда, игрушки, одежда. Это зависело от того где жили люди в степи, в лесу, в горах, на севере. Люди жившие в то время всегда хотели их украсить и украшали их орнаментом узорами диковинными птицами, кружочками, рисунками и эти вещи оживали украшали жилье радовали людей.

В России люди говорят на русском языке, потому что это государственный язык. У русского есть своя национальная одежда, традиции, обычаи, праздники, обряды, сказки, игрушки, украшения

Посмотрите как украшена эта посуда? Это чаша, ложки, ковш. Эта посуда украшена в стиле хохломской росписи. (Рассматриваем посуду)

И конечно русские народные сказки, которые передаются из поколения в поколение. (Смотрим книги «Русские народные сказки»)

Жилище раньше называлась изба. (Обращаю внимание детей на экран)

На экране представлена презентация.

Русский народный музыкальный инструмент балалайка

Посмотрите пожалуйста и послушайте. (Показ презентации)

Так как называется русский народный инструмент?

Люди украшали посуду жилище и конечно одежду. Как же одевались люди? Как украшали себя?

Воспитатель: О русском национальном костюме расскажет Татьяна Владимировна.

(родительница в русском национальном костюме)Национальный костюм представляет дочь Соня в русском сарафане, с кокошником на голове. Посмотрите на Соню.

У женщины на голове был обязательно головной убор кокошник. Кокошники украшались бисером жемчугом лентами служил и украшением и оберегом. Кокошник берегли передавали от матери к дочери.

Женщины носили рубаху, поверх носили сарафан.

Мужская рубашка называлась косоворотка. (Мальчики одеты в косоворотки, брюки)

Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой.

Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

.

Воспитатель: Татьяна Владимировна расскажите пожалуйста как встречают гостей в России, как раньше встречали гостей.

Выходит Соня в русском народном костюме выносит каравай кланяется гостям.

(каравай лежит на столе отдельно прикрытый полотенцем)

Здравствуйте гости дорогие!

Мы всегда гостей встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Татьяна Владимировна: Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом да солью

Татьяна Владимировна:

.Отведайте наш хлеб да соль.

(Вручает его воспитателю….)

Воспитатель: Матушка Русь славится и веселыми играми.

В одну из таких игр мы сейчас поиграем. Евгения Николаевна (также родительница одной из воспитанниц)приглашает поиграть в игру «Дударь»

Игра «Дударь»

(Пока дети со взрослыми играют на экране картинка танцевальный ансамбль детей в национальных русских костюмах, фоном идет минус мелодии «во поле береза стояла»)

Воспитатель: Спасибо тебе Русь за гостеприимство и игры.

В России живут не только русские люди наша страна многонациональна. Среди воспитанников нашего детского сада есть и другие национальности.

Давайте познакомимся. Подходим к столу. Выставка посвящена украинцам.

Чем славятся украинцы? Славятся украинцы вышивкой.

Вышивка яркая красочная красная. (Украинская вышивка присутствует везде и на рубахах и на скатертях и на полотенцах., которые называются рушниками.

(показываю рушник)

Повтори как называется полотенце (Василиса, Кирилл, Максим, Саша)

Рушник- символ семьи согласия любви красоты

Славится Украина еще глиняной посудой Посмотрите. Каждая имела свое название Например: Крынка для молока. Повтори (Нейла, Варя, Арина)

Жилище украинцев называлась хата. (Обращаю внимание на экран)

Народный украинский музыкальный инструмент бандура.

(Посмотрите пожалуйста и послушайте

Воспитатель: Любовь Александровна (родительница воспитанника) расскажет об украинском национальном костюме. (Любовь Александровна в украинском национальном костюме)

Украинская рубашка называется «вышиванка» от слова вышивать орнаментом обязательно украшались края одежды. Обращаю внимание на Максима. Катю, себя. (Максим в мужском украинском национальном костюме, Катя в женском с красивым венком на голове)

Украина яркая солнечная южная богатая страна и поэтому наверное в национальном костюме голову девушки украшает венок из цветов.

Венок является символом Украины символ славы победы успеха молодости чистоты любви.

Посмотрите на Катю.)

Обязательной частью у украинцев был пояс. (посмотрите на Максима)

Мужчины носили широкие шальвары.

Воспитатель: Любовь Александровна, Катя и Максим расскажут об украинской традиции встречать гостей.

Выходят Любовь Александровна, Катя и Максим.

На руках у Кати каравай.

Выходят кланяются

Здоровеньки булы!

Добрый дэнь вам люды добри!

Караваем вас витаем!

(Отдаем каравай)

Любовь Александровна:

.У украинцев есть тоже такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом да солью.

Воспитатель:Украина богата песнями, танцами

и играми.

Игра «Хлебчик»

Хлебец (Хлибчик)

Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.

Пеку-пеку хлибчик! (Выкрикивает хлибчик.) А выпечешь? (Спрашивает задняя пара.)

— Выпеку!

— А убежишь? - Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намере-нием соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Правила игры.

Последняя пара может бежать только после окончания переклички.

(Во время игры на экране картинка танцевальный ансамбль детей в украинских костюмах, фоном идет музыка «поппури украинские народные мелодии»)

Нам пора спешить.

Подошли к столу. Выставка посвящена казахам.

Чай подавали в такой посуде «кесе». Повтори ….)

кумыс это кобылье молоко хранили в посуде, которая называется –«торсык»

Повтори ….)

Казахи когда-то кочевой народ переезжали с одного места на другое.

когда-то давно жилищем была юрта. ее легко было разобрать и собрать на новом месте.

(Обращаю внимание на экран)

Народный казахский музыкальный инструмент – домбра.

Посмотрите пожалуйста и послушайте.

Воспитатель:

И сейчас Анара (родительница в казахском национальном костюме) расскажет о казахском национальном костюме.

Казахи украшали посуду, жилище узорами напоминающие рога барана.

Этими же узорами украшали свою одежду. Девушки одевали красивые платья со свободными рукавами, жилетки украшенные узорами, на голове у девушки была красивая шапочка такия украшенная перьями совы.

Посмотрите пожалуйста Выходят Мадина, Нейла,Ралина

У мужчины на голове тюбетейка такия (Тамерлан)

О казахской традиции встречать гостей расскажут наши ребята.

Выходят Тамерлан, Нейла, Мадина, Ралина. и Айгуль Рашидовна,

В руках у Нейлы блюдо с баурсаками, у Мадины и Ралины блюдо с конфетами.

- Салем гости дорогие!

Воспитатель: Айгуль Рашидовна расскажите пожалуйста как встречают и астречали гостей у казахов?

Айгуль Рашидовна:Издавна казахский народ славился своим гостеприимством Казахский народ всегда был рад гостям. и принимал их радостно и приветливо. У казахов говорят гость на пороге это праздник. Гостей встречают баурсаками лакомство из теста обжаренное в масле и сладостями,конфетами.

Это называлось «шашу» когда дорогих гостей осыпают конфетами.

Приветствуйте дорогих гостей.

(Родители и девочки осыпают гостей конфетами)

Нейла отдает блюдо с баурсаками…

Воспитатель: Казахи также славятся песнями, танцами, сказками, и играми. .

Одна из таких игр «Тенге алу» О ней нам расскажет мама Тамерлана.

Мама Тамерлана:На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша На площадке раскладываются большое количество «монет» мешочков.

Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки передвигаются по направлению к линии финиша имитируют скачку на конях. Во время скачек джигиты не останавливаются наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот кто смог во время скачек собрать больше монет.

Правила игры: Начинать скачки только по сигналу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Поднимая предмет нельзя стоять на месте.

(Во время игры на экране картинка «всадник в степи» и фоном звучит музыка минус «кара жорга»)

Воспитатель:Спасибо ребята! Спасибо уважаемые взрослые!На этом сегодня наше знакомство с народами завершается. Ещё многое предстоит узнать но это в следующий раз. У каждого народа свои традиции обычаи. Но это не делает один народ хуже или лучше другого наоборот культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. У каждого народа свои песни сказки и национальные костюмы.

О каких народах мы говорили?

О какой традиции рассказывали?

Что общего в традиции встречать гостей?

Чем встречают дорогих гостей у русского народа?

У украинского народа?

у казахского народа?

Какие новые слова вы сегодня запомнили? Скажи ….

Что тебе понравилось? Что запомнилось?

Как называтся наша общая Родина?

Возьмемся за руки!

А закончить наше занятие я хочу стихотворением

Ануара Дуйсенбиева «Дети Земли»

Есть белые дети,

Есть черные дети,

Есть желтые дети

На нашей планете.

Но дело не в цвете.

А в том что на свете друг другу

всегда улыбаются дети

Собрались все дети в круг

я твой друг и ты мой друг

крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Пусть общими будут –

Навеки, навеки! –

И море,

И небо,

И горы,

И реки,

И снег,

И тюльпаны,

И родины знамя,

Все вместе:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Народы России». Мастер-классДидактическое пособие «Народы России». Мастер-класс Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Народы России», предназначенное для детей старшего дошкольного.

Фестиваль «Народы Поволжья» в старшей подготовительной группеФестиваль «Народы Поволжья» в старшей подготовительной группе Фестиваль "Народы Поволжья"в старшей-подготовительной группе Дети входят в зал под музыку «Я, ты, он, она»с флажками. Воспитатель 1: Здравствуйте,.

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала» Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Конспект НОД по лепке «Флаг России» в подготовительной группеКонспект НОД по лепке «Флаг России» в подготовительной группе Конспект НОД по лепке «Флаг России» в подготовительной группе Цель: обогатить знания детей по теме, продолжать совершенствовать навыки работы.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кубань — жемчужина России» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Кубань -жемчужина России" Программное содержание: Уточнить знания о.

Конспект ОД по ФЭМП «Счет от 0 до 10. Народы России»Конспект ОД по ФЭМП «Счет от 0 до 10. Народы России» Конспект ОД по ФЭМПна тему:«Счет от 0 до 10. Народы России»Цель: Закрепить счет и знания о цифрах в пределах 10 по теме «Народы России»,.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «День государственного флага России»Конспект ООД в подготовительной к школе группе «День государственного флага России» День Государственного флага Российской Федерации отмечается 22 августа. Задачи: Закреплять знания о флаге, на основе расширения знаний.

Конспект экологической викторины в подготовительной к школе группе «Природа России» ко Дню России на МAAMКонспект экологической викторины в подготовительной к школе группе «Природа России» ко Дню России на МAAM Дошкольный возраст - важный этап становления личности, период развития физических и психических качеств, время формирования всех педагогических.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе мы — одна семья, все народы здесь — друзья»НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе мы — одна семья, все народы здесь — друзья» НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Вместе мы – одна семья, все народы здесь – друзья». Интеграция образовательных.

Конспект познавательной беседы «Реки России» в подготовительной к школе группе Задачи: - расширять представления детей о природе России; - познакомить детей с названиями рек; - формировать представления детей о назначении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Народы России»
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 12:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД