Конспект познавательной беседы «Реки России» в подготовительной к школе группе

Амина Керимова
Конспект познавательной беседы «Реки России» в подготовительной к школе группе

Задачи:

- расширять представления детей о природе России;

- познакомить детей с названиями рек;

- формировать представления детей о назначении рек;

- воспитывать бережное отношение детей к водным ресурсам России.

Ход беседы

Воспитатель:

- Ребята, Россия – это морская держава, речной и озерный край. Посмотрите, как много на глобусе голубого цвета. Это все моря, реки, озера. В России всего около 120 тысяч рек. Реки страны – это настоящее богатство.

Отгадайте загадку.

Она бежит, искрится,

На солнце серебрится,

Огибает берега

Полноводная. (река).

Верно! Это река.

Что такое река?

Воспитатель:

Как вы думаете, что давала река человеку в давние времена?

Ответы детей.

- Правильно, воду, рыбу. Поэтому люди всегда селились по берегам рек. Ведь человек не может жить без воды. И сегодня реки очень помогают человеку. Они являются главным источником пресной воды. Реки – это речной путь. По рекам плавают большие пассажирские теплоходы, огромные грузовые баржи, рыболовецкие суда. На реках построены гидроэлектростанции, которые снабжают города электричеством.

Это постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением от истока до устья. По суше течет много рек.

Воспитатель:

- Какие бывают реки?

Ответы детей:

Воспитатель:

Рек на свете много: полноводные, равнинные, горные.

Полноводные с плавным, медленным течением. Такие реки текут среди полей, зеленых равнин и пологих холмов.

Равнинные реки бывают могучие, широкие. Встречаются реки поменьше, их называют притоками. Они обычно впадают в крупные реки.

С гор и их отрогов сбегают вниз веселые говорливые горные реки. Они отличаются от равнинных рек быстрым бурным течением с шумными водоворотами, а порой и водопадами и студеной ледяной водой. Ведь горные реки и ручьи сбегают с гор, и их исток лежит среди тающих на ослепительном солнце ледников.

- Задумывались ли вы, как возникает река?

У каждой реки есть начало — исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, или светлый ручеек, пробирающийся среди болотных кочек. Горные реки питаются водой тающих ледников.

- Что такое русло реки?

Русло — путь, который выбрала себе река. Реки текут под уклон, часто путь их извилист, потому что они огибают горы, холмы, небольшие возвышенности.

Берега рек, как правило, разные. Правый берег крутой, часто поросший черностволыми пушистыми липами, зарослями ольшаника и ивняка. А левый берег — низкий, пологий, весной его заливают талые воды. Здесь вольготно разлеглись заливные луга, на которых ароматные сочные травы выше человеческого роста, пахнет медовым розовым иван-чаем, вьются пчелы, порхают бабочки, стрекозы и мотыльки.

Дождевая и холодная хрустальная вода подземных ключей попадает в реки. От этого они становятся шире, полноводней.

Некоторые реки в конце пути разветвляются на несколько рукавов. Такое место называют дельтой реки.

В конце пути река добегает до моря и впадает в него, щедро даря ему свои воды. Место впадения реки в море называется устьем.

Итак, у всех рек есть исток — начало реки, русло — путь, по которому она течет, и устье — место, где река впадает в море.

Опишите знакомую вам реку, опираясь на следующие вопросы.

- Видели ли вы реку?

- Какая это река — горная или равнинная?

- Знаете ли вы, как она называется?

- Широкая эта река или узкая?

- Какое у нее течение? Быстрое, плавное или медленное?

- Какие у реки берега?

- Что растет на берегах реки?

- Какая водится в реке рыба?

- Ловили ли вы рыбу в реке?

- Купались ли вы в реке?

- Куда впадает эта река?

Послушайте стихотворение.

У реки

Вода речная слаще меда,

Теплей парного молока!

Мальчишки плещутся у брода

И строят крепость из песка.

Белоголовы, загорелы

Они почти до черноты,

Солдатиком ныряют смело

И фыркают, набрав воды.

А речка разлеглась вольготно,

С улыбкой смотрит на ребят

И счастлива, что беззаботно

Они играют и кричат!

Воспитатель:

В реках водится много разной рыбы.

- Назовите рыбу, которая водится в реках.

В реках есть щуки и ерши, красноперки, сазаны и караси.

Послушайте стихотворение.

Мальки резвятся

Сохнет сено в стогах,

Хорошо у реки!

На подводных лугах

Веселятся мальки.

Вьются рыбки по дну

Под склоненной ольхой,

В миг уйдут в глубину,

Лишь махну я рукой.

Будто искры сверкнут

Серебристые спинки,

Перламутром блеснут

В мокрых травах росинки.

Воспитатель:

В России тоже много прекрасных, широких и полноводных рек.

- Какие российские реки вы знаете? Это и Волга, и Амур, и Лена.

- А вы знаете, какую реку России называют матушкой?

Ответы детей.

- Правильно, Волгу. А как вы можете описать ее, какая она.

Ответы детей. (широкая, могучая, полноводная, сильная)

- Самые большие реки России – Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара.

Река Амур впадает в Охотское море. Волга и Дон несут свои воды по европейской части России. Волга впадает в Каспийское море, а Дон в Азовское. Енисей, Лена и Обь находятся в азиатской части нашей Родины. Лена — самая длинная река в России.

Ответьте на вопросы

1. Что такое река?

2. Какие бывают реки?

3. Как называется начало реки?

4. Как называется путь реки?

5. Как называется место, где река впадает в море?

6. Какая в реках вода — соленая или пресная?

7. Какие рыбы водятся в реках?

8. Что растет по берегам рек?

9. Какая самая длинная река в мире?

10. Расскажите о реках России.

11. Умеете ли вы плавать?

12. Ловили ли вы когда-нибудь рыбу? Какую рыбу вы поймали?

13. Какая река протекает в Москве?

Прикреплённые файлы:

reki-rosi_8mq3r.pptx | 4079,48 Кб
 
Публикации по теме:

«Богатырская наша сила». Конспект познавательной беседы в подготовительной группе«Богатырская наша сила». Конспект познавательной беседы в подготовительной группе Методические задачи: развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине; продолжать знакомить детей с былинами и сказаниями о подвигах.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Театральная площадь»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Театральная площадь» Вступление: 2018 год в России объявлен годом театра и я предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, небольшую беседу- прогулку по Театральной.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Третьяковская галерея»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Третьяковская галерея» Вступление: Уважаемые коллеги, эта беседа и презентация возникли благодаря проекту «Посткроссинг». В самом первом своем письме ребята.

Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «География дружбы. Подольск»Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «География дружбы. Подольск» Методические задачи: дать начальные представление о городе; начать знакомить детей с достопримечательностями города; познакомить детей.

Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Московские высотки»Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Московские высотки» Методические задачи: знакомить детей с историей родного города на примере Московских высотных зданий, развивать познавательный интерес;.

Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Сладкая история. Из истории московских кондитерских фабрик»Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Сладкая история. Из истории московских кондитерских фабрик» Вступление: Уважаемые коллеги, данная беседа именно в том виде, который я представляю вашему вниманию в моей группе не проводилась. Получилось.

Конспект утренней беседы в подготовительной к школе группе «Будьте осторожны зимой!»Конспект утренней беседы в подготовительной к школе группе «Будьте осторожны зимой!» Цель: формирование навыков безопасного поведения дошкольников Задачи: образовательные: -расширять и обобщать представления дошкольников.

План-конспект НОД в подготовительной к школе группе «Прогулка по набережной реки Волги»План-конспект НОД в подготовительной к школе группе «Прогулка по набережной реки Волги» Интегрируемые образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Физическое.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Стройная спина» Познавательная беседа с детьми подготовительной группы «Стройная спина» Людмила Руденко Задачи: 1. Закреплять знания детей о позвоночнике.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Жук бронзовка»Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Жук бронзовка» Пока дети сладко спали, к нам окно влетел красивый жук. Как он умудрился пролезть через маскитную сетку, трудно сказать, но как-то сумел.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект познавательной беседы «Реки России» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 14 марта 2020 в 15:27
+166Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки