Амина Керимова
Конспект познавательной беседы «Реки России» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- расширять представления детей о природе России;
- познакомить детей с названиями рек;
- формировать представления детей о назначении рек;
- воспитывать бережное отношение детей к водным ресурсам России.
Ход беседы
Воспитатель:
- Ребята, Россия – это морская держава, речной и озерный край. Посмотрите, как много на глобусе голубого цвета. Это все моря, реки, озера. В России всего около 120 тысяч рек. Реки страны – это настоящее богатство.
Отгадайте загадку.
Она бежит, искрится,
На солнце серебрится,
Огибает берега
Публикация «Конспект познавательной беседы „Реки России“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Реки и озера
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Полноводная. (река).
Верно! Это река.
Что такое река?
Воспитатель:
Как вы думаете, что давала река человеку в давние времена?
Ответы детей.
- Правильно, воду, рыбу. Поэтому люди всегда селились по берегам рек. Ведь человек не может жить без воды. И сегодня реки очень помогают человеку. Они являются главным источником пресной воды. Реки – это речной путь. По рекам плавают большие пассажирские теплоходы, огромные грузовые баржи, рыболовецкие суда. На реках построены гидроэлектростанции, которые снабжают города электричеством.
Это постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением от истока до устья. По суше течет много рек.
Воспитатель:
- Какие бывают реки?
Ответы детей:
Воспитатель:
Рек на свете много: полноводные, равнинные, горные.
Полноводные с плавным, медленным течением. Такие реки текут среди полей, зеленых равнин и пологих холмов.
Равнинные реки бывают могучие, широкие. Встречаются реки поменьше, их называют притоками. Они обычно впадают в крупные реки.
С гор и их отрогов сбегают вниз веселые говорливые горные реки. Они отличаются от равнинных рек быстрым бурным течением с шумными водоворотами, а порой и водопадами и студеной ледяной водой. Ведь горные реки и ручьи сбегают с гор, и их исток лежит среди тающих на ослепительном солнце ледников.
- Задумывались ли вы, как возникает река?
У каждой реки есть начало — исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, или светлый ручеек, пробирающийся среди болотных кочек. Горные реки питаются водой тающих ледников.
- Что такое русло реки?
Русло — путь, который выбрала себе река. Реки текут под уклон, часто путь их извилист, потому что они огибают горы, холмы, небольшие возвышенности.
Берега рек, как правило, разные. Правый берег крутой, часто поросший черностволыми пушистыми липами, зарослями ольшаника и ивняка. А левый берег — низкий, пологий, весной его заливают талые воды. Здесь вольготно разлеглись заливные луга, на которых ароматные сочные травы выше человеческого роста, пахнет медовым розовым иван-чаем, вьются пчелы, порхают бабочки, стрекозы и мотыльки.
Дождевая и холодная хрустальная вода подземных ключей попадает в реки. От этого они становятся шире, полноводней.
Некоторые реки в конце пути разветвляются на несколько рукавов. Такое место называют дельтой реки.
В конце пути река добегает до моря и впадает в него, щедро даря ему свои воды. Место впадения реки в море называется устьем.
Итак, у всех рек есть исток — начало реки, русло — путь, по которому она течет, и устье — место, где река впадает в море.
Опишите знакомую вам реку, опираясь на следующие вопросы.
- Видели ли вы реку?
- Какая это река — горная или равнинная?
- Знаете ли вы, как она называется?
- Широкая эта река или узкая?
- Какое у нее течение? Быстрое, плавное или медленное?
- Какие у реки берега?
- Что растет на берегах реки?
- Какая водится в реке рыба?
- Ловили ли вы рыбу в реке?
- Купались ли вы в реке?
- Куда впадает эта река?
Послушайте стихотворение.
У реки
Вода речная слаще меда,
Теплей парного молока!
Мальчишки плещутся у брода
И строят крепость из песка.
Белоголовы, загорелы
Они почти до черноты,
Солдатиком ныряют смело
И фыркают, набрав воды.
А речка разлеглась вольготно,
С улыбкой смотрит на ребят
И счастлива, что беззаботно
Они играют и кричат!
Воспитатель:
В реках водится много разной рыбы.
- Назовите рыбу, которая водится в реках.
В реках есть щуки и ерши, красноперки, сазаны и караси.
Послушайте стихотворение.
Мальки резвятся
Сохнет сено в стогах,
Хорошо у реки!
На подводных лугах
Веселятся мальки.
Вьются рыбки по дну
Под склоненной ольхой,
В миг уйдут в глубину,
Лишь махну я рукой.
Будто искры сверкнут
Серебристые спинки,
Перламутром блеснут
В мокрых травах росинки.
Воспитатель:
В России тоже много прекрасных, широких и полноводных рек.
- Какие российские реки вы знаете? Это и Волга, и Амур, и Лена.
- А вы знаете, какую реку России называют матушкой?
Ответы детей.
- Правильно, Волгу. А как вы можете описать ее, какая она.
Ответы детей. (широкая, могучая, полноводная, сильная)
- Самые большие реки России – Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара.
Река Амур впадает в Охотское море. Волга и Дон несут свои воды по европейской части России. Волга впадает в Каспийское море, а Дон в Азовское. Енисей, Лена и Обь находятся в азиатской части нашей Родины. Лена — самая длинная река в России.
Ответьте на вопросы
1. Что такое река?
2. Какие бывают реки?
3. Как называется начало реки?
4. Как называется путь реки?
5. Как называется место, где река впадает в море?
6. Какая в реках вода — соленая или пресная?
7. Какие рыбы водятся в реках?
8. Что растет по берегам рек?
9. Какая самая длинная река в мире?
10. Расскажите о реках России.
11. Умеете ли вы плавать?
12. Ловили ли вы когда-нибудь рыбу? Какую рыбу вы поймали?
13. Какая река протекает в Москве?