Туяра Дегтярева
Конспект НОД в подготовительной группе «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познание
Задачи:
обучающие:
• закреплять знания детей о птицах, умение их различать, группировать, описывать их особенности, поведение;
• побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
• активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов;
развивающие:
• развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы;
• развивать эстетический вкус;
воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к птицам;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Материал: шапочки-птицы, презентация-слайд по ходу занятия, иллюстрации с изображением птиц, геометрические фигуры для моделирования.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный этап.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла необычная гостья, давайте угадаем, кто это. (Снежная королева) Сейчас встречаем саму Снежную королеву!
Снежная королева: Здравствуйте ребята! У меня для вас волшебная загадка, а почему она волшебная, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку. Слушайте: "Они летать умеют, их пух и перья греют". Кто это? (Птицы) Всё! Вы все произнесли слово "Птицы", отгадали мою волшебную загадку, и превращайтесь теперь сами в птичек!
Детям одеваются шапочки- птицы :
1. кукушка
2. ласточка
3. соловей
4. грач
5. журавль
6. скворец
7. жаворонок
8. орёл
9. лебедь
10. аист
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, вы превратились в птичек! Теперь назовите, в каких вы птиц превратились. (Дети называют) Как вы думаете, все эти птицы перелётные или зимующие? (перелётные)
Упражнение "Птицы родного края"
Теперь выходите к нам птицы, которые живут в нашем родном крае
(кукушка, ласточка, журавль, жаворонок, лебедь)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какой сейчас месяц во дворе. (Ноябрь) А перелётные птицы в это время могут у нас находиться? Нет, они не приспособлены к нашим суровым природным условиям. Что же нам делать? Что же натворила Снежная королева?
Снежная королева: Так и быть! Я даю вам 4 задания, если вы справитесь с моими заданиями, вы обратно превратитесь в детишек. А если нет, останетесь птичками и заморозитесь!
Воспитатель: Давайте быстрее приступим к заданиям!
1 задание: "Продолжи предложение"
- Я буду произносить начало предложения, а вы заканчивать его.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их:
- Весной птицы строят гнёзда, потому что. (собираются выводить птенцов)
- Осенью птицы улетают на юг, потому что. (холодно и нечем питаться).
- У цапли длинные ноги потому что. (он большая птица)
- У орла большое гнездо, потому что. (он большая птица)
- Все люди любят слушать соловья, потому что. (он красиво поет)
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнёзда, потому что. (не строит своего гнезда)
Воспитатель: Смотрите, вы справились с 1м заданием, и с цифры 1 отлетела снежинка, она растаяла! Молодцы, поздравляю!
2 задание "Назови лишнюю птицу"
На проекторе размещены картинки с изображением птиц : ласточка, грач, кукушка, соловей, гусь.
- Какая птица лишняя? Почему?
- А почему остальных птиц называют дикими?
- Какую пользу приносят дикие птицы?
- Ребята, закройте глаза.
Педагог переставляет местами картинки с изображением птиц, вместо гуся ставит ворону.
- Какая птица лишняя? Почему?
- Зачем птицы улетают в тёплые края?
- Закройте глаза.
Воспитатель: 2я снежинка растаяла, отлетела. Впереди 2 задания
3 задание: "Зимующие птицы"
1) Я по дереву стучу, червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (дятел)
2) Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Это красные фонарики
Засветили. (снегири)
3) А у птички невелички
Глазки, словно бусинки, малюсенькие.
Но вот эти глазки смотрят без опаски.
И на облако в дали,
И на зернышко в пыли. (синица)
4) Днём спят. Ночью летают
И людей пугают. (совы)
Эти птицы остаются у нас зимовать, поэтому их называют зимующими. Теперь садимся за столами
4 задание: Моделирование
Воспитатель предлагает выложить фигурки птиц из геометрических фигур.
Дети моделируют птиц, используя геометричекие фигуры.
5) Игра с мячом “Назови детеныша»
- Давайте поиграем. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть всех членов семьи этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач (грачонок - грачата) .
- Скворец (скворчонок - скворчата) .
- Кукушка (кукушонок - кукушата) .
- Аист (аистенок – аистята) .
- Жаворонок (жаворушонок – жаворушата) .
Игра "Птицы"
- Полетели птицы. Летят, крыльями машут. Дети поднимают руки вверх, вниз.
- Поднялся ветер, всё труднее птицам лететь!
- Дождь крылья намочил, тяжёлые стали крылья. Дети медленно поднимают руки.
- Очень трудно птицам.
- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко, опускаются усташие птицы на землю. Устраивается стая на отдых. Дети ложатся на живот, руки в стороны.
- Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
- Согрелись наши птички. Высохли пёрышки.
- Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они тёплыми.
- Головки согрелись. и они тёплыми стали.
- Так хорошо птичкам отдыхать!
А тем временем вы прилетели в Царство Мудрой Совы
Опыт "Почему птицы летают"
- Мудрая тётушка Сова приготовила для вас пёрышки. Рассмотрите их. Чем перья отличаются друг от друга? (Одни - мягкие, маленькие; другие - жёсткие, длинные)
- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? Лёгкое оно или тяжёлое? Где расположены маховые перья?
- Чтобы понять, как птицы летают давайте вспомним, какой воздух? Возьмите карандаш. Какой он - лёгкий как перо или тяжелее?
- Подбросьте его вверх. Что произошло?
- Сделайте выод, могут ли тяжёлые предметы опираться на воздух.
- Давайте проверим, может ли воздух ненадолго удержать лёгкие предметы с широкой поверхностью.
- Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте то же сделать с пёрышком. Они так же быстро упали, как карандаш?
- Какой можно сделать вывод? (Лёгкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе.)
На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица станвится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мещают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
- Покажите на веере, как это происходит.
- Ребята, вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?
Снежная королева: Ребята, млодцы! Как видите, все снежинки растаяли, значит вы справились со всеми моими заданиями, заодно побывали в научной лаборатории мудрой тётушки Совы. Что ж, я сдерживаю свое слово, и превращаю вас обратно в детишек
Воспитатель. Ребята, молодцы! - О каких птицах мы сегодня вели беседу?
- Что нового мы узнали?
- Попробуйте изобразить свою птицу, которая вам понравилась и запомнилась.
Снежная королева приготовила для вас угощения.