Анна Фирсова
Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Знакомство с живописью художника П. Бутяева».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с живописью художника П. Бутяева»
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством художника Павла Ивановича Бутяева;
Программное содержание:
- учить детей понимать содержание картин, их основную мысль и чувства, переданные художником; определять используемые художником средства выразительности; использовать в речи красочные эпитеты и сравнения; совершенствовать диалогическую форму речи; поощрять попытки высказывать свою точку зрения;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по теме: „Знакомство с живописью художника П, Бутяева“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
-развивать у детей интерес к изобразительному искусству, художественное восприятие и творческое воображение, умение передавать свое эмоциональное отношение к образам, используя языковые средства выразительности;
-воспитывать эстетический вкус, самостоятельность, любознательность и наблюдательность, интерес к произведениям живописи, умение любоваться произведениями, понимать их настроение; воспитывать любовь к родному краю и чувство гордости за своих соотечественников.
Оборудование: портрет П. И. Бутяева, репродукции картин Бутяева, аудиозапись, акварельные краски, палитры, оборудование для рисования.
Предварительная работа: беседа с детьми: «Что такое репродукции картин, пейзаж, натюрморт?», посещение художественной галереи, составление описательных рассказов по картинам.
Ход НОД:
Вводная часть:
Дети входят, здороваются с гостями. Ребенок читает стих-е о Камышине.
Камышин.
Я в Камышине живу и люблю свой город!
Я родным его зову. он мне очень дорог!
Не понять причин любви к городу простому,
Может, что-то есть в крови у меня такого!
Может, просто в нем народ, сам того не зная,
Купол, что есть небосвод, чем-то наполняет!
И от этого любовь к городу простому
Возникает вновь и вновь, как к дитю родному!
Воспитатель:- Здравствуйте, наши маленькие и большие камышане! Сегодня я предлагаю вам немного побеседовать, попутешествовать и окунуться в мир искусства. Ребята, мы с вами живем в одном из прекрасных городов нашей родины - Камышине. Историю этого места и края мы можем увидеть в картинах Павла Ивановича Бутяева - художника, который продолжает открывать для себя старый и современный Камышин, не перестаёт славить эту маленькую частицу Отечества. Павел Иванович Бутяев - коренной сталинградец, но в годы Сталинградской битвы Камышин приютил беженцев Бутяевых (мать и трех малолетних детей, чтобы стать родным навсегда. Работы Бутяева, прославляющие красоты родного края, всегда пользовались успехом не только у земляков, они находятся в коллекциях музеев и картинных галерей многих стран и городов мира. Творческие произведения Павла Бутяева рассказывают об истории города, в котором живет художник, и показывают окружающие его современные природные уголки. Картины Павла Ивановича буквально «дышат» любовью к Волге, степным просторам и родному городу.
Я предлагаю вам отправится на экскурсию в художественную галерею, где мы сможем познакомиться с некоторыми из репродукций картин П. И. Бутяева. А отправимся мы с вами на автобусе.
Динамическая пауза «Автобус» :
Мы в автобус дружно сели (маршируют)
Вправо (смотрят вправо, влево (смотрят влево) посмотрели,
Нам шофер педаль нажал (ногой изображают нажатие педали,
Фарами поморгал (частое моргание глазами)
И автобус побежал (бег на месте и с продвижением вперед).
Основная часть.
Воспитатель: - Вот и наша выставка. Давайте подойдем поближе и познакомимся с репродукциями картин П. И. Бутяева. Напоминаю, что рассматривать картины нужно в полной тишине, говорить может только экскурсовод. А экскурсоводом буду я. Когда вы будете отвечать на вопросы, мне хотелось бы, чтобы ваши ответы были полными, предложения – красивыми.
Итак, ребята, перед вами репродукции картин под названиями «На набережной», «Камышин на Волге 1952 г.» и «Вечерняя переправа».
Обратите внимание на первую из картин - «На набережной». Что вы видите в центре? Каким изображено небо? Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза? Какое настроение передал художник? В картине тепло или холодно? Почему? (Приблизительные ответы детей, самостоятельные рассуждения и выводы.)
Что изображено на картине «Камышин на Волге 1952г.»? О чем художник хотел нам рассказать? О чем вы думаете, глядя на эту картину? Чем и как художник передал настроение картины? Как вы думаете, прохладный или теплый день изображен на картине? (Приблизительные ответы детей.) Обратите внимание, как умело художник использует светотень - границу между темным и светлым. Светотень помогает художнику выразить глубину, объемность, освещенность изображаемого предмета, отвечает тому состоянию, которое выражено в картине. Светотень помогает художнику добиться композиционной и цветовой гармонии, равновесия, а так же передать эмоциональное настроение картины. Светотенью часто является линия горизонта.
Давайте рассмотрим картину «Вечерняя переправа». Какой сюжет мы видим? Что бы вы делали, если бы оказались в картине? Как вы думаете, куда плывет пароход? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Можно ли сказать, что это красивый и радостный пейзаж? (Приблизительные ответы детей.)
Ребята, краски нам говорят, что это летний вечер. Обратите внимание на голубоватые тени, которые лежат на воде, земле. Ощущение яркого, жаркого, летнего вечера. От картины веет ощущением ясности, прозрачности, тепла, спокойствия. И все это благодаря ощущению цветовой гармонии, найденной художником.
Скажите, что общего вы видите в этих картинах?
Как вы думаете, какой день показан художником на каждой из картин - солнечный или пасмурный? Видно ли солнце? Как художнику удалось передать яркий солнечный день, не изображая самого солнца? (Приблизительные ответы детей, самостоятельные рассуждения и выводы.)
Давайте найдем эти приемы художника на картине - пейзаж написан бледными красками, белесое небо; мы можем увидеть солнечные блики на поверхности воды, на всех домах. Создается впечатление, что природа дышит негой и спокойствием. Все эти картины создают яркое и вместе с тем лиричное настроение.
Ребята, я предлагаю вам окунуться в искусство и попробовать себя в роли художников. Давайте вернемся в группу и с помощью ярких впечатлений, полученных сегодня от нашей экскурсии, попробуем изобразить сюжет, увиденный на одной из картин П. Бутяева.
Динамическая пауза «Автобус» :
Мы в автобус дружно сели (маршируют)
Вправо (смотрят вправо, влево (смотрят влево) посмотрели,
Нам шофер педаль нажал (ногой изображают нажатие педали,
Фарами поморгал (частое моргание глазами)
И автобус побежал (бег на месте и с продвижением вперед).
Воспитатель: - Ну вот, мы с вами снова в нашей группе. Присаживайтесь.
(На доске репродукция картины «Вечерняя переправа»)
Мы с вами хорошо умеем рисовать акварельными красками, умеем смешивать их для получения разнообразных необходимых оттенков. Сейчас вы попробуете передать свое настроение в рисунке, изображая фрагмент картины «Вечерняя переправа».
Скажите, как вы расположите лист для рисования – вертикально или горизонтально? Назовите основные правила работы с красками.
Давайте слегка разомнем наши пальчики и приступим к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Показ воспитателем фрагментов выполнения работы.
Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя.
Заключительная часть. Выставка работ.
Воспитатель: - Вам понравилось наше занятие? Что больше всего запомнилось, что нового узнали? Теперь вы знаете, что важно знать о художнике, его мыслях, чувствах, чтобы понять картину. И сегодня вы узнали. что П. Бутяев очень любил родной край и русскую природу.
Мне очень понравилось, как вы занимались, внимательно слушали и отвечали на вопросы. Молодцы!