светлана шалина
Конспект НОД в разновозрастной группе детского сада с детьми от 3 до 7 лет «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Клеванцовский детский сад Островского района Костромской области
Конспект НОД в разновозрастной группе детского сада с детьми от 3 до 7 лет на тему «Зимующие птицы».
(ОО «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»)
Составила
воспитатель МКДОУ
Клеванцовский детский сад
Шалина Светлана Борисовна
Публикация «Конспект НОД в разновозрастной группе детского сада с детьми от 3 до 7 лет „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
. Тема «Зимующие птицы»
Основная образовательная область: Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально- коммуникативное развитие
Программные задачи:
Младший возраст (3-4 года)
*Продолжать знакомить детей с зимующими птицами : воробей, ворона. Учить узнавать птиц по внешнему виду. Закрепить знания детей о строении птиц : голова, туловище, лапки, крылья, хвост, клюв, тело птиц покрыто перьями. Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц. Развивать активную речь детей (названия зимующих птиц)Воспитывать у детей желание заботиться о птицах.
Средний возраст (4-5 лет)
*Закрепить знания детей о зимующих птицах : воробей, ворона, синица, ворона, снегирь. Учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению. Закрепить знания о строении птиц. Дать представление о том, чем можно подкормить птиц зимой, о значении подкормки для зимующих птиц. Развивать активную речь детей (названия зимующих птиц).Воспитывать у детей желание заботиться о птицах.
Старший возраст(5-7 лет)
*Расширять знания детей о зимующих птицах наших лесов, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц. Учить узнавать птиц по их окраске, величине, строению. Развивать активную речь детей: названия зимующих птиц. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам; умение слушать педагога и друг друга.
Методы и приемы: художественное слово, игровая мотивация, вопросы,
Материал для занятия:
Елочки, дерево рябины, обруч со снежинками, кормушка, муляжи зимующих птиц, конверт (письмо, д\игра «Сложи птицу»,раскраска «Птицы», голоса птиц (ворона, воробей)
Предварительная работа с детьми вне занятий :
наблюдения за поведением птиц на прогулке, рассматривание иллюстраций с изобра-жением зимующих птиц, развешивание кормушек на территории детского сада, подкормка птиц, чтение художественной литературы.
Лепка.
Программные задачи:
Младший возраст:
1. Учить лепить ягоды рябины в технике пластилинография.
2. Закрепить приемы отщипывания небольших кусочков пластилина, скатывания их пальчиками в шарик, сплющивания.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство формы.
4. Формировать навыки сотрудничества.
Средний возраст :
1. Учить лепить ветку рябины в технике пластилинография.
2. Закрепить приемы прямого раскатывания пластилина (столбики, сплющивания, примазывания.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство формы.
4. Формировать навыки сотрудничества.
Старший возраст:
1. Учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии.
2. Закрепить умение изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску).
3. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деления на части с помощью стеки.
4. Развивать композиционные навыки.
5. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Методы и приемы: объяснение, рассматривание, художественное слово, показ, вопросы.
Материал для занятия: плотный картон светло-фиолетового (голубого) цвета,набор пластилина;, салфетка для рук, доска для лепки, стека, фотоиллюстрация со снегиря.
I часть.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Кто – то бросил нам в окошко, посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо
Может, это воробьишко, пролетая, обронил.
Может, кот, письмо, как мышку на окошко заманил?
Как попал ты в группу нашу? Разберемся, ой, постой…
На конверте адрес наш ведь. А обратный чей? - пустой…
Что же делать, как же быть, как с письмом нам поступить (вскрыть)
(из конверта вылетает перышко)
- Ой, что это? (перышко)
- Кто же его мог потерять (птица)
- Почему вы так решили? (потому что только у птиц есть перья)
- Ребята, а тут еще какое-то послание: «В гости в лес вы поспешите и зимующим птицам помогите. Лесовичок.»
Ну, что ж, отправимся друзья,
Нам медлить, ну никак нельзя!
. А какое время года сейчас на улице?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, зима, а зимой на улице тепло или холодно?
Ответы детей.
Воспитатель: А что случится, если мы так пойдем на улицу? (замерзнем и заболеем). Конечно, а чтобы не мерзнуть, что на себя нужно одеть?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда давайте присядем на стульчики и будем одеваться.
Воспитатель: Все оделись? (Да). Вот мы и на улице. (Воспитатель включает музыку – «снег скрипит»). Что лежит на земле?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, на земле лежит снег. Как морозно даже снег скрипит под ногами. Ребята, а снег какой?
Ответы детей.
Воспитатель: Как много снега, а какие красивые снежинки. (Воспитатель поднимает обруч со снежинками). Давайте мы с ними поиграем – подуем на них.
Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку»
(Дети дуют на снежинки, свисающие с обруча)
Теперь положим снежинки обратно, пусть и другие ребятки с ними поиграют. Ребята можно снег кушать?
(Ответы детей).
Воспитатель:Снег кушать нельзя.
Если снег зимой есть будешь,
То подхватишь ты простуду,
Будешь кашлять и чихать,
С температурою лежать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, птичья стая пролетала и перышки разбросала.
Мы перышки соберем и задания прочтем.
Загадки о птицах.
(Включаю пение воробья)
Воспитатель:
Ой,ребятки, вы ничего не слышите? Кто это поет?
Ответы детей.
Воспитатель:
И правда, это воробей. Вот он, прилетел. Какой воробей (коричневый, маленький) Что есть у воробья (крылья, лапки, хвост, клюв) Сколько хвостов, крыльев? Хоть у воробья есть лапки,шагать он не умеет, только прыгает. Вот так. А давайте и мы попрыгаем как воробышки. Какие крылышки у воробья (маленькие, покажите. Полетели воробышки, крыльями машут, зернышки нашли, сели, поклевали. (имитация) Хорошо с воробушком поиграли, пусть он на веточке посидит, а мы дальше пойдем.
(Включаю карканье вороны)
Воспитатель:
- А это кто к нам пожаловал? Что за гостья? Да вот же она! Какая ворона (сравниваем с воробьем) Какие у вороны крылья? Какой у нее голос? Как передвигается? Сколько у нас стало птичек?
Воспитатель: Ребята, а вы не замерзли, давайте погреемся.
Игровое упражнение «Вышли мы на улицу»
Вышли мы на улицу –
Снега намело. (поднимают руки вверх, разводят в стороны)
Вот лопаты мы возьмём
Да и снег весь разгребём. (имитируют работу лопатами)
Протопаем дорожку
К самому порожку. (топают ножками продвигаясь вперед)
Слепим круглые снежки
И огромные комки. («лепят снежки», катают «комья снега»)
Мы построем снежный дом,
Дружно жить мы будем в нём! (встают в круг, держась за руки)
(Обращаю внимание детей на кормушку)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это стоит?
Ответы детей.
Воспитатель:Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.
(рассматриваем птиц на кормушке)
Воспитатель: Как можно одним словом назвать всех этих птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, легко ли живется птицам зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: Холодно зимой пернатым, нужно им помочь, ребята.
А как мы можем помочь птицам?
Чтение стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель:Ребята, «зимующие» птицы остаются зимовать с нами. Они надеются на нас и доверяют нам, чтобы мы их не оставим и не бросим погибать в мороз и холод, чтобы мы им помогали.
Воспитатель:Ребята, скажите, а куда мы с вами будем класть корм, для птичек? (ответы детей). Корм для птиц мы положим в кормушку. Сейчас мы с вами покормим птиц, которые прилетели к нам.
Я хочу вам открыть маленький секрет, что едят птички и какое их самое любимое блюдо.
Воспитатель показывает карточки с изображением корма птиц и дети старшего возраста кладут их к картинке с определенной птицей, рассказывают, что любят птицы.
Воробушка – воробей,
Ты не бойся, не робей,
Прыгай с веточки сюда,
Дам я вкусного зерна,
Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не клюешь?
А вот маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет.
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Воробей кушает зернышки и крошки, а самое его любимое блюдо –это зернышки от семечек.
Синица тоже ест хлебные крошки и зернышки, а ее любимое блюдо –это сало.
Ворона ест крошки, и зернышки. но самое ее любимое лакомство –это очистки, корочки хлеба.
А вот снегирь ест ягоды, семена растений, а самое его любимое блюдо в наших краях- это ягоды рябины.
Воспитатель: Молодцы! Всех птичек накормили!
Обращаю внимание на конверт под елкой. Открываем, там картинки-раскраски зимующих птиц для младших детей и дидактическая игра «Сложи птицу» для старших детей.
-Почему птицы все белые, может их снегом занесло?
Предлагаю детям 3-5 лет раскрасить птиц.
Дети уходят на самостоятельную деятельность (возвращаются с прогулки из леса)- раскрашивают зимующих птиц.
Пока помогаю младшим детям сесть за столы, дети старшего возраста в это время собирают разрезные картинки птиц (Д\Игра «Сложи птицу»)
Продолжаю занятие со старшими детьми.
Воспитатель: Ребята, расскажите, каких птиц вы собрали, что вы о них знаете?
Дети рассказывают о птицах, которых собрали.
Знакомлю детей с клестом?
Предлагаю вернуться в детский сад и посмотреть, что получилось у младших детей. По пути обращаю внимание на дерево, на котором сидит стайка снегирей (картинка, предлагаю детям смастерить такую же красивую картину.
Подготавливаем материал к занятию по лепке со старшими детьми, в это время у младших детей меняю вид деятельности – д\игра «Сложи птицу»(какую интересную игру принесли дети, предлагаю поиграть в нее).
2. Пластилинография (продуктивная часть занятия).Коллективная работа.
Воспитатель: Сегодня мы с вами изобразим снегирей при помощи пластилина.
Обсуждаем особенности строения тела снегиря: овальное туловище красного цвета, черная, маленькая, слегка приплюснутая черная голова с острым треугольным клювом, заостренное разноцветное крылышко (сверху синее, снизу черное с небольшими белыми вкраплениями, прямоугольный черный хвостике небольшой выемкой на конце.
Этапы выполнения работы.
Туловище. Скатать шарик из пластилина красного (малинового) цвета, прямыми движениями рук преобразовать его в овал, прикрепить туловище птицы сверху ветки, расплющить, сохраняя исходную форму.
Крылья. Скатать длинную колбаску из черного пластилина, заострить концы колбаски. Согнуть ее дугой, концами касаясь рабочего стола, взять дугу посередине и средней частью приложить к верхней стороне туловища, там где должна быть голова птицы. Края дуги выложить по бокам туловища, расплющить на основе.
Сделать горошины-глаза белого (желтого) цвета, желтую короткую морковку-клюв.
Скатать короткие и тонкие колбаски белого и синего цветов, разделить их пополам, выложить полоски на средней части крыльев. Стекой нарисовать вертикальные штрихи на белой полосе и штрихи-перышки на концах крыльев
Хвост. Короткую колбаску черного цвета приложить к нижней части туловища, на конце колбаски стекой сделать надрез, а края сместить в стороны.
Дети работают самостоятельно, подключаю младших детей- предлагаю помочь мне вылепить дерево (дети средней группы)и угощение для снегирей (ягоды рябины – дети младшей группы)- барельефная лепка на картоне, коллективная работа.
Напоминаю детям приемы раскатывания пластилина в прямыми движениями (столбики и скатывания пластилина в шарики пальчиками и раплющивания пластилина на картоне.
3. Дополнения в общую композицию:
снег на ветках - длинные колбаски белого цвета, закрепленные поверх веток, сугробы.
4. Заключительная часть
Воспитатель хвалит детей за красивое композиционное решение, отмечает, что все вместе сделали красивую картину. Напоминает о том, чтобы дети не забывали зимой кормить птиц, поддержали их в трудное холодное время, за эту заботу птицы отплатят летом, уничтожая вредных насекомых.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь
Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками:
• Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
• Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)
• Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
• Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
• Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
• Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)
• Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)