Елена Наумова
Конспект НОД в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Деревья и их характеры. Дерево здоровья липа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
Задачи.
Образовательные: продолжить знакомство детей с лечебными свойствами коры, листьев, цветов липы. Обогащать словарь детей, используя традиционные сказочные выражения.
Развивающие: развивать воображение, память, логическое мышление.
Публикация «Конспект НОД в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий „Деревья и их характеры, Дерево здоровья липа“» размещена в разделах
- Дерево Липа
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Воспитательные: способствовать эмоциональному проживанию и накоплению чувственного опыта познания объектов живой природы посредством игрового перевоплощения. При прочтении сказки учить сопереживать ее героям.
Коррекционно-оздоровительные: закрепить навыки выполнения дыхательной, зрительной, артикуляционной гимнастик.
Оборудование: плоскостной конструктор с деталями для выкладывания дерева – липы; стаканчики с водой, трубочки; корзинка с листьями, цветами и кусочками коры липы; стаканчики с чаем из липового цвета.
Ход НОД.
Вхождение в сказку, сообщение цели НОД.
Рассматривание выставки детских работ.
Рассказывание сказки.
… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него только один сын, Иван-царевич – добрый, ласковый, заботливый. Жили, они поживали, да пришла в их дом беда: заболел тяжело царь-батюшка. Поили лекари царя порошками заморскими, да ничего не помогало. Позвал как-то царь сына своего и говорит: «Приснился мне сегодня, Иванушка, сон, будто в тридесятом государстве, за огненной рекой и Синими горами, растет Дерево Здоровья, цветы, кора и листья которого, могут вылечить мою болезнь».
- Батюшка ты мой родимый! – воскликнул Иван-царевич, - да я сейчас же отправлюсь искать Дерево Здоровья. Только бы ты выздоровел!
Сказано – сделано. Оседлал Иван-царевич своего коня белогривого и отправился в путь.
Упражнение 1. «Как скачет лошадка»
(артикуляционная гимнастика).
Дети шагают, высоко поднимая колени, как лошадки, цокают языком, постепенно увеличивая темп.
Долго ли, коротко ли он ехал, подъезжает он к реке, а на берегу сидит девушка и горько-горько плачет. «Что ты, девица, слезы льешь? Иль беда какая с тобой приключилась? Могу ли я тебе помочь?» - спрашивает у нее царевич. «Ах, спасибо тебе добрый молодец, за слова приветливые и заботливые, только вряд ли ты мне поможешь». С этими словами девушка протянула царевичу обе руки. Взглянул он на них и испугался: все ладони девушки были покрыты волдырями от ожогов.
- Смотри же, Иван-царевич, - говорит девушка, - не входи в эту реку, вода в ней, как кипяток. Вон как я обожглась.
Упражнение 2. «Как бурлит вода»
(дыхательная гимнастика).
Дети дуют через трубочку в стакан с водой, показывая, как бурлит кипяток.
«Так это и есть та самая огненная река, о которой мне говорил отец, - подумал Иван-царевич, - значит, и Синие горы где-то рядом».
- Не плачь, девица, - говорит Иван-царевич, - я еду к Дереву Здоровья. Попрошу у него кусочек коры для тебя. Разваришь его, приложишь к обожженным рукам, и боль пройдет. Только не уходи, подожди меня здесь.
Пустил Иван-царевич коня своего белогривого вскачь, тот перепрыгнул не только не только реку с огненной водой, но и темный лес дремучий.
И очутился Иван-царевич на лесной тропинке, по которой брела маленькая сгорбленная старушка. Шла она, чихая, громко кашляя, еле переставляя свои босые ноги. Подошел царевич поближе и говорит: «Здравствуй, бабушка! Что это с тобой? Уж не больна ли ты?»
- Ох, сынок, - ответила старушка, - переходила я ручей и застудила ноги в холодной воде. Теперь вот кашляю, голова сильно болит, а до родного дома далеко идти.
- Не горюй, бабушка, - говорит Иван царевич, - а посиди, отдохни. Я помогу тебе. Ведь я ищу Дерево Здоровья. У меня батюшка тоже болеет. Говорит, что если взять чудодейственный золотистый цветок этого дерева, заварить из него напиток и выпить его, то болезни уйдут. Дождись меня, бабушка, - сказал Иван-царевич.
И снова поскакал конь белогривый быстрее ветра.
Упражнение 3. «По какой дорожке поехал Иван- царевич»
(зрительная гимнастика).
Наконец добрался царевич до Синих гор, оглянулся и ахнул…Великое множество деревьев стояло вокруг: и колючие, и узколистые, и широколистые, и почти безлистые…
- Давайте покажем, ребята, как много деревьев увидел Иван-царевич!
Упражнение 4. Имитационная игра "Дерево"
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка-превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики-чикалочка,
Игра-превращалочка.
Вокруг себя повернитесь -
И в деревья превратитесь!
Дети "превращаются" в деревья.
Дети и воспитатель:
Наши ноги - это корни,
Наше туловище - ствол,
Наши руки - это ветви,
Наши пальцы - это листья!
Воспитатель: Подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.) Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)
Воспитатель (взмахивает палочкой): Пусть деревья станут ребятами.
- Так какие же деревья увидел в волшебном лесу Иван-царевич?
Загадывание загадок:
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет –
Желуди на нем! (Дуб).
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Березы).
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель).
- Вот сколько деревьев увидел Иван-царевич в лесу. «Да как же я найду среди них Дерево Здоровья?» - с горечью воскликнул он. Совсем опечалился Иван-царевич, сел на траву шелковую, прислонился плечом богатырским к стволу какого-то дерева и задумался…
- Давайте, ребята, поможем Ивану-царевичу отыскать нужное ему дерево.
Упражнение 5. Работа с плоскостным конструктором.
Вызванные дети отбирают необходимые детали и составляют панно-дерево.
…И вдруг Иван-царевич услышал тихий-тихий, нежный голосок:
Поведи, царевич, глазом –
Ты меня увидишь сразу:
Ствол весь темный, лист сердечком,
К вершине сильно заострен.
Цветок зелено-золотистый,
Аромат такой душистый
Источает нежно он…
Поднял голову Иванушка и увидит: прямо перед ним стоит темноногая красавица с пышной, зеленой, ажурной кроной, покрытой душистыми цветами, свисающими полузонтиками. Иван-царевич сразу узнал его – это и было Дерево Здоровья.
- А вы, ребята, узнали, что это за дерево? У какого дерева темная, шершавая кора, лист в форме сердечка, душистые, золотистые цветы?
… - Здравствуй, Дерево Здоровья, - сказал царевич и поклонился ему. – Я пришел к тебе за помощью: помоги моему батюшке выздороветь, старушке избавиться от головной боли и кашля, а бедной девушке излечить руки от ожогов. Дай мне, пожалуйста, немного цветов твоих душистых, кусочек коры темной да листочков зеленых.
- У тебя доброе сердце, молодец, - услышал царевич тихий голос. – Я, Дерево Здоровья – липа, - «люблю того, кто не обидит никого», поэтому закрой глаза, Иванушка, все перед тобой будет.
…Открыл Иван-царевич глаза, а перед ним на траве шелковой лежат сердцевидные листочки, бледно-золотистые цветы да кусочек коры липовой.
- Спасибо тебе, матушка-Липа, - сказал Иван-царевич и низко-низко поклонился ей. – Спасибо за листья твои чудодейственные – ведь если приложить их к голове, то боль исчезнет. Благодарю тебя, Дерево Здоровья, за то, что твоя кора заживляет раны от ожогов, а цветок твой золотистый да мед душистый помогают избавиться людям от простуды и делают человека бодрым и жизнерадостным.
- Сделал другу добро, себе жди добра, - промолвила тихо Липа и исчезла.
- Давайте и мы, ребята тихонько закроем глаза, а вдруг и нам Липа подарит свои чудесные подарки.
Упражнение 6. Зрительная гимнастика.
Закрыть глаза, прижать веки пальцами, резко открыть глаза, поморгать,
Дети открывают глаза и видят корзинку, в которой лежат листья, цветы и кусочек коры липы. Вспоминают, для чего они нужны, какими лекарственными свойствами обладают. Какое дерево – липа? Что мы можем сказать о ней? (Доброе, полезное, красивое, щедрое).
Воспитатель предлагает поблагодарить липу за чудесные дары и поводить вокруг не хоровод.
Упражнение 7. Хоровод с декламацией стихотворения П. Воронько «Липка».
Выбирается Девочка-Липа, у нее в руках листочки. Дети вокруг нее водят хоровод, проговаривая стихотворение:
Выросла я, липка, тоненькой и гибкой,
Не ломай меня!
Медоносным цветом зацвету я летом,
Береги меня!
В полдень подо мною спрячешься от зноя,
Поливай меня!
Вместе, друг мой милый, наберемся силы,
Ты люби меня!
А дождешься срока, выйдешь в мир широкий,
Не забудь меня!
Воспитатель приглашает детей выпить чашку чая, заваренного липовым цветом. Дети пробуют целебный, душистый чай.
После чаепития они удобно располагаются на ковре. Звучит тихая нежная музыка. Дети закрывают глаза.
«Представьте себе, - мягким голосом говорит воспитатель, - что лежим на мягкой зеленой траве. Мы видим голубое небо и белые пушистые облака. Они очень красивы. Вы удобно лежите на траве, теплые лучики солнца гладят вас по лицу, рукам, ногам, всему телу. Вам хорошо, даже шевелиться не хочется. Прислушайтесь. Вы слышите, как щебечут птицы веселые песенки и как пчелы лениво жужжат над душистыми цветами липы. Вы любуетесь красотой природы. Все вас радует: птицы, маленькие жучки, ползающие в траве, мохнатые пчелки, собирающие нектар. Вам приятно и вы улыбаетесь… Вы хорошо отдохнули. Хочется встать, потянуться и улыбнуться друг другу».
Далее воспитатель сообщает, что наше занятие закончено. Говорит о том, что мы узнали много интересного о чудесном, добром и полезном дереве – липа. И сейчас, когда выйдем на прогулку, обязательно поздороваемся с доброй волшебницей липой, растущей на нашем участке в детском саду.