Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе «О чем рассказал каменный уголь»

Татьяна Владимировна Попова
Конспект НОД в старшей группе «О чем рассказал каменный уголь»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

Воспитатель: Попова Татьяна Владимировна

Тема. «О чем рассказал каменный уголь»

Цель. Создание социальной ситуации развития детей для формирования представлений об объекте неживой природы – каменном угле.

Задачи.

1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);

2. Обеспечить условия для проявления любознательности и эмоционального вовлечения в деятельность (познавательное развитие);

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „О чем рассказал каменный уголь“» размещена в разделах

3. Обеспечить условия развития представлений о полезном ископаемомкаменном угле (познавательное развитие);

4. Обеспечить условия развития инициативы и самостоятельной активности детей (познавательное развитие);

5. Обеспечить условия для формирования исследовательского интереса к изучению мира камней (познавательное развитие);

6. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);

7. Создать условия для развития причинно – следственных связей (социально – коммуникативное развитие);

8. Обеспечить развитие положительного отношения к природе и родному краю (социально – коммуникативное развитие).

Организация детских видов деятельностей.

1. Общение ребёнка с взрослым;

2. Общение ребёнка со сверстниками;

3. Экспериментирование;

4. Подвижная игра;

5. Дидактическая игра;

6. Продуктивная деятельность;

7. Поисковая деятельность.

Предварительная работа.

• Разучивание стихотворений;

• Отгадывание загадок;

рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых;

• изготовление «энциклопедий» о полезном ископаемом - каменном угле (совместно с родителями).

Дидактическое обеспечение. Образцы каменного угля, стеклянные емкост с водой, лупы, деревянные палочки, влажные салфетки, карточки – вопросы, книжка – альбом о камне, карта Хакасии, значки – обозначения полезных ископаемых, иллюстрация герба города Черногорска, мультимедийная установка.

Структура занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Давайте мы дружно с ними поздороваемся.

(Дети здороваются с гостями)

Воспитатель: Проходите, в кружочек скорее садитесь,

Друзьям и подружкам своим улыбнитесь.

Сегодня на нашем занятии мы с Вами продолжим знакомство с таинственным миром камней.

Создается проблемная ситуация: Одна из девочек обращается к воспитателю:

Девочка: Елена Ильинична!

Я сегодня в садик шла

Интересный камешек на дороге нашла

Он мне необычным показался

И даже след его на моих руках остался!

Ой! Кажется, у меня испачкались руки!

I. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что за камень Ксюша нашла? Может кто – то знает, как он называется?

Ответы детей

Воспитатель: Конечно вы правы – это каменный уголь. А что Вы знаете об этом камне? (Ответы детей) Как люди его используют? (Ответы детей о том, что уголь используется для отопления домов, бань.)

Воспитатель: Вы правы. В наши многоэтажные дома в трубы отопления поступает горячая вода, которая нагревается в котельных при сжигании угля. Воспитатель: А знает ли кто – нибудь из вас, как в природе образуется каменный уголь?

Далее, рассказ воспитателя с показом слайдов

Воспитатель: Давным – давно на нашей планете было очень тепло. Росли пышные густые леса. (показ слайда 1). Деревья вырастали огромных гигантских размеров. (показ слайда 2). Но с годами эти деревья и растения погибали, они падали в болота и мелкие озера. (показ слайда 3) Постепенно ветер нанес поверх этой растительной массы толстые слои песка, глины, земли. Эти слои с годами спрессовались, затвердели и через много – много тысяч лет превратилась в каменный уголь. (показ слайда 4).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру. Становитесь в круг:

«Много есть камней на свете

Поиграем с камнем дети?

Камни разные бывают

Наши дети это знают.

Раз, два – не зевай

Камень другу передай.

Пока музыка играет

Камень по рукам гуляет».

На ком музыка остановится – тот называет камень.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли каменный уголь использовать еще в каких – то целях, а не только как топливо?

(Ответы детей)

Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю Вам превратиться в ученых и исследовать этот камень. А раз мы ученые исследователи,

предлагаю надеть халаты и подойти к столу.

Дети надевают халаты

Воспитатель: У нас есть схемы обследования предметов. По этим схемам мы будем исследовать каменный уголь :

1. Валентин, выбери схему. Что она означает? (Ответ ребенка)

- Как можно определить твердый или мягкий уголь? Сожми в руке, определи какой он?

Воспитатель:

1. Ксюша, теперь ты выбери. Что будем определять по схеме?

«прочность»

- Как проверить прочность каменного угля сейчас посмотрим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет.

Воспитатель ударяет по куску каменного угля, завернутого в белую ткань, молотком: каменный уголь рассыпался на несколько мелких кусочков.

Выводы детей о том, что каменный уголь твердый, но не настолько прочный, как, например, мрамор. От удара он рассыпается на мелкие куски. Значит он хрупкий.

Воспитатель:

3. Алина, выбирай схему. Что будем определять по этой схеме?

«Оставляет след или нет».

Воспитатель: возьмите каменный уголь, попробуйте что – нибудь нарисовать на листе бумаги?

Воспитатель: Если уголь красит значит, что можно делать из каменного угля?

(Ответы детей)

Воспитатель показывает слайд

Воспитатель: Уголь является сырьем для изготовления красок (слайд 5,

Эмалей (слайд 6).

1. Воспитатель: Витя, выбери схему. Что по схеме будем определять?

«Запах»

Воспитатель: Давайте определим имеет ли уголь запах.

Ответы детей.

Воспитатель: Каменный уголь не имеет запаха.

2. Воспитатель: Дарина, твоя очередь выбирать схему. Что эта схема обозначает?

«Поверхность угля»

Воспитатель: Дарина, возьми в руки уголь. Какой он?

Ответ ребенка.

Воспитатель: Поверхность угля бугристая.

3. Воспитатель: Артем, выбирай схему. Что будем определять по этой схеме?

«Свойства в воде»

Воспитатель: как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что происходит с водой?

Ответы детей

Воспитатель: Почему выделяются пузырьки?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте подуем в коктейльную трубочку. Почему когда вы дуете, на поверхности появляются пузырьки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Так почему на поверхности воды образуются пузырьки, когда мы опускаем уголь в воду?

(Ответы детей)

Воспитатель: Оказывается в каменном угле есть воздух. И при опускании угля в воду, вода вытесняет воздух из угля. Поэтому появляются пузырьки.

4. Воспитатель: Даша, выбери схему, которая будет обозначать, что исследуемый объект при опускании в воду выделяет воздух.

Далее воспитатель показывает детям угольные таблетки.

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей) Кому – то из вас приходилось пить такие таблетки? (Ответы детей) Когда вам их давали? (Ответы детей)

Воспитатель опускает таблетку в воду и предлагает детям посмотреть, что происходит.

Воспитатель: В угольных таблетках тоже есть воздух. И поэтому в нее всасываются все вредные вещества, которые попадают к нам в организм.

8. Воспитатель: Рома, осталась последняя схема. Скажи, что она означает?

«растворяется в воде или нет»

Воспитатель: А как вы думаете, уголь растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой).

• Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? Так, растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется).

• Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.

Воспитатель: Замечательно потрудились и сейчас мы все это подытожим. Предлагаю поиграть в игру «Трик-трак».

(Дети передают друг другу кусочек угля, воспитатель задает вопрос, тому ребенку у которого в руках уголек. Если ответ утвердительный ребенок отвечает «Трик-трак это так!», при отрицательном ответе «Трик-трак это не так!»)

Вопросы для игры:

1. Каменный уголь всплывает на поверхность?

2. Уголь используют для изготовления драгоценностей?

3. Каменный уголь имеет черный цвет?

4. Каменный уголь растворяется в воде?

5. Каменный уголь не имеет запах?

6. Каменный уголь мягкий?

7. Каменным углем можно рисовать?

По окончании опытов дети снимают халаты и садятся на стульчики.

Далее воспитатель показывает слайды, где еще применяют каменный уголь.

Воспитатель: Ребята, а у нас в Хакасии есть каменный уголь?

Ответы детей

Воспитатель: У нас в Хакасии уголь начали добывать чуть более 100 лет назад. Залежи угля есть на территории Алтайского района (разрез «Изыхский», Бейского района. (Воспитатель прикрепляет к карте значки – обозначения каменного угля) Одно из крупных месторождений угля находится на территории нашего - Усть - Абаканского района - это Черногорское месторождение, город Черногорск. Как вы думаете, почему его так назвали: «Черно – горск»?

Ответы детей.

Воспитатель: Слово «Черно» - какое слово вам напоминает? Как это слово связано со словом уголь?

Ответы детей

Воспитатель: Вспомните легенду, которую я Вам рассказывала. Как в легенде рассказывается о том, почему так назвали город?

Ответы детей

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Мы землю глубоко копаем,

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли.

Воспитатель: Верно. Уголь добывают шахтеры, которые работают под землей в шахте. (Слайд 7). Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. (Слайд 8) Добытый уголь грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. (Слайд 9).

II. Заключительная часть

Воспитатель: Сегодня на занятии вы были активными, любознательными, узнали много интересного, много нового о каменном угле. Что вам понравилось на занятии?

Ответы детей

Воспитатель: Что оказалось трудным на занятии?

Воспитатель: Я для вас приготовила смайлики. Если вам понравилось занятие и вы узнали на нем что – то интересное для вас, то возьмите веселый смайлик. А если нет, то возьмите грустный смайлик.

Спасибо за внимание!

Использованная литература.

1. «Песок, глина, камни» Н. Рыжова («Дошкольное воспитание» №11 2003г.)

2. «Почемучка» А. Дитрих, Г. Юрмин «ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС» Москва 1997

3. «Горы» Ф. Лисак АСТ «АСТРЕЛЬ» Москва 2003

4. «Хочу все знать» «МиМ-ЭКСПРЕСС» Санкт-Петербург 1995

5. Журнал “Обруч”. Статья “Каменная эпидемия”. Н. Нестеренко, с. 22-24, №3

1999г.

6. «Происхождение гор и материков» В. А. Обручев «ОГИЗ» Москва 1948

Интернет ресурсы:

1. Социальная сеть работников образования (nsportal.ru)

2. Сайт издательского дома «Первое сентября» (festival@l semtember.ru)

Публикации по теме:

Конспект открытой НОД с элементами экспериментирования «Что мы знаем о каменном угле?» Конспект НОД на тему «Что мы знаем о каменном угле?"[/b] Программное содержание: • Развивать представление детей о богатстве недр Земли,.

План работы творческой группы воспитателей ДОУ на 2013–2014 учебный год План работы творческой группы воспитателей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Пчёлка» № 20 на 2013-2014.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «О чем рассказал каменный уголь»
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 09:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД