Марина Верховина
Конспект НОД в старшей группе «Быт и традиции русской старины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:продолжать знакомить детей с бытом русских крестьян,с избой,печью-главной частью избы;расширять и углублять представления о старинных семейных обычаях :рождение ребенка,обряд первого купания.
Развивать внимание,память,мышление.
Воспитывать у детей уважение,интерес к обычаям старины,доброту и любовь друг к другу.
Предварительная работа:чтение русских народных сказок,слушание русских народных песен,колыбельных;посещение уголка русской избы,беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба», «Я и мое имя».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Быт и традиции русской старины“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Материалы и оборудование:атрибуты русской избы,кукла,уголек,зерно,монеты,таз с водой,полотенце,русская рубашка,люлька,кусочек хлеба,соль,пирог,аудиозапись с плачем ребенка.
Ход:
В:-Дети, вы любите путешествовать?
Я приглашаю вас в путешествие!
Идём друг за другом. На пути-камень.
В. -Что это за камень?А камень не простой,на нем что-то написано?Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Направо пойдешь-далеко не уйдешь
Прямо пойдешь-в младшую группу попадешь
Налево пойдешь-много интересного найдешь
-Дети,куда же пойдем?
Д:-Налево.
-А где левая сторона?
-Ну,что же,в путь!
В. -Вот мы и пришли!
-Дети,куда мы попали?
Д. -В русскую избу.
В. -Посмотрите,сколько здесь интересных вещей.
-А почему вы решили,что это изба?
Ответы детей.
В:-А сейчас закройте глазки,возьмитесь за руки.
Воспитатель одевает русский народный костюм.
В. -Добрый день!Проходите,красны девицы и добры молодцы в горницу. Милости прошу!
-Что значит «милости прошу»?
Ответы детей.
В. -Да,значит,я прошу вас быть милыми,добрыми.
В. -Я,ребятки,вас ждала!
Пироги в печи пекла.
Скатерть гладила потом
Старым русским утюжком.
Стены все и уголки
Украшают рушники
Я сама их рисовала,
Ярким шёлком вышивала.
Нитки я брала потом,
Да узор плела крючком.
В ступке я муку молола,
Топором дрова колола.
Вот что значит горница-
Горница-узорница!
-Какое красивое слово –горница. Так что оно означает?
Д:-Комната
В. -Да,верно.
Русь деревянная-края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…
-А знаете почему Русь называли деревянной?
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Как назывался такой дом? (Изба)
И все в избе было сделано из дерева:и пол,и стены,и потолок,и мебель,и посуда.
-Послушайте загадку:
Стоит изба из кирпича
То холодна,то горяча.
Д:-Печь.
-Да,печь-самое главное в деревенской избе. Затрещит мороз,завоет ветер в трубе,а у печки и тепло и уютно. Русская печь всегда стояла посреди избы. Без печки нельзя было обойтись. Про неё в народе говорили: «Печка кормит,печка греет,печка-мать родная».
Печка не только обогревала избу. В ней пекли хлеб,готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду,обувь,грибы,ягоды. Здесь можно было спать. Для этого делали специальную лежанку. В старину и дети рождались не в роддоме,а на печи. Считалось,что родившегося на печи ребенка ожидает долгая и счастливая жизнь.
Дети грелись после зимней прогулки на печке.
Старики и старухи грели свои косточки,говорят-помогало.
Печь клали из кирпича,а потом обмазывали глиной. Человек,который умел класть печь,-печник-пользовался почетом и уважением.
В. -Дети,а какие вы знаете загадки про печь?
Дети загадывают свои загадки.
В. -А в каких сказках встречается печь?
Д. - «Гуси-лебеди», «Колобок», «По-щучьему велению».
В. -Что же ещё мы можем увидеть в русской избе? Отгадайте загадки.
1. Под крышей-ножки
На крыше-ложки
А рядом с ними
С похлёбкой плошки. (Стол)
2. Книзу узок,верх широк
Не кастрюля-… (Чугунок)
3. Не бык,а с рогами,
Не ест,а еду хватает,
А что схватит-отдает. (Ухват)
4. Колесо я заверчу
Веретёнце закручу.
Тянись нитка моя,
Нитка шёлковая. (Прялка)
5. В руки ты её возьмешь,
То растянешь,то сожмешь
Звонкая,нарядная,
Русская,двухрядная. (Гармошка)
В. -Много приходилось трудиться людям в старину. Но, как говорится: «Делу –время,а потехе-час».Потрудились,пора и отдохнуть. А поможет в этом песня-русская народная,задорная.
Физминутка. Исполняем русскую народную песню.
В:-Дети,что это за звук? Кто же это плачет? (Заглядывает в люльку,достает куклу)
В. -Вот кто у нас плачет-малыш. Он только сегодня родился,поэтому и плачет. Мы его сейчас покачаем,он и успокоится. (Ребенок качает люльку).
В. -С давних пор так повелось,когда рождается ребенок,родители придумывают ему имя. Давайте и мы нашему малышу дадим имя. Но имя будет не простое,а старинное. Какие вы знаете старинные русские имена?
Д:-Илья,Никита,Иван,Дарья,Варвара и т. д.
В. -А как же мы назовем малыша?
Давайте назовем его Егорушкой.
Пока он маленький его будут так звать. А когда вырастет,то его будут называть Егором. А вы знаете,что обозначает имя Егор?
Егор-это хозяин земли. Родители,когда называли его так,хотели,чтобы,когда Егорушка вырастет,у него было много земли,и чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает,что означает его имя?
В. -А у нас тоже есть Егорушка.
Люди с одинаковыми именами называются-тёзки.
-Сейчас мы нашего малыша будем купать в первый раз. Давным-давно во времена наших прабабушек и прадедушек были определенные правила первого купания ребенка. Посмотрите,что стоит у нас на столе?
Дети находят уголёк,зерно и монеты.
В. -Знаете,для чего эти предметы?
Д. -Нет.
В. -В таз с водой клали три предмета:уголек,монетки,зернышки. Давайте и мы с вами все сделаем по правилам.
-Что говорили,когда клали уголек?
-Привыкай к домашнему теплу! Иди,Настенька,положи уголек.
-Что говорили,когда клали зерышко?
-Будь всегда сыт! Иди,Максим,положи зернышко.
-Что говорили,когда клали монетки?
-Будь всегда богат! Иди,Ариша,положи монетки.
В. -Сейчас можно и купать Егорушку. (Выходят трое детей).
Тили-тили-тили
Мы по воду ходили
Воды для Егорки-
Полное ведёрко
Мыли-мыли-мыли
Бело-набело отмыли,
Лишь головка одна
Вся черным-черна.
Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш!
-Вот мы помыли и вытерли нашего Егорку,а что же дальше делали с ребенком?
Д:-Одевали.
В:-А одевали ребеночка в отцову рубашку,чтобы он был похож на отца с матерью,такой же добрый,честный,работящий. И приговаривали:
-Расти хорошо,малыш!
-Будь похож на отца с матерью!
-Трудись,как они трудятся!
-Отдыхай,как им отдыхается!
-А дальше мы его уложим спать. Куда?
Д:-В люльку.
В. -Посмотрите,что я нашла в люльке. Это хлеб и соль.
Дает детям попробовать.
В. -Вы знаете,что на Руси хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей. А когда рождался ребенок, то родители клали хлеб и соль в колыбельку и приговаривали: «Наконец-то ты родился,Егорушка!Долго мы тебя ждали!»
-Положим малыша спать и споем ему колыбельную.
Две девочки поют колыбельные и укачивают ребенка.
В. -Уснул наш Егорушка. Сегодня у него первый день рождения. А что принято делать в день рождения?
Д:-Дарить подарки.
Дарим подарок-оберег.
В---А в печке у меня уже поспел праздничный пирог. Я приглашаю вас,дети,к самовару на чаепитие. Давайте пригласим наших гостей:
-Милости просим,дорогие гости!
В:-Дети,возьмитесь за руки,закройте глазки.
Воспитатель снимает костюм.
В---Ребята,где мы с вами были? Вам понравилось?
Ответы детей.
В. -Всем спасибо за старание!