Куликова Светлана Анатольевна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Продукты питания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Образование прилагательных, антонимы, многозначные слова, глаголы, синонимы»
Цель: Упражнять в практическом употреблении прилагательных со
значением соотнесённости с продуктами питания.
Продолжать знакомить со словами -близнецами (омонимы,
Со словами-друзьями (разные по звучанию, но имеют
одно значение, синонимами).Со словами, которые
имеют противоположное значение (антонимы)
Познакомить со словами, которые обозначают действие предмета.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме „Продукты питания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Продукты питания
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать учить детей отвечать полными развернутыми
предложениями. Пополнять словарный запас детей.
Оборудование: конверт с письмом, игрушка Маши, целлофановые пакетики с крупами, плоскостные изображения бутылочек с картинками, картинки фруктов, клей, пластиковые стаканчики, трубочки, мяч, тарелочка с вареньем, ложки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети стоят полукругом. Здороваются с гостями.
2. Сообщение темы
Сегодня мы с вами будем говорить обо всём том, что можно кушать, о кашах, супах, напитках, о продуктах питания, о действии предметов и признаках предметов.
3. Основная часть
(Дети стоят в кругу и идет беседа с воспитателем)
- Ребята, что мы сейчас с вами делаем? (стоим, разговариваем)
- Правильно. Я вас о чем-то спрашиваю, а вы отвечаете. Люди, животные, птицы и даже предметы - выполняют какое-то действие.
Давайте поиграем. Я буду бросать мяч, называть предмет, а тот, кому я брошу мяч, говорит о возможном действии этого предмета.
НАПРИМЕР: Мяч - катиться, прыгает и т. д.
Солнце - светит. Дождь - льет, моросит, капает. Машина -
едет, остановилась. Дети - играют, спят, поют, танцуют.
Врач - лечит, дает лекарство. Собака - лает, охраняет.
Вода - течет, разливается.
- Понравилось играть? Видите, все, что находится вокруг нас - выполняет какое-то действие.
- Ой. я совсем забыла. Нам пришло письмо! (читаю письмо)
"Здравствуйте, дорогие ребята группы №6!
Приглашаю вас к себе на обед!
Мишка ушел на охоту, а меня оставил на хозяйстве. Надо приготовить много еды.
Гречневую кашу из гороха. Сварить персиковый сок из яблок. Маша"
Что-то я ничего не пойму. К то это - Маша (из мультфильма "Маша и Медведь".
- Не показалось ли вам письмо странным? Можно ли приговить гречневую кашу из гороха?Из чего готовят гречневую кашу? А из гороха какую кашу можно приготовить? А персиковый сок из яблок можно приготовить?
Да. беда. Надо помочь Маше, а то ничего у нее не выйдет и День рождения будет совсем грустный.
- Но подождите. тут приписка в письме.
Ребята, к нам можно добраться только по особой дорожке. Когда будете идти, ответьте, пожалуйста на все вопросы. Тогда дорожка приведет вас к нашему домику. "
(На полу дорожка, которая ведет к домику. Рядом, вдоль дорожки растут цветы, В озере плавают уточки, ползет змейка, играют куклы, едут машины. Надо ответить на вопросы: Какого цвета цветы? Что делают уточки? Куда едут машины? Что делают куклы? Какого цвета змейка? и т. д.)
- Тихо. кажется я слышу чей-то разговор.
- Кто вы? (Мы лисички, дружные сестрички)
- Ну а вы-то, кто же? (Мы лисички тоже)
- Как. с одной-то лапкой? (Нет. еще со шляпкой)
- Что-то я не пойму? Может вы ребята мне подскажете?
(это лисички - грибы, с одной шляпкой? И лисички - животные)
А. Так это наверно про слова - близнецы?
- Хорошо. а вот про эти слова, что вы можете сказать. Только слушайте внимательно!
В море суши полоса
Называется коса
И у девушки коса
Цвета спелого овса
На траве лежит роса
Косит травушку коса.
- Так сколько есть на свете кос?
Куршская коса, коса из волос, коса - инструмент)
- Это тоже слова-близнецы, но все они имеют разное значение.
Пойдемте дальше.
- Вот и пришли мы к домику. Появляется фотограИЯ Маши.
- Обратите внимание, дети, на лицо Маши. Какое оно? (лицо у Маши грустное, чуть не плачет)
- Какое настроение у Маши (грустное, унылое, невеселое и т. д.)
Да. Видно действительно ей очень грустно. Надо ей помочь. Обратите внимание, на столах, в тарелочках- крупа. Рассмотрите внимательно ее, возможно вам знакома одна из них.
- В зеленых тарелочках какая крупа? (гречка)
- Ребята, из- чего Маша обещала сварить гречневую кашу (из гороха)
- Есть ли в тарелочках горох?
- Какую кашу можно сварить из гороха? (гороховую)Потрогайте его.
- А из гречки?
Найдите эту крупу на столе. Потрогайте ее. Какого она цвета?
- А что это за белая крупа? (рис) Какую кашу можно из риса сварить (рисовую)
Точно так же рассматривают другие крупы и образовывают прилагательные из слов:гречка, горох, манка.
- Что еще хотела приготовить Маша на обед? (сок)
- Маша приготовила бутылочки. Помогите ей "разлить" сок. Выберите по картинке и наклейте каждый на бутылочку. На столах плоскостные бутылочки)
- Скажите, какой сок у вас в бутылочке?
- Из- чего готовят все эти соки (из фруктов)
- Молодцы. как вы быстро справились и помогли Маше.
Артикуляционная гимнастика
У вас на столах есть стаканчики с трубочками. Давайте представим, что пьем сок. Вытяните губы узкой воронкой. Сделайте вдох. Выдох. Расслабте губы. - 5 раз
Покажите узкое горлышко бутылочки. Вытяните губы то узкой, то широкой трубочкой.
- Ну что, кажется Маше мы помогли разобраться из какой крупы надо кашу готовить. И с соком разобрались.
А сейчас я предлагаю показать Маше как мы умеем определять признаки предметов.
На столах листочки с заданиями. Каждый должен проговорить свой ответ или нарисовать рисунок.
Например: камень тяжелый, а перо легкое. Красный шар летит, а синий нет. Красный карандаш длинный, а желтый короткий., и т. д.
4 Итог:
Ребята, погостили мы у Маши. Научили ее готовить кашу и сок. Как вы думаете. обрадовалась она нашей помощи? И какое у нее настроение?
А когда мы пришли какое настроение у нее было (грустное, унылое, невеселое). А сейчас? (радостное, веселое, светлое)
Еще научили ее находить признаки у предметов. Пора возвращатлся в детский сад.
Мы шли, шли, шли,
От Маши ушли.
Через полянку прошли,
В детский сад пришли.
Где мы побывали?Что готовили? Понравилось ли вам идти по волшебной дорожке? Что больше всего запомнили?
Спасибо всем!